Представляем вашему вниманию текстовую версию программы «Гайд-парк», вышедшую в эфир радио «Эхо Москвы» в Пскове 8 мая. Гостем студии стал заместитель главы города Пскова, председатель комиссии по регламенту и депутатской этике Псковской городской Думы Владимир Воробьев («Единая Россия»). Ведущая Любовь Кузнецова обсудила с ним новый формат проведения праздничных мероприятий, посвященных 75-летию Победы, в условиях карантина по коронавирусу, поговорила о патриотическом воспитании молодого поколения и о деятельности комиссии по регламенту и депутатской этике.
Любовь Кузнецова: Добрый день, уважаемые радиослушатели. В эфире «Эхо Москвы» в Пскове и программа «Гад-парк». У микрофона Любовь Кузнецова. Сегодня у нас в гостях заместитель главы города Пскова, депутат городской Думы по единому округу от «Единой России», гвардии полковник запаса Владимир Николаевич Воробьев.
Здравствуйте, Владимир Николаевич.
Владимир Воробьев: Здравствуйте.
Любовь Кузнецова: Мы рассчитываем, что за 30 минут мы с вами охватим как можно больший спектр тем, но безусловно в эти майские победные дни с вами, человеком известным и уважаемым, мы поговорим о 9 мая, о патриотических акциях, о патриотическом воспитании. Начну я вот с какого вопроса: 9 мая считается для нашей страны праздником гораздо более весомым, более народным, чем такой радостный и счастливый Новый год. 9 мая у нас в генах. В этом году, как и на всю нашу жизнь, на праздник повлиял коронавирус. Это совершенно особые условия, которым мы обязаны подчинится, нам ничего не остается. Праздник уходит в Интернет, уходит в наши дома, где мы в самоизоляции. Как вы относитесь к такой форме, Владимир Николаевич, трудно ли вам было принять и осознать, что придется вот таким образом праздновать?
Владимир Воробьев: В нашей истории есть события, которые никогда не забываются нашим народом. Время над ними не властно. К таким событиям относится День Победы. Сегодня, с высоты минувших десятилетий, отчетливо видится великая горькая правда о Великой Отечественной войне, ее небывалой жестокости, немыслимых людских страданиях, трагических ошибках и непомерных потерях. Но, я считаю, что не стоит забывать подвиги сынов и дочерей Отечества, которыми была достигнута эта Великая Победа. Несмотря на то, что так сложилось, что эта пандемия охватила не только нашу страну, она охватила весь мир, все равно мы заблаговременно готовились к этом светлому празднику, сделали все для того, чтобы он прошел достойно и чтобы все его отметили, пусть не в общественных местах, не на митингах, а дома. У нас есть все для того, чтобы он прошел достойно и празднично.
Любовь Кузнецова: Эта ситуация позволит многим семьям еще больше сплотиться...
Владимир Воробьев: Совершенно верно.
Любовь Кузнецова: Достать семейный альбом, послушать людей старшего поколения или тех, кто слышал от старшего поколения рассказы о том, как это было. Во всем нужно находить плюсы, и в этой ситуации в том числе. Между тем, и на государственном, и на региональном уровне в планах мероприятий появились акции, в которых можно участвовать либо сидя дома, например, «Окно Победы» - украсить окно символикой Победы, написать поздравление, считается, что это общность нас всех в едином порыве, памяти и гордости. Можно уйти в Интернет. Те, для кого это привычно - для молодого поколения. И даже такая народная акция, к которой можно по-разному относиться - принимать не принимать, участвовать, не участвовать, но жизнь доказала, что это самая народная акция, как «Бессмертный полк», тоже ушла в Интернет. Правильно ли это, Владимир Николаевич? Одно дело обстоятельства непреодолимой силы, в данном случае, а другое дело - не затеряется ли за этим сам смысл праздника памяти, гордости, славы?
Владимир Воробьев: Абсолютно не затеряется, этот праздник всегда будет самым светлым и самым радостным для наших людей. Сейчас информационные технологии до такой степени развиты, что все можно просмотреть онлайн в Интернете. Нашим губернатором спланирована такая акция, когда по городу будут ездить на машинах и петь песни военных лет, людям разрешено выйти на балконы, послушать песни в семейном кругу. В Москве спланирован парад, наши ВКС подготовились, он точно пройдет достойно. Люди также могут это увидеть по телевизору, и в Интернете, а москвичи смогут наблюдать со своих балконов. Это нисколько не омрачит наш праздник, мы знаем, что такое 9 мая, какой ценой досталась нашему народу эта Великая Победа. Этот праздник никогда не забудется, он всегда будет самым радостным и самым светлым для наших людей.
Любовь Кузнецова: Тем не менее, в городе будут торжественно-траурные мероприятия на воинских захоронениях 8 мая. Как мы уже привыкли, в городе воинской славы Псков на ряде захоронений идут возложения, без лишних слов, там все понятно - дань памяти тысячам людей, отдавшим свои жизни за свободу и независимость нашей страны с 1941 по 1945 годы. Насчет этих мероприятий опять же стояла дилемма - отменять все, либо проводить их с минимальным количеством участников. Знаю, что и вы тоже будете принимать участие на отдельных воинских захоронениях в этих мероприятиях. Вопрос такой - почему это не отменили? Как вы для себя это понимаете? Имеем ли мы моральное право такие вещи отменять?
Владимир Воробьев: Я считаю, что эта акция очень правильная. Не нужно собирать к местам захоронений, а у нас их очень много по всей территории области, толпы людей. А не придти в этот день и не возложить цветы на могилу павших героев - это нехорошо, не по-русски. Здесь не нужно собирать массу людей. У нас, например, распределили депутатов по местам захоронений, назначили время - мы придем, возложим цветы, отдадим дань уважения погибшим героям, и это будет очень достойной акцией. Поскольку такая обстановка сложилась в связи с коронавирусом, конечно, нельзя нарушать общие правила, которые определены и у нас в области, и в других регионах. А отдельные лица могут придти, ни с кем не общаясь, просто возложить цветы и помолчать. Я не вижу здесь ничего плохого. Это не повредит профилактическим мероприятиям, никакого нарушения здесь не будет.
Любовь Кузнецова: Мы с вами в унисон от вопроса к вопросу говорим слово акции. Еще 7-10 лет назад это слово было непривычно нашему уху и было не в ходу, все называлось просто мероприятия. А сейчас нам уже не нужно объяснять, что такое акция - это какое-то мероприятие с участием многих и многих людей. Но, тем не менее, в общественном поле идут споры, само слово акция многими читается как некая выхолощенная история, особенно памятные мероприятия, 9 мая. За красивой обложкой для современного поколения, ведь молодежь любит что-то яркое - отсюда Интернет, «Инстаграм» и все остальное, остается ли в этих акциях смысл памяти из поколения в поколение. Не подменяем ли мы красивой оберткой того самого главного, что внутри?
Владимир Воробьев: Я с вами абсолютно согласен, может быть, слово «акция» здесь не уместно, лучше сказать, что это мероприятие. Очень благородное, нужное, историческое мероприятие.
Любовь Кузнецова: Отдельные представители органов исполнительной власти сейчас бравируют разными цифрами, пишут, что Псковщина примет участие в 30 Интернет-акциях, на территории региона будет проведено 500 мероприятий к Дню Победы. И год от года эта цифра все растет и растет. Как тут не вспомнить нашего великого полководца Суворова: так мы числом или умением? Как вам кажется, имеет ли смысл гнаться за вот этими цифрами, которые скорее должны идти в отчеты или делать что-то такое более объединяющее, может быть, делать локально, но с большей душой.
Владимир Воробьев: Здесь не следует гнаться за цифрами, нужно спланировать все мероприятия, а потом из плана выбрать наиболее существенные, наиболее значимые, которые больше привлекут внимание людей, которые больше раскроют смысл этой войны, которую вел наш народ. А выбранные мероприятия провести более высокого качества и сделать их поучительными, особенно для нашей молодежи.
Любовь Кузнецова: Владимир Николаевич, вы смотрите фильмы о Великой Отечественной войне?
Владимир Воробьев: Да.
Любовь Кузнецова: Какие?
Владимир Воробьев: Например, «Горячий снег» - это очень правдивый фильм...
Любовь Кузнецова: Вы смотрели современные фильмы? Например: «Т-34»?
Владимир Воробьев: Да, смотрел. Хороший фильм - «В бой идут одни старики». Недавно просмотрел все серии «17 мгновений весны». Ну и ряд других, которые сейчас широко демонстрируют на канале «Победа». Там они идут круглосуточно.
Любовь Кузнецова: Для вас есть разница в интерпретации войны, в подаче современного кинематографа и советского? Я спрашиваю не для какой-то рекламы, а для осознания того, как мы вообще понимаем за эти 75 истекших лет - что тогда было? С одной стороны, открываются архивы и мы узнаем то, чего не знали, с другой страны не теряем ли мы того настоящего чувства горя, утраты, страдания - настоящей оценки той Победы. Я не случайно спросила про кино. Кино - это то, что смотрят все.
Владимир Воробьев: Советские фильмы, которые были поставлены еще при коммунистическом режиме, они более глубоко затрагивают и цепляют за душу. Уже прошло 75 лет с той войны и если что-то новое появляется в архивах, конечно, наш кинематограф использует эти материалы, создаются какие-то другие фильмы. Например, последний фильм, который мне очень понравился - «Дорога жизни». О том, как в блокадный Ленинград доставляли продовольствие и боеприпасы. Это еще раз напоминает нам о том, что пережили наши люди в блокадном Ленинграде, какая там сложилась обстановка. Наша молодежь должна это смотреть и знать. Мы должны нашу молодежь воспитывать на трудовых и боевых традициях нашего народа, а не как на Западе. Я считаю, что у молодежи нет никаких приоритетов. Что можно говорить о том, когда наши полководцы, такие как Жуков, Рокоссовкий, Тимошенко, Баграмян освобождали западную Европу? Я смотрю кинохронику и вижу, что люди с таким восторгом встречали наши войска, которые их освобождали. А сейчас смотришь и памятник Ивану Степановичу Коневу демонтируют. Разве можно так? Я считаю, что старушка Европа забыла кому она была обязана жизнью в то время. Пожилые люди умирают, а молодежи в Европе абсолютно не прививают то, что было - кто их освободил, какую роль сыграла Советская армия в этой войне, в освобождении народов западной Европы. Они далеки от этого, им, наверное, и не говорят про это. А мы не должны идти по этому пути, наша молодежь должна знать все про эту войну и про ее героев.
Любовь Кузнецова: Вы сами вывели меня на тему патриотизма и патриотического воспитания. Что для вас заключает в себя слово «патриотизм»?
Владимир Воробьев: Для меня патриотизм прежде всего означает любовь к своей Родине, к своим родителям, детям. Это самое простое и человеческое.
Любовь Кузнецова: Сейчас очень много идет споров, пишутся законы, нормативные акты: что такое образование, кто должен заниматься воспитанием - семья или школа. А кто нам дает патриотическое воспитание? Семья, школа, дополнительное образование, армия, общество? Кто?
Владимир Воробьев: Патриотическое воспитание - это комплекс мер. Здесь должны принимать участие абсолютно все: и общество, и школа, и родители, и общественные организации, и армия. В комплексе это все направлено на то, чтобы вырастить человека патриотом своей Родины. А у нас сейчас говорят о том, что образование должна давать школа, но она не должна заниматься воспитанием. Ведь раньше в советское время давали в школе образование и всегда воспитывали, все было в комплексе. Я считаю, что это правильно, советская школа была самой лучшей школой в мире. У нас и сейчас неплохая школа, я не могу сказать, что в стране молодежь получает плохое образование. Оно очень достойное - большое количество детей заканчивают школу, поступают в высшие учебные заведения, достойно их заканчивают, среди молодежи много талантов.
Любовь Кузнецова: Для города Пскова тяготение юношей к армейской службе — это нормально. Город воинской славы, город голубых беретов, резерва верховного главнокомандования, для вас родной - 76-ой десантно-штурмовой дивизии. Я напомню, что вы гвардии полковник запаса.
Владимир Воробьев: В отставке.
Любовь Кузнецова: Вы - один из легендарных командиров 104-го парашютного десантного полка. Я вам нисколько не польстила, я просто знаю, как вас встречают в родном полку и даже современные военнослужащие. Вы некогда были командиром, потом командующего ВДВ Владимира Анатольевича Шаманова. Он во многих интервью вспоминает вас с большой теплотой и с большим уважением. Скажите, пожалуйста, на каких воинских традициях воспитываются мальчишки? Есть же помимо школы куда юношам пойти: есть и «Патриот», есть и Юнармия, к ней можно по-разному относиться, но тем не менее, ребят там приучают и к дисциплине, и к владению оружием, и к строевой подготовке и многому другому. Это все в последствии либо по службе пригодится, либо просто в жизни как-то приведет их в систему.
Владимир Воробьев: Этот вопрос у нас до конца не решен. Чтобы юноша достойно служил в рядах российской армии, ему нужно еще в школьные годы пройти первоначальную военную подготовку. Раньше это было в каждой школе был такой кружок. Сейчас их минимизировали и все теперь за плату, но не все родители могут оплатить, чтобы юноша, например, занимался каким-то видом спорта, а для молодого человека это очень важно. Когда человек приходит в армию, на него оказывается большая нагрузка - это и физическая подготовка, тактическая учения, парашютные прыжки, стрельбы и это все идет в комплексе по распорядку дня. Солдат не должен быть слабым, он должен готовить себя к армии со школьной скамьи и это приоритет.
Любовь Кузнецова: Владимир Николаевич, у вас довольно ответственный пост и в городской думе. Вы не просто заместитель, вам еще доверена миссия в комиссии по регламенту и депутатской этике. Название этой комиссии в пресс звучит довольно редко. И мне кажется, что не зря, потому что вы там разбираете порой деликатные моменты: проштрафившихся депутатов, которые не ходят порой на комитеты, тех, кто неверно из год в год заполняет декларации, которые депутаты обязаны представлять как отчетность. Эта миссия доверена вам, как старейшине депутатского корпуса, как человеку, которому трудно, без аргумента, возразить. Вместе с тем, какие бы нарушения не совершал наш депутатский корпус, это не мальчики и девочки, которых вы наверняка не порите и не отчитываете, это весьма статусные люди. Как же вы тогда с ними работаете?
Владимир Воробьев: Я действительно являюсь председателем комиссии по регламенту и депутатской этике в Псковской городской думе. Мне доверила глава города вести эту комиссию. Это очень серьезная работа, через эту комиссию мы пропускаем каждого помощника депутата, мы запрашиваем сведения из разных источников, чтобы узнать как человек себя зарекомендовал со школьной скамьи и до последнего места работы. Если у человека все «чисто», без всяких нарушений, то мы главе город предлагаем этого человека утвердить помощником депутата и выдать ему соответствующее удостоверение. Но на этом работа не заканчивается. Ежегодно каждый депутат должен составить декларацию и отчитаться о своих доходах и недвижимости. Основная масса депутатов очень добросовестно к этому относится, никаких нарушений не допускают. Но, бывают случаи, когда по невнимательности или техническим причинам случаются нарушения. Тогда приходится приглашать депутата на комиссию и разбираться, рассказывать им о том, что в соответствии с нормативными требованиями к каждому пункту таких документов необходимо очень внимательно относиться. Мы строго указываем на недопущение подобных ошибок при составлении декларации.
Любовь Кузнецова: Я думаю, многие просто увидев вас перед собой уже стыдятся.
Владимир Воробьев: Нет. У нас очень доверительные отношения, мы понимаем, что там нет сокрытия каких-то махинаций или сокрытия коррупции, просто бывают моменты невнимательности.
Любовь Кузнецова: Многие ваши коллеги говорят, что муниципальный парламент — это не место для политических дискуссий, хотя, ряд последних сессий доказал, что и у вас бывает, что какие-то представители депутатского корпуса «дают огня». Вы, как правило, в этих дискуссиях не участвуете и крайне редко берете слово. Почему? И что для вас важно: политическая составляющая или прикладная составляющая и вопрос жизнеобеспечения города?
Владимир Воробьев: У нас действительно очень серьезный городской парламент, но политическими вопросами, как правило, мы не занимаемся, это не наша прерогатива. Мы занимаемся вопросами жизнедеятельности города. У нас очень много острых проблем - свалки, вывоз мусора, уборка улиц зимой и летом, водоснабжение города, вопросы ливневой канализации, серьезный вопрос - это ремонт общественных территорий, улиц, развитие и благоустройство парков. Вот этими вопросами, как правило, занимаются депутаты.
Любовь Кузнецова: С вашими замечаниями и предложениями считается исполнительная власть? В достаточной мере? И есть ли диалог двух ветвей власти?
Владимир Воробьев: У нас налажен очень хороший диалог с администрацией города. Глава администрации Александр Братчиков со своими заместителями и ответственными работниками сам присутствует на каждом заседании думы. Он очень ответственно принимает участие во всех сессиях. Бывает и такое, что план составлен, а год проходит и что-то не сделано. На это очень много и объективных и субъективных причин. Все всегда упирается в финансирование. Если денежные средства поступили своевременно, то и работа начинается с ранней весны и заканчивается поздней осенью. А если финансирование несвоевременно поступает, то вся система начинает ломаться - не вовремя заключаются контракты, потом получается, что исполнение протекает в ускоренных темпах. Вот это может нарушать работу городской думы и администрации города. Но мы ко всем вопросам подходим очень внимательно, разбираемся во всех вопросах, коллегиально обсуждаем, принимаем соответствующие решения, чтобы устранить недостатки.
Любовь Кузнецова: Главное, вовремя обозначить, что что-то не так идет.
Владимир Воробьев: У нас налажено очень хорошее взаимодействие между исполнительной и законодательной властью. Здесь я не могу сказать ничего плохого, мы работаем в унисон.
Любовь Кузнецова: Хочется пожелать депутатскому корпусу и городской администрации и дальнейшей работы в унисон. Спасибо вам, ждем вас вновь к нам в гости, приходите почаще.
Владимир Воробьев: Спасибо. Поздравляю всех с наступающим Днем Победы!