Коронавирус внес серьезные коррективы в рабочий ритм и жизнь практически каждого из нас. Однако самая большая нагрузка, несомненно, легла на плечи медиков. О том, как сфера здравоохранения в Псковской области переживает непростые эпидемические времена в прямом эфире на радио «Эхо Москвы» в Пскове (102,6 Fm) выступил депутат Псковского областного Собрания, заместитель главного врача Псковской областной больницы по хирургии Игорь Дитрих.
- Игорь Иванович, как вы считаете, хватает ли сегодня людям информации о коронавирусной инфекции, которая поступает именно от профессионального сообщества, а не от мнимых экспертов? Нет ли здесь дисбаланса?
- Мы давно знаем поговорку о том, что в медицине разбираются все. Все знают, что надо сделать и как. Думаю, что это все-таки не так. Поэтому и собирается штаб при губернаторе, проводится много селекторных совещаний между главными врачами и узкими специалистами. Это профессионалы в своем деле, они принимают решения – не сиюминутные, а с опорой на определенный законы в медицине, эпидемиологии. Это как закон Ньютона, никто же не оспаривает закон всемирного тяготения? Почему же люди спорят с законами медицины?
Пандемия должна пройти свои определенные этапы. Уже исторически на опыте многих эпидемий, которые проходили раньше в мире, выработана тактика, что делать на первом этапе, что на втором, что на третьем. Но надо, чтобы население доверяло медикам и делало то, что им предписывают. К сожалению, все объяснить населению, которое чаще всего не имеет медицинского образования очень сложно.
Бывают разные мнения, и споры даже среди профессионального сообщества. Но должна быть четкая грань между профессионализмом и популизмом. К сожалению, эту грань, наверное, не каждый человек может для себя провести.
- Действительно, решения по коронавирусу, которые принимаются на заседаниях оперативного штаба с присутствием специалистов, органов исполнительной власти не все принимают однозначно. Многие спорят, нужно ли еще больше «закручивать гайки». Стоит ли, на ваш взгляд, ужесточать ограничительные меры?
- Наверное, неправильно ставить вопрос – должно ли быть жестче или мягче. Должно быть неукоснительное соблюдение предписываемого санэпидрежима. Если его будут соблюдать все и везде, то никаких жестких санкций не потребуется.
Нужно, чтобы и каждый сам это понимал, и чтобы работодатель следил, чтобы на каждом рабочем месте все соблюдалось. Еще раз повторю, эпидемия все равно будет идти своим чередом, будет идти определенный заданный природой срок. Наша задача - своими действиями не удлинять этот срок до бесконечности, чтобы в один день не заболело все население и чтобы эпидемия прошла с наименьшими для нас потерями.
- Губернатор как-то сказал, что сейчас медицина в Псковской области работает на пределе возможностей. Врачи оказались готовы к такой нагрузке?
- Предел возможностей у врачей неограничен. Наверное, не очень хорошо сравнивать с войной, но в такие тяжелые времена разве говорят о пределах возможностей?
Да нагрузка выросла, объем пациентов увеличился, и доктора, и медсестры, и обслуживающий персонал болеют. И это на фоне нехватки кадров. Но проблем практически нет. Все готовы работать за двоих, а то и за троих. Мы все прекрасно знаем, что пандемия закончится. У нас есть силы и возможности, чтобы ее победить.
Хотя у кого-то и не выдерживают нервы. Но, значит, человек изначально был недостаточно психологически подготовлен. Медики должны быть всегда готовы к массовой нагрузке, будь то пандемия, война или техногенная катастрофа.
- А что с плановой медицинской помощью?
- Другие заболевания медицинские учреждения всех уровней все равно продолжают лечить. Но тут нужно понимать, что есть заболевания, которые наносят вред человеку в виде ухудшения качества жизни, а есть болезни, которые если не лечить, то могут привести к различным негативным последствиям вплоть до летального исхода. Каждый доктор сейчас это четко понимает и при обращении каждого пациента взвешивает ситуацию. Если болезнь только ухудшает качество жизни, то госпитализации сейчас отодвигаются на период окончания пандемии. Если же угрожают серьезным негативным развитием заболевания, то таким пациентам оказывается незамедлительная помощь.
Отмечу, что в эпоху до пандемии в областной клинической больнице выполнялось 800-900 операций в месяц. Сейчас выполняется по 1200-1300.
Понятно, что некоторые хотят получить медицинские услуги прямо сейчас. Исправить, к примеру, деформацию ушной раковины или носа, но небольшое нарушение дыхания не приведет ни к каким последствиям, а инфаркт или онкологическое заболевание должны даже в этих условиях стоять на первом месте. Качество жизни мы повысим чуть позже.