Мы продолжаем исследовать псковский мир социальных сетей. Ранее описали вам местную диспозицию в Telegram, Instagram*, YouTube и «ВКонтакте». Сегодня настала очередь Twitter, который, с одной стороны, стал самой обсуждаемой соцсетью этой недели, а, с другой, почти не получил массового распространения среди лидеров мнений в российских регионах. С региональной политикой в социальной сети, действительно, дела обстоят плохо, зато в Twitter нам удалось обнаружить широкий спектр аккаунтов государственных учреждений.
Несколько недель назад стало известно, что Илон Маск хотел купить компанию, владеющую Twitter, за $44 млрд, но что-то пошло не так. Официальной причиной отказа от покупки сам бизнесмен назвал большую долю фальшивых аккаунтов и учетных записей, используемых для массовой рассылки. В результате акции Twitter стали резко падать в цене. За неделю их стоимость снизилась уже более чем на 10%. Поняв, что своей недопокупкой Илон Маск нанес серьезный финансовый и репутационный ущерб, компания подала в суд на миллиардера, чтобы тот завершил сделку по покупке социальной сети, сообщала газета The New York Times.
Микроблог Twitter: это удобство, быстрота, лаконичность, распространяемость и цитируемость. В Америке и Европе именно Twitter стал одним из излюбленных ресурсов зарубежных политических деятелей. Казалось бы, и в России такая соцсеть должна активно набирать популярность не только у представителей политической элиты федерального масштаба, но и среди политиков регионального уровня. Если какие-то федералы еще могут похвастаться успешным освоением Twitter, то региональные - совсем нет. Из фигур федерального масштаба сразу приходит в голову бывший генеральный директор государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» Дмитрий Рогозин, который с постоянной периодичностью пытается мериться твитами с Илоном Маском, из-за чего постоянно становится героем новых мемов.
Цифры, опубликованные на рекламных ресурсах Twitter, говорят о том, что на начало 2022 года у Twitter было 2,95 млн пользователей в РФ. Почему же в регионах политики, чиновники и госучреждения не спешат создавать аккаунты? Не способствует росту популярности соцсети и тот факт, что в начале марта Роскомнадзор заблокировал Twitter на территории России. Причиной блокировки стало распространение «недостоверной общественно значимой информации» о «военной операции» на Украине. Обращаю внимание, что заблокирован, не значит запрещен. Никаких специальных маркировок при упоминании социальной сети использовать не нужно, пользоваться можно, но только через VPN.
Самые интересные дискуссии, особенно на политические темы, на русском языке раньше происходили в Facebook*, а теперь все чаще – в Telegram. Псковские политики и чиновники эти дискуссионные площадки не очень-то жаловали до запрета Instagam*. Да и стиль их общения с аудиторией в большинстве случаев не подходит для Twitter. В соцсети можно публиковать сообщения длиной не более 140 символов, а у нас постоянно грешат публикациями официальных пресс-релизов, где 140 символов занимают только слова – провели, обсудили, приняли во внимание, рассмотрели, взяли на контроль, обдумали пути решения, согласовали, разработали. С такими клише в Twitter делать нечего.
К тому же, в этой соцсети нужно постоянно вступать в прямое взаимодействие с другими политиками и пользователями – вести дискуссии, спорить, открыто, четко и коротко высказывать свое мнение, которое чем-либо заинтересует общественность. К сожалению, у нас большинство региональных политиков и чиновников такой тягой к общению не славится.
Однако попытки освоения соцсети в регионе все же предпринимались, а некоторые и до сих пор продолжают публиковать заметки. Предлагаю посмотреть на это кладбище брошенных игрушек. В целом, псковские аккаунты политиков и значимых общественных персон можно разделить на две условные группы – «мертвые» и «активные». Как вы уже, наверное, догадались, первых в списке гораздо больше.
Удивительно, но в Twitter мне удалось найти достаточно широкий спектр государственных учреждений Псковской области. Первое, что приходит в голову - когда-то руководителям дали приказ – «надо Twitter». Однако даты создания аккаунтов показывают, что странички организациями были созданы, скорее всего, по собственной инициативе. Кто-то начал писать в соцсеть еще в 2013 году, кто-то - гораздо позже. Но факт один – ни одна из этих страниц сейчас не активна, где-то твиты не публиковались более 5 лет, где-то - вообще никогда.
Например, ГБУЗ Псковский онкологический диспансер создал страничку в мае 2018 года – не так давно. К сегодняшнему дню ни одного поста от имени лечебного учреждения так и не появилось. Псковский областной совет профсоюзов с ноября 2019 года собрал аж двух подписчиков. В начале посты выходили регулярно, но хватило организации ненадолго – до декабря 2020 года. Формат твитов очень странный, видно, что люди, которые пытались его вести не имели совсем никакого представления о том, как это нужно делать.
Государственную инспекцию труда в Псковской области можно было бы считать старожилами псковского Twitter, ведь аккаунт создан еще в октябре далекого 2013 года. Если бы не одно «но» - за 9 лет сотрудники инспекции так и не опубликовали ни одного поста.
Более ста подписчиков за время работы аккаунта удалось собрать аккаунту «Все новости клуба ФК Псков - 747 и Псковского футбола». Он был создан в сентябре 2012 года и активно велся до 18 мая 2013 года. В последнем твите владелец страницы написал о том, что в ближайшее время блог будет удален. Видимо, создание профиля не оправдало ожиданий. В итоге страничка осталась, но публикации на ней прекратились. Добавлю, что на текущий момент такого клуба, с цифрами в названии, уже не существует.
Еще одним неожиданным для меня открытием стал аккаунт Псковской митрополии. Я делаю ставку на то, что он был создан с приездом митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова). Он в целом славится своими прогрессивными подходами к работе, думаю, создание странички в Twitter было его инициативой. Тихон (Шевкунов) был назначен главой Псковской митрополии 14 мая 2018 года, а аккаунт «Псковская Митрополия РПЦ» появился уже в июне того же года. Как ни странно, страница и сейчас продолжает функционировать, несмотря на то, что соцсеть официально заблокирована в России. На аккаунт подписаны 116 человек, посты выходят не регулярно, но все же лента периодически обновляется.
Псковская область в Twitter, в основном, представлена либо пустыми, либо заброшенными аккаунтами. Псковских представителей партии власти в соцсети мне обнаружить не удалось. Во-первых, вероятно, они считают, что это нерационально, так как население региона массово не пользуется Twitter, соответственно, использовать его в информационно-агитационных целях нет никакого смысла. А, во-вторых, работать с американской социальной сетью для современных провластных политиков явно выглядит зашкварно, особенно после 24 февраля.
Поэтому вся региональная политическая жизнь представлена несколькими оппозиционерами. Неудивительно, что наибольшую активность в Twitter проявляет главный либеральный политик области - лидер местного «Яблока» Лев Шлосберг. Оно и понятно, так как это расчет на иную, непсковскую, аудиторию (в его аккаунте беспрецедентное, по местным меркам, количество подписчиков - 50 302 человека). Зарегистрировался в соцсети он в 2011 году и до сих пор активно продолжает вести страницу. Его примеру следуют и пара его соратников. На этом все. Ясно, что в Псковской области Twitter в ближайшее время не станет политической социальной сетью.
Как видите, абсолютное большинство политиков регионального уровня не используют один из наиболее современных и комфортных ресурсов — Twitter для формирования политического имиджа. Хотя опыт крупных зарубежных и российских политиков показывает, что соцсеть однозначно помогает формировать необходимый образ, вызывать интерес к персоне и привлекать потенциальных избирателей. Еще недавно мы сетовали, что в Telegram складывается похожая картина, при этом понимали, что в скором времени все изменится. А вот надежды на воскрешение или внезапный всплеск региональной активности в Twitter нет. Ни первых лиц региональной власти, ни представителей партий мы в Twitter, вероятно, уже не увидим.
Ксения Журавкова
* Деятельность Meta Platforms (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.