Псковская Лента Новостей представляет очередной выпуск программы Александра Донецкого «Акценты». Напомним, комментарий политических и социокультурных событий выходит в эфире радио «Эхо Москвы в Пскове», а затем текст программы публикуется на сайте ПЛН.
Темы выпуска:
Главная тема недели – это, конечно, Навальный и все, что вокруг и дальше. Во вторник, 2 февраля, произошло то, в чем, кажется, никто не сомневался: Симоновский суд Москвы заменил Алексею Навальному условный срок на реальный, приговорив оппозиционера к трем с половиной годам колонии общего режима. Навальный проведет в заключении два года и восемь месяцев — ему зачли год, проведенный под домашним арестом во время предварительного следствия по делу «Ив Роше».
То есть все вышло, как многие и предсказывали: 17 января Навальный летел в тюрьму, и в действительности, когда он находился в салоне самолета, самое время было «водочки выпить». Это я отсылаю радиослушателей к той шутливой цитате из культового фильма «Брат 2», - по общему признанию, не самой удачной, - которую воспроизвела жена Навального Юлия перед взлетом: «Мальчик, водочки нам принеси, мы домой летим».
Внезапное возвращение Навального в Россию с последующей перспективой ареста было прямым вызовом Кремлю, и, с одной стороны, сильно подогрело политическую ситуацию внутри подмороженной страны, а, с другой, уже привычно обострило положение России на международной арене – очередными санкциями нам вновь грозит весь коллективный Запад – от фрау Меркель с Евросоюзом до «свежеинаугурированного» президента США Джо Байдена.
Кроме того, наблюдается и еще один эффект, связанный с масс-медиа: камбэк «берлинского пациента» окончательно реабилитировал его фамилию в федеральном телеэфире. Пусть иначе как «предателем» на пропагандистских ток-шоу типа «Соловьиного помета» Навального и не называют, тема ареста и случившихся в России протестов сейчас в политическом телевизоре – главная и основная. Так или иначе Навальный своего добился. Теперь он тот, кого можно называть. Остается вопрос: «А стоило оно того? Не лучше ли было остаться невозвращенцем на Западе, но зато свободным человеком?».
Да, в русской традиции принято сочувствовать арестантам, особенно, когда люди убеждены, что сиделец страдает «за идею», по неким «высшим» политическим мотивам. Однако в объявленные штабами Навального дни протеста мы все убедились, что никакие миллионы россиян за него сейчас выйти на улицы и получить дубинками по головам не готовы. Да, на несанкционированные протестные акции вышли тысячи людей, но этого явно недостаточно, чтобы продавить власть. По крайней мере, на нынешнем этапе ее существования.
Наоборот, очевидно, что на этот раз режим продемонстрировал известную жесткость, если не сказать, жестокость, - особенно в день приговора Навальному, 2 февраля, когда ночные видео из центра Москвы напоминали хрестоматийные кадры разгонов демонстраций антиглобалистов где-нибудь в Париже. Но в Европе или Америке жесткие действия полиции обычно оправданы погромами и поджогами, которые устраивают радикальные демонстранты, у нас же ничего подобного не наблюдалось.
В центр столицы, судя по видео, вышла вполне себе мирная молодежь да журналисты, которые явно ничего громить не собирались. И, тем не менее, «космонавты» махали своими дубинами, будто перед ними какие-то анархисты с кастетами и коктейлями Молотова. Власть дежурно оправдывает свои действия тем, что акции несанкционированные, то бишь незаконные. А если ты, протестант, вне закона, то изволь получить дубинкой по башке. А потом еще и заплатить штраф за это сомнительное «приключение» – от 10 до 20 тысяч рублей.
У нас в Пскове, если не считать превентивных задержаний политических активистов, которых полицейские давно узнают в лицо даже в масках, все прошло более-менее мирно: 23 января пришло, по разным оценкам, от нескольких сотен до тысячи человек (что вызвало в соцсетях некоторую эйфорию), 31-го числа – уже значительно меньше. То есть назовем вещи своим именем: протесты в Пскове сдулись, не успев начаться, - уже на второй акции. Местные лидеры системных партий: КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России», - навальнистов и иже с ними не только не поддержали, но и осудили. Что теперь вызывает много вопросов к предвыборной тактике Навального под названием «Умное голосование» (если кратко: «голосуй за любого достойного и имеющего шансы победить кандидата, кроме единоросса»).
Где-то эта тактика борьбы с «Единой Россией» в 19-м и 20-м годах даже сработала, и в выигрыше оказались зюгановцы и жириновцы. Но вот настал «час икс», и тут вдруг с последней прямотой выяснилось, что союзников среди системной оппозиции у несистемного Навального как не было, так и нет. Так зачем отдавать голоса, допустим, коммунистам, если в своем отношении к Навальному они, по сути, ничем не отличаются от «Единой России»? По итогам январских протестов «Умное голосование» на поверку оказалось «голосованием глупым».
Единственным, кто в этом январе выгадал на ситуации с объявленными штабами Навального протестами, это лидер псковских яблочников Лев Шлосберг, который всячески ловил политический хайп на фигуре Навального, в какой-то мере «оседлал» местный протест и даже стал его «лицом». Он активно «топил» за протесты в соцсетях и ЮТубе, напрямую обращался к полицейским, словом, получал политические очки. При этом не обошлось без конфуза, связанного с выложенным в сеть «объяснением» Шлосберга в полицейском околотке о том, как он очутился в числе «гуляющих» 23 января (напомню: за пиццей в «Маму Рому» вышел).
Если вынести этот смешной и неприятный инцидент за скобки, в целом Лев Шлосберг, повторюсь, весьма успешно «присел» на чужую борьбу и выгодно для себя использовал ситуацию: порой создавалось впечатление, что лидером протестов в Пскове являются вовсе не активисты Штаба Навального, а именно Шлосберг, что не может не вызывать даже некоторого восхищения: вот как надо уметь манипулировать общественным мнением! Ловко, ничего не скажешь. Однако на акцию у фонтана в Ботаническом саду 31 января Лев Шлосберг уже предусмотрительно не пришел. Новых «объяснений» в полиции сочинять не пришлось. Что по-человечески понятно: одно дело призывать к протестам из теплого кабинета с домашним интернетом и заранее купленной вкусной пиццей, и совсем другое – снова оказаться в числе задержанных. Этого неприятного опыта депутат Псковского областного Собрания решил не повторять.
Что дальше? В ближайшие несколько недель в России не будут организовываться несанкционированные акции протеста. Об этом заявил руководитель сети региональных штабов Навального Леонид Волков из Риги в эфире программы Navalny Live. Как резонно пояснил соратник оппозиционера, цитирую: «Если мы будем выходить каждую неделю, мы будем получать еще тысячи арестованных и сотни избитых. Будет парализована работа штабов и будет невозможна работа по выборам... Это не то, что мы хотим».
То есть скептики и пессимисты оказались правы: обещанной некоторыми политологами «белоруссизации» и «хабаровизации» протеста не вышло. К тому же и в соседней Белоруссии, и в далеком от нас Хабаровске протесты в итоге сошли на нет. Волков, впрочем, обещал вернуться к протестной активности весной и летом, ближе к выборам в Госдуму, цитирую: «Мы хорошо подготовим и проведем что-то большое и весной, и летом. У нас никуда не денутся поводы и никуда не денутся требования».
При этом Волков опять говорил о расширении базы «Умного голосования». В этой ситуации предреку, что, опять же, главными бенефициарами протестной активности имени Навального окажутся именно системные парламентские и непарламентские партии. Ведь кандидатов от Навального на выборы не допустят, а значит, протестные настроения так или иначе перельются в другие политические каналы, например, к тому же «Яблоку», а уж Лев Шлосберг знает, как воспользоваться этим «гешефтом» в ходе избирательной кампании. Да и жириновцы с зюгановцами от электорального «бонуса» вряд ли откажутся.
А я продолжаю. Долгожданные позитивные новости с фронтов борьбы с коронавирусом. Авторитетный медицинский журнал «Ланцет» подтвердил высокую эффективность российской вакцины «Спутник V». Все критики отечественной вакцины посрамлены. Теперь остается дождаться не объявленной, а реально массовой, то есть поголовной, вакцинации населения, чтобы наконец-то справиться с этой заразой. Пока она, увы, не отступает, и люди продолжают от ковида умирать. Тем не менее, обнадеживающая статистика (выход на плато и постепенное снижение числа новых заражений) позволила региональному оперштабу по борьбе с эпидемией объявить об очередном ослаблении ограничительных мер.
Итак, с четверга приняты следующие послабления режима: максимальная заполняемость театров и филармонии увеличивается с 25% до 50%; экскурсионные группы увеличиваются до 25 человек; возобновляется работа аквапарков при соблюдении всех санитарных требований; требование к работодателям о переводе 30% сотрудников на дистанционный режим становится рекомендательной нормой; с 10 февраля режим самоизоляции для людей 65+ становится рекомендательным. Действие прочих ограничений сохраняется до 9 февраля включительно, однако, если положительная тенденция по статистике сохранится, губернатор Ведерников анонсировал очередные смягчения ограничений уже на следующей неделе.
Фото: социальная сеть «ВКонтакте»
И я завершаю. По традиции – курьезом. Жительницу Пскова возмутила вывеска сервиса по доставке суши и роллов, который начал свою работу в конце прошлого года. Такое сообщение опубликовала Псковская Лента Новостей. Цитирую новость: «Я что-то пропустила в жизни! Идя по Рижскому проспекту, вижу вот это. Куда мы катимся, псковичи?» - выразила негодование горожанка. По ее мнению, открывать в России «кафе с таким громкоговорящим названием» - это оскорбление».
Как уже наверняка догадался проницательный радиослушатель, речь идет о скандально известной сети доставки суши и роллов, двусмысленное название которой можно печатать, поскольку формально слово не нарушает закон, но вот неизбежные слуховые ассоциации с известным матерным глаголом на букву «Е» и его производными все-таки возникают, в связи с чем название трудно произнести вслух.
И вовсе не потому, что я страдаю каким-то там ханжеством, скорее, наоборот. Просто кто-то может недослышать и принять русскую транскрипцию японского предложения (в переводе: «день недели - суббота») за выражение, восходящее к слову, которое в словаре русского мата имеет следующее определение: обсценное, грубо-просторечное: «Совершать половое сношение с кем-либо; выполнять роль активного полового партнера». Вдруг кто-то нас действительно неправильно поймет и обидится? Люди-то разные.
Однако авторы провокационного бренда именно этого и добиваются - возмущения. Собственно, на игре слов и их пикантных смыслов и строится весь маркетинг бизнеса по доставке суши, который успешно развивается с 2016 года по всей стране и вот – добрался до Пскова. Скандалы с неприличным, по мнению некоторых чувствительных граждан, названием уже случались и прежде, и дело даже доходило до суда. Вот, в 2018 году Красноярский суд вынес решение, цитирую: «Наименование не имеет близкого сходства с бранной ненормативной лексикой русского языка, не соответствует русскому сквернословию»
Формально, напрямую не соответствует, а по замыслу и на слух – вполне. В чем, повторюсь, и заключается концепция продвижения сервиса по стране. Что подтверждают и названия блюд, все эти «Си Сяке» или «Куни Ли», а также рекламные наклейки на роллах и суши, цитирую: «Твой рот давно этого ждал» или «Удовлетвори свое желание двумя пальцами».
Что ж, тут остается только поиронизировать. Каждый достигает пика продаж доступными ему средствами. Кто-то раскручивает шаурму на имени Сталина, а кто-то делает бренд на лингвистической игре с сексуальным подтекстом и размещает рекламу еды на порно-сайтах. Да, был в истории сервиса и такой факт. И судя по всему, размещает весьма успешно, раз уж эпатирующий вкусы публики бренд дошел и до нашего богоспасаемого Пскова.
На этом пока все. Это были «Акценты» Донецкого. Берегите себя!
Александр Донецкий