Общество

Прогулка по доступно-недоступной среде

25.12.2019 09:31|ПсковКомментариев: 3

В последнее время в России стали чаще говорить о том, что города и малые населенные пункты должны быть комфортными для проживания и передвижения всех без исключения граждан, в том числе относящихся к маломобильным группам населения. В европейских городах уже давно стали нормой всяческие приспособления, которые помогают людям с ограниченными возможностями лучше ориентироваться в пространстве, свободно перемещаться и легче приспосабливаться к независимой жизни. Между тем, в России к пониманию того, что окружающая среда должна быть безбарьерной, пришли относительно недавно (но, как говорится, лучше поздно, чем никогда).


Псков старается не отставать от крупных городов. При входе в социальные учреждения, банки, аптеки и жилые дома оборудованы пандусы, а на улицах - специальные съезды, по которым человек на инвалидной коляске может без лишних усилий съехать с тротуара на проезжую часть. Также на некоторых улицах появились тактильные плитки, помогающие незрячим людям лучше ориентироваться в пространстве. И, тем не менее, как показал опрос, проведенный в группе Псковской Ленты Новостей «ВКонтакте», более 96% горожан считают, что Псков совершенно не приспособлен для проживания маломобильных групп населения.

Как же так? Мы не ценим то, что имеем, или, может быть, то, что имеем, далеко до идеального представления о безбарьерной среде?

Чтобы разобраться в ситуации, мы отправились на «Прогулку по доступной среде», а компанию нам составили общественный помощник губернатора Псковской области, член Молодежного парламента при Псковском областном Собрании Владимир Петров и директор АНО «Региональный экспертный центр "Доступная среда"» Эдуард Огинский. Оба - сертифицированные эксперты Всероссийского общества инвалидов, изучившие вдоль и поперек все законодательство по вопросам безбарьерной среды. Они знают, каким должен быть правильный пандус и съезд с тротуара на проезжую часть, чтобы по ним можно было беспрепятственно подняться или спуститься на инвалидной коляске, и готовы делиться своими знаниями с представителями власти и с теми, кто непосредственно создает доступную среду. Владимир и Эдуард провели нас по недавно отремонтированным улицам Свердлова и Юбилейная и помогли увидеть их состояние с позиции людей, прикованных к инвалидной коляске. В ходе нашей прогулки велась фото- и видеофиксация.

Улица Свердлова. Отремонтирована в 2018 году в рамках создания обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера «Псковский». В целом администрация Пскова как заказчик работ осталась довольна новым обликом улицы, и все же нашла дефекты, которые подрядчик постарался ликвидировать к Международным Ганзейским дням-2019. Кроме того, по поручению губернатора Михаила Ведерникова мониторинг качества реконструкции улицы провели и представители Всероссийского общества инвалидов. Они выявили ряд недостатков, часть из которых остались не устраненными. Но об этом чуть позже.

То, что с доступной средой не все тихо даже в центре города, стало понятно уже по пути от кинотеатра «Победа», где мы встретились с Эдуардом Огинским и Владимиром Петровым, до улицы Свердлова.

Не всякий человек сможет преодолеть пешеходные переходы на перекрестке Октябрьского проспекта с улицей Кузнецкой. Вместо пологих съездов на проезжую часть там в лучшем случае выломанные бордюрные камни, через которые худо-бедно проедет инвалид-колясочник или пройдет мамочка с детской коляской, а в худшем - «глухой» бордюр, а перед ним - лужа.

В одном месте Владимиру и Эдуарду пришлось балансировать на задних колесах, чтобы через него переехать. У них все получилось без посторонней помощи, потому что они хорошо подготовлены физически и используют «активные» коляски. Другие не факт, что смогут это сделать без посторонней помощи.

Идем вдоль автобусной остановки «Летний сад». Казалось бы, все аккуратно, пешеходная зона, на которой располагается остановка, выложена брусчаткой. Но она поднята на такой уровень, что человек на инвалидной коляске туда попросту не заедет, а значит, не сможет сесть на автобус.

По пути смотрим на то место, где когда-то был пешеходный переход на перекрестке Октябрьского проспекта и ул. Свердлова. Владимир делится мнением, что взятый в Пскове курс на ликвидацию пешеходных переходов не совсем вписывается в понятие «доступная среда», поскольку теперь маломобильным людям зачастую приходится преодолевать лишнее расстояние, чтобы дойти до ближайшего пешеходного перехода и добраться до нужной точки.

Сворачиваем на Свердлова - и глаз радуется, особенно когда вспоминаешь, как эта улица выглядела раньше: ямы, асфальт в трещинах, опасно нависающие над каменной стеной остатки деревянного настила, а по вечерам темень непроглядная. Но есть детали, на которые рядовой пскович внимания не обратит, а для человека с инвалидностью они имеют значение. По бокам пешеходной дорожки, которая тянется вдоль стены Окольного города, нет бордюров. Одно неловкое движение - и человек на коляске может съехать с дорожки на землю.

Неудобны такие дорожки и для слепых людей. «При помощи таких бордюров и специальной трости они ориентируются в пространстве, а на такой дорожке могут уйти куда-нибудь не туда», - поясняет Эдуард.

Большие нарекания у инвалидов-колясочников вызывает и спуск к проему в стене, через который можно попасть в Летний сад. Вроде бы сделан под правильным углом, из качественного, дорогого камня, который гармонично сочетается с каменной стеной, и железные перила есть, но человеку на инвалидной коляске по такому спуску без проблем не проехать.

Поручни не соответствуют норме ни по высоте, ни по форме, ни по углу наклона. К тому же, их длина короче, чем спуск, и, прежде чем ухватиться за перила, инвалиду приходится хвататься за воздух. А между камнями оставлены такие большие зазоры, что в них легко может застрять колесо от коляски, и человек может попросту не удержать равновесия и свалиться.

Еще более опасное место на улице Свердлова - спуск со стороны Ботанического сада в районе пересечения с Музейным переулком. Он сделан с максимальными нарушениями, которые только возможны, отмечает Владимир Петров.

На первый взгляд, все, как и в предыдущем случае, красиво, но на инвалидной коляске без помощи или спецподготовки не проехать - из-за слишком большого наклона можно свалиться с коляски на проезжую часть и попасть под машину. Владимир и Эдуард на своем примере показали нам, каких усилий стоит преодоление этого странного участка.

Незрячим людям без сопровождения они здесь тоже ходить не советуют.

Также у экспертов ВОИ были замечания к парковке у здания Арбитражного суда - парковочное место для машин инвалидов здесь недостаточно широкое для того, чтобы можно было открыть дверь и пересесть на коляску.

«В целом, несмотря на эти и другие выявленные недостатки, впечатления от улицы Свердлова у нас хорошие, особенно если вспомнить, что здесь было раньше. Передвигаться по ней было невозможно: ямы, асфальт выщерблен, сквозь него корни прорастают... А сейчас мы спокойно можем здесь гулять. Мы довольны, что теперь этот маршрут стал для нас доступен», - резюмировал Владимир Петров.

При этом он выразил надежду, что замечания по линии доступной среды на этой улице будут устранены, поскольку они касаются не только комфорта, но и безопасности граждан, относящихся к маломобильным категориям населения.

«А сегодня ситуация такова, что понятие «доступная среда» актуально не только для инвалидов-колясочников, незрячих, пенсионеров, людей, передвигающихся при помощи костылей, но и для мам с колясками, беременных женщин. С учетом того, как сегодня выглядят некоторые улицы, даже девушек на шпильках можно отнести к маломобильным категориям», - продолжил мысль Владимира Эдуард Огинский.

Затем мы отправились на улицу Юбилейную, чтобы посмотреть, насколько отличается в плане доступной среды та часть улицы, которая была отремонтирована в текущем году (на участке от Рижского проспекта до моста им. 50-летия Октября), и та, которая давно не ремонтировалась - от Рижского проспекта в сторону улицы Коммунальной.

Стоит отметить, что эксперты Всероссийского общества инвалидов еще не проводили мониторинг отремонтированного участка Юбилейной, а в ходе нашей прогулки и Эдуард, и Владимир убедились, что теперь эта часть улицы приспособлена для передвижения на инвалидной коляске. На пешеходных переходах аккуратные съезды с понижающим бордюром, вместо потрескавшейся пешеходной дорожки - гладкий асфальт. Правда, без бортового камня, так необходимого для ориентации незрячих людей в пространстве.

Пока идем в сторону Рижского проспекта, рассуждаем о том, что лучше - асфальт или брусчатка.

«Многие против асфальта, а я за асфальт. Мы едем по нему спокойно и легко, а брусчатка хоть и красива, но чуть замедляет передвижение на коляске и для тех же девушек на каблуках может представлять проблему», - отмечает Владимир.

За разговорами подходим к пешеходному переходу через Рижский проспект и сразу же начинаем чувствовать разницу с тем, что видели до этого. Съезды на проезжую часть «оборудованы» в виде разрушенных фрагментов бордюра.

Еще хуже ситуация на перекрестке Юбилейной и Коммунальной. Там достаточно высокие бордюры, и людям на колясках приходится чуть ли не перепрыгивать через них. Бывали и случаи падений. «Руководитель областного общества инвалидов, депутат областного Собрания Марина Борисенкова уже несколько раз обращала внимание на эту проблему. В том районе находится городское общество инвалидов, и концентрация людей на инвалидных колясках там больше, чем где бы то ни было. Показательный пример - там, где доступная среда априори должна быть, ее нет», - пояснил Владимир Петров.

Пешеходная дорожка на протяжении всей улицы Юбилейной от Рижского до Коммунальной в трещинах. Чувствуется, что к ней не притрагивались годами. Так хочется верить, что псковичам недолго осталось ждать до момента, когда и эта часть улицы будет отремонтирована!

Во время прогулки мы много общались с Владимиром и Эдуардом: о том, как они проводят досуг, где любят гулять, легко ли им попасть в псковские кинотеатры, когда в Пскове стали происходить наиболее заметные шаги в плане создания доступной среды... Эдуард живет в Пскове всю жизнь, в инвалидном кресле оказался в 1995 году после аварии, и ему есть, с чем сравнить. Изменения он начал замечать с начала 2000-х годов, более отчетливые - лет 10 назад.

«До этого, когда я жил в Любятово, я просто ехал по краю проезжей части, чтобы попасть в центр города. По сравнению с тем периодом в Пскове многое сделано по части безбарьерной среды», - отметил директор АНО РЭЦ «Доступная среда». В городе, по его мнению, появилось больше общественных пространств, доступных для отдыха инвалидов-колясочников. «Например, вся набережная реки Псковы, включая Финский парк. Не скажу, что сделано идеально, но очень хорошо. Мы можем без проблем ездить там на колясках, и другие категории инвалидов там могут погулять без проблем. Детский парк - хоть там и есть огрехи, но он тоже для нас доступен», - рассказал эксперт. Большие надежды он возлагает на грядущую реконструкцию площади Ленина и сквера на Сиреневом бульваре.

Между тем, Владимир Петров - из Дновского района, в Псков перебрался относительно недавно, но уже достаточно глубоко погрузился в проблематику доступной среды нашего города. Этой темой он плотно занимается в статусе общественного помощника губернатора Псковской области. В частности, он отметил слабую включенность бизнеса в создание доступной среды. Многие предприниматели пренебрегают установкой пандусов при входе в кафе, рестораны, магазины, офисные здания. Поэтому досуговые учреждения Пскова для посещения людей с инвалидностью по большей части недоступны.

«Все, что нам доступно - это большие торговые центры, - отмечает Владимир. - Даже в обычную парикмахерскую, в кафе или аптеку не попасть из-за того, что на входе нет пандусов. Хотя мы такие же потребители услуг. Нам тоже нужно покупать одежду, еду, лекарства». «Мы стараемся выходить из ситуации, просим людей, чтоб нас подняли, но это ущемляет наше достоинство, потому что часто приходится просить помощи», - продолжил его мысль Эдуард Огинский.

Также эксперты особо подчеркнули необходимость включения представителей организации инвалидов в процесс приемки тех или иных объектов реконструкции или капитального строительства. На стадии проектирования любого объекта мнение представителей ВОИ учитывается, а на приемку работ их не приглашают. Когда же представители организации пытаются высказывать свое мнение, им ставят в вину, что они всегда чем-то недовольны. А между тем, по словам экспертов, зачастую проектировщики и подрядчики игнорируют федеральное законодательство и СанПиНы в сфере безбарьерной среды. «Это должно быть для них настольной книгой, там все подписано, но мало кто им руководствуется», - констатировал Владимир Петров.

«На многих уровнях мы говорим, что готовы участвовать, подсказывать, консультировать, и не с тем посылом, чтобы кричать о том, что все плохо, а чтобы реально что-то изменить и исправить, сделать окружающее пространство и здания удобными в использовании всеми категориями граждан», - обозначил позицию общественный помощник губернатора.

Наконец, наши эксперты высказались за создание в Пскове единой концепции доступной среды, чтобы весь комплекс проводимых мероприятий был не фрагментарным, а реализовывался в едином ключе и чтобы деньги, выделяемые из бюджетов разных уровней, тратились с умом, без необходимости что-то переделывать. Может быть, тогда на улицах города будет больше людей, которые смогут чувствовать себя счастливыми уже оттого, что могут передвигаться по городу без проблем и препятствий.

Представители Всероссийского общества инвалидов ведь не просят чего-то сверхъестественного. Да, в силу жизненных обстоятельств и проблем со здоровьем они оказались прикованными к инвалидным коляскам, не могут передвигаться без костылей или специальной трости. Но они тоже хотят жить нормальной жизнью, хотят быть счастливыми и не испытывать проблем там, где их быть не должно, и говорят об этом с улыбкой на лице, без сарказма и злости, с надеждой на понимание и помощь.

Татьяна Иванова

опрос
В последнее время в российском законодательстве резко увеличилось количество различных запретов. Ограничивают ли эти запреты вашу жизнь?
В опросе приняло участие 290 человек
ПравилаКомментарии 3
Как написать помягче, без мата? Да хоть десять экспертов , сотня пусть потом проверяют, уже не смешно смотреть и читать. Один вопрос только- как всё это делается и кем за бюджетные деньги, если есть СНиП, проект, всё уже разжёвано и пережёвано?! Повторяю, да хоть каждый день проверяйте, катайтесь и пишите и выкладывая, пока не будет контроля при выполнении и нужного выполнения, а не на отъе@ись и приём согласно СНиП, нормам, так и будет. Примеров в городе уже достаточно- новая улица Юности. Тьфу, противно уже от этого. Ну что, хайп словили областная ВОИ во вглаве областного депутата Борисенковой, общественного помощника из Дно - там, наверное, уже помог сделать доступную среду, теперь в Пскове помогает и "главного" эксперта.
3
Как-то Ведерников с Братчиковым не великах прокатились, так может им на колясках проверить и обязательно руководителя организации,которая выполняла работы? Может, всё-таки, тогда какой-то толк и сдвиги будут?
3
Вместо этого репортажа провели бы "журналистское расследование" и обнародовали бы наименование организации и фамилию руководителя, чтобы знать в нашем городе, кто "печётся" о доступности, кого благодарить, что за бюджетные деньги выполнил?! А то, как где-то построили мост и ещё какой значимый объект, так сразу похвалы, репортажи, дифирамбы, интервью.
3
Рейтинг@Mail.ru