В последние месяцы в социальных сетях происходят серьезные перемены, можно сказать, тектонические сдвиги: отмена монетизации, блокировки, замедление скорости работы, а у кого-то наоборот невиданный всплеск активности и рост аудитории. Попробуем разобраться, что меняется, кто приобретает, а кто теряет позиции и подписчиков, с чем все это связано и что может быть впереди?
«Вконтакте» бьет все рекорды по посещаемости. По последним данным, опубликованным компанией в марте, дневная аудитория соцсети в России выросла на 4 млн человек. А к концу месяца общая аудитория впервые превысила 100 млн пользователей. Социальная сеть доподлинно установила новый рекорд по дневной аудитории в России. Пользователи создают и потребляют больше контента, а также чаще заводят друзей – число «новых дружб» выросло на 250%, количество регистраций новых пользователей увеличилось более чем в 4 раза.
Думаю, что причина такого всплеска активности аудитории очевидна – блокировка соцсетей Instagram* и Facebook*, отсутствие возможности публиковать новые видео в TikTok. Что делать простым пользователям? Про Telegram мы уже говорили – с начала спецоперации аудитория приложения также значительно увеличилась, но тематики каналов и публикаций, в большинстве своем политические, интерфейс очень сильно отличается от других привычных сетей. Вот и остается только «Вконтакте» - у массовой аудитории просто нет другого места для просмотра мемов, публикации личных фотографий и поиска смешных видео. Соцсети, в их привычном понимании, медленно умирают. Это хорошо видно по цифрам. К сожалению, последние данные об охватах в различных соцсетях датируются мартом. Не самые свежие, но по ним хорошо можно отследить тенденции.
Компания Mediascope посчитала, что аудитория Instagram* в России после блокировки снизилась на 16% , а РБК говорит, что количество посещений упало всего с 39 млн пользователей до 34 млн в день. А блогеры жалуются, что ежедневные охваты в сторис упали примерно на 30%. Что касается Facebook*, до блокировки им ежедневно пользовались около 10 млн россиян, после - аудитория постоянно снижается — и уже достигла 6 млн (информация середины марта).
TikTok сейчас находится в странной позиции. Россиянам в приложении все также можно смотреть видео, подписываться на каналы и ставить лайки, загружать новые ролики запрещено. Получается, что по большей части аудитория потребляет архивные видео, записанные до начала спецоперации. Однако ежедневная посещаемость сервиса от этого почти не изменилась — около 31 млн. Я, например, по ощущениям, уже почти достигла «дна» TikTok: почти все видео, которые мне сейчас показывает соцсеть, относятся к ноябрю-декабрю 2021 года.
Сейчас в России заблокированы более 1 000 интернет-сайтов, в том числе СМИ и соцсети. Трафик снизился, но не прекратился. Россияне массово и очень стремительно освоили VPN. Напомню, что VPN — обобщенное название технологий, позволяющих обеспечить одно или несколько сетевых соединений поверх другой сети. То есть, при включенном VPN вы, как будто, территориально находитесь в другой стране (можно выбрать), соответственно можете пользоваться всеми сайтами и социальными сетями, которые там не запрещены.
Только задумайтесь, в феврале 2022 года VPN пользовались 1,6 млн россиян, а в мае уже 24 млн. Получается, что это примерно каждый 6 россиянин от младенца до старика.
Казалось бы, ну и пользовались бы все, почему охваты-то падают? Во-первых, Роскомнадзор не дремлет. Недавно он начал новую волну блокировок VPN-сервисов. Пользователи просто устают искать новые приложения взамен заблокированных. А во-вторых, многие российские сайты, например, налоговая и госуслуги с включенным VPN просто не работают. Пользователям приходится постоянно включать и выключать «тумблер» снова и снова. Многим кажется это занятие весьма утомительным.
В любом случае, пока виртуальные частные сети (VPN) в России официально не запрещены. Но при использовании приложения нужно понимать, что у нас в стране сам доступ к материалам и сайтам, которые заблокированы Роскомнадзором, является незаконным. Хоть юристы и говорят, что если вы смотрите «запрещенку» через VPN, ответственность лежит на провайдерах, а не на вас - пользователях, решение о скачивании приложения принимать только вам. Пока мы доподлинно не знаем, как будет работать тот или иной запрет, нам еще предстоит дождаться прецедентов или их отсутствия.
В целом, бренды легко адаптируются, перестраивают работу, переносят продажи в работающие сети. Хотя блокировка Instagram* равна потере огромных инвестиций, потраченных на набор аудитории и создание контента. Но критического удара за блокировкой соцсети не последовало. Роковой она стала разве что для совсем мелких предпринимателей и Instagram-магазинов, у которых и бизнес-то в большинстве был нелегальным.
Хоть у каждой социальной сети и сложилась своя аудитория, сейчас активно идет процесс «перемешивания». Все пытаются найти для себя либо способ остаться пользователем привычных, но заблокированных сетей, либо ищут удобные и быстро работающие аналоги. VPN решает ситуацию лишь частично, да и используют его не все, а только наиболее активные. Люди старшего поколения более ориентированы на те соцсети, где происходит непосредственное общение с родственниками, друзьями и коллегами. Бизнесу выбирать не приходится – нужно вновь учиться зарабатывать там, куда уходит платежеспособная аудитория. Отсюда и такой сильный всплеск активного роста «Вконтакте». На текущий момент команда соцсети активно занимается развитием новых функций. Возможно, со временем им удастся сделать площадку комфортной и для тех, кто любит просто переписываться с друзьями, и для тех, кто смотрит короткие видеоролики, и для бизнеса. Очевидно, массовую аудиторию «Вконтакте» вновь завоевали и даже удвоили. Не без помощи Роскомнадзора и суда, но факт остается фактом.
Ксения Журавкова
* Деятельность Meta Platforms (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.