Сегодня, 4 ноября, в России отмечается День народного единства. Этот государственный праздник был учрежден в 2005 году, но своими корнями уходит к началу XVII века. 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года народное ополчение во главе с земским старостой Кузьмой Мининым и князем Дмитрием Пожарским освободило Москву от польских интервентов. В 1613 году царь Михаил Федорович учредил в честь тех событий День очищения Москвы от польских интервентов, а в 1649 году по указу царя Алексея Михайловича дата была объявлена церковно-государственным праздником. Позже, после революции 1917 года, традиция отмечать эту дату прервалась. Вернулись к ней в начале XXI века. Что такое «День народного единства» сегодня — важный праздник или просто выходной? Своим мнением на этот счет в эфире радио «Эхо Москвы» в Пскове поделились председатель Молодежного парламента при Псковском областном Собрании Юлия Лысова, ее заместитель Владлен Небейголова, член Молодежного парламента Елена Вариксоо и вице-спикер областного Собрания, куратор Молодежного парламента Виктор Остренко.
Константин Калиниченко: Что для вас День народного единства: праздник, важный для страны, ее граждан или просто удачно выпавший выходной посередине недели? Владлен, начнем с вас.
Владлен Небейголова: Приезжая в Москву, я, как и все жители нашей страны, иду на Красную площадь. Это, пожалуй, самое главное, самое важное место в нашей стране, где сплетались важнейшие моменты ее истории. Здесь находится памятник Минину и Пожарскому, и неспроста. Именно они в 1612 году, в роковой для страны момент, сплотили граждан и спасли страну. Поэтому, на мой взгляд, этот день можно считать днем рождения нашей страны. Действительно стоял вопрос о ее сохранении как геополитической единицы. Поэтому, на мой взгляд, этот день крайне важен, и очень правильно, что мы его отмечаем сейчас.
Константин Калиниченко: Юлия, а для вас это праздник или просто еще один выходной?
Юлия Лысова: Конечно, для любого русского человека выходной — это всегда хорошо, но если говорить о праздниках, 4 ноября — это особая дата для нашей страны. Мы живем в многонациональной стране, если не ошибаюсь, у нас проживает более 180 народностей, поэтому культура, менталитет, традиции людей, с которыми мы живем бок о бок, их объединение и недопущение разрозненности — очень важный политический и культурный момент. Поэтому считаю, этот праздник заслуживает не только внимания, но и дальнейшей популяризации.
Константин Калиниченко: Елена, вы представитель хорошо известной в Псковской области народности сето. А для вас День народного единства имеет какой-то особый смысл?
Елена Вариксоо: Для меня этот праздник - прежде всего, повод вспомнить о событиях начала XVII века, потому что это один из незаслуженно обойденных вниманием периодов истории, о котором мы очень мало знаем и очень мало помним. День народного единства позволяет вспомнить о людях и событиях, связанных в том числе с историей Псковской земли. Это повод для всех нас снова познакомиться с теми народами, которые живут в нашей стране, а у нас даже более 190 национальностей. И это повод для нас стать немного ближе друг к другу. Чем лучше мы друг друга знаем, тем лучше понимаем и тем лучше друг к другу относимся.
Константин Калиниченко: Виктор, многие испытывают скепсис не только по поводу 4 ноября, а в целом по поводу так называемых новых праздников, которые появились в России уже после распада СССР, в 2000-х. Наверное, такие праздники и дальше будут появляться. Например, День обновленной Конституции, может, появится в будущем. Или День падения рубля ниже ста за доллар. Или еще какой-нибудь неожиданный праздник у нас случится. Не кажется ли вам, что День народного единства в некотором смысле праздник искусственный? Меня удивила история, когда в прошлом году губернатор, по-моему, Калужской области пытался сделать праздником день стояния на реке Угре. Мне кажется, это несколько искусственно. Или это не проблема?
Виктор Остренко: Справедливости ради давайте скажем, что День народного единства - это никакой не новый праздник, а восстановленный. Его учредил еще царь Александр Михайлович в память о важных роковых момнетах для государства российского. Он не назывался «День народного елинства», а был посвящен иконе Казанской Божией Матери, защитницы земли русской в те важные переломные моменты. Поэтому говорить, что это абсолютно новый праздник современной России нельзя. Ну и, в принципе, когда мне говорят, что есть скептики, которые испытывают проблемы с восприятием современных праздников, мне кажется, это экзистенциальные проблемы самих скептиков, и им самим с этим разбираться. Конечно, этот праздник дает свое звучание. Владлен сказал, что у него он вызывает ассоциации с Мининым и Пожарским. А меня, почему-то, этот праздник возвращает в 90-е годы, которые были серьезным испытанием для всего постсоветского государства, когда оно было подверженно самым сложным геополитическим вызовам, связанным с игрой на противостоянии национальных интересов, с игрой, связанной с межэтническими интересами - с тем, что зачастую является основой для конфликтных современных практик, управляемых извне. Поэтому то, что в современной России появился такой праздник, было естественным отражением запросов общества и вопросов, которые было нужно сформулировать как новую ценность, которую мы в какой-то момент теряли — ценность многонациональной и многоконфессиональной страны. Очень многие противопоставляли ситуацию нового праздника Седьмому ноября и говорили: «понятно, советский праздник надо поменять на какой-то другой». Само упрощение этой формулировки - на потребу политический конъюктуры. Действительно, если смотреть на то, что 7 ноября был праздником, связанным с революцией и разобщением...
Константин Калиниченко: Это был по сути день начала гражданской войны.
Виктор Остренко: Абсолютно верно. Это в принципе военный переворот, который за собой нес и другие смысловые нагрузки. Но это всегда опасность для государства, всегда риск для людей, которые смотрят консервативно на существование самого государства. Поэтому посылы, которые дали возможность создать новый праздник и сфокусировать внимание на ценности объединения народов, важнее, чем тот праздник, который был связан с моментом госпереворота...
Константин Калиниченко: ... и который точно так же может считаться искусственным и придуманным. С историей понятно. А в современности, как вам кажется, насколько тематика единения народов актуальна? Сейчас 2020 год, мы столкнулись с другими проблемами... Может, наоборот, надо жить, как современная Европа, где государственная граница носит условный характер, и любой человек может свободно перемещаться? Может, есть смысл жить, не думая о том, единый мы народ или разобщенный? У нас тут коронавирус, масса других проблем...
Елена Вариксоо: На мой взгляд, все наши проблемы - в том числе от недопонимания друг друга. Мы живем в мире, где много различных культур и конфессий. Когда мы не понимаем национальную культуру другого человека, нам она кажется априори неправильной просто потому, что она другая. По сути, чем больше мы знаем друг о друге, чем больше понимаем друг друга, тем меньше агрессии по отношению друг к другу происходит в современном мире, и поэтому так важно больше знать друг о друге.
Константин Калиниченко: И важно в данном случае не считать, что мы лучше, чем кто-то, что мы более правильно в Бога верим, чем кто-то, и более правильно ведем себя в других контекстах.
Виктор Остренко: Этот как раз вопрос, который связан с важной составляющей ценности. И здесь важно сказать, какие ценности в нас генетически заложены. Они, по большому счету, и являются определяющими в организации нашей общественной жизни в том числе. Многовековая история нашего государства - как раз носитель этого генетического кода нации. Ситуации многонациональной страны мы понимаем несколько по-другому, чем это звучит в той же самой Европе с ее либеральными взглядами. И мы видим, как стираются ценности, которые были традиционныим для общин, которые представляют современное европейское государство сегодня. Например, 2010 год был определяющим для малочисленной народности сето, которая преимущественно проживает в Псковской области, а также в ряде других регионов и в Эстонии. РФ признала сето малочисленным коренным народом. Это чрезвычайно важно для самоопределения, чтобы внутри народа продуцировался генофонд и осознание себя как отдельного народа, чтоб сохранять эти традиции, культуру и язык, который не имеет письменности. В этом и была задача. Притом, что, насколько я знаю, в Эстонии, где тоже проживают сето, такого решения не было.
Елена Вариксоо: Абсолютно верно. Там сето - носители выруского диалекта эстонского языка.
Константин Калиниченко: Елена, может, более точно скажете. Помню по новостным сообщениям, что на территории Псковской области проживает около 200 представителей сето.
Елена Вариксоо: По переписи 2010 года — 214 человек.
Константин Калиниченко: Удивительно, что в государстве с населением почти 150 миллионов, у которого на многое не находилось ни глаз, ни рук, нашлись законодатели, которые смогли обратить внимание на малочисленную народность, которая в любой другой ситуации была быть ассимилирована более крупным народом, и лет через 20 - 30 это была бы уже история, а не современность.