Представители областных и городских властей посетили горевший около недели назад Дом Сафьянщикова. Коллегия осмотрела внешнее и внутреннее состояние пострадавшего памятника культуры. Как это было и к чему привело - узнал корреспондент Псковской Ленты Новостей.
Последний день января, 16.00. Если бы не мужчина, чья куртка - в символике МЧС России, блуждающие взгляды прохожих реже спотыкались о порог Дома Сафьянщикова. С силовиком же на пороге - человек 10. За спинами хлопают двери подъехавшей иномарки - собравшиеся оживляются.
«Здравствуйте, Иван Николаевич», - поочередно выпаливают они, следуют объятия и рукопожатия. Так приветствуют главу Пскова Ивана Цецерского.
Кроме градоначальника, здесь председатель комитета Псковской области по охране объектов культурного наследия Елена Яковлева, заместитель председателя комитета по культуре Псковской области Владимир Куприн, председатель комитета по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) администрации Пскова Елена Кузнецова, председатель псковского регионального общественного движения «Псков-Арт» Ирина Жбанова, председатель регионального отделения Союза художников России Виктор Лысюк, фотохудожник Николай Владимиров, художник Николай Самойленко и прочие заинтересованные.
«Как вы знаете, с нами приключилась настоящая беда. И мы надеемся на помощь администрации муниципалитета», - слышит Иван Цецерский.
Упоминаемая председателем «Псков-Арт» беда случилась около 9-и утра 23 января. Тогда задымили окна первого этажа здания, рядом с которым и бурлит обсуждение. Около 5-и лет назад художники из «Псков-Арт» получили этот объект культурного наследия регионального значения, на Советской набережной, 9, в безвозмездное пользование. Однако их мастерские здесь - с 1996 года.
«Сейчас обойдем дом. Посмотрим с другой стороны. Покажу окна помещения, где и начался пожар. Пойдемте», - зовет за собой Ирина Жбанова.
Собравшаяся осмотреть дом коллегия огибает его торец. Выходит к заколоченным амбразурам мастерской Николая Самойленко, уставившимся на реку Великую. Над ними слои сажи. У стены - горелые доски, мебель.
«Надо заново косметику делать. Здесь мы пока не убирали, но …» - не успевает закончить председатель «Псков-Арт».
«Информацию о произошедшем не забудьте нам направить. И необходимо обратиться к нам за заданием на проведение противоаварийных консервационных работ», - отмечает Елена Яковлева.
«И что там могло гореть?» - обращается Иван Цецерский к начальнику отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Пскову ГУ МЧС России по Псковской области Андрею Леньшину. В ответ - «доэкспертизная» версия о коротком замыкании.
Председатели возвращаются к входу и углубляются в лабиринты коридоров и комнат здания. На потолках и стенах некоторых помещений поселились пятна копоти. В нос бьет запах гари.
Иван Цецерский смотрит на поврежденное огнем оборудование Николая Самойленко, проходит в саму мастерскую художника.
«Вот здесь по стене шла проводка. Говорят, из-за нее все мое сгорело. Но, может, это и поджог! Никому неизвестно. Проводка у меня целая была. А там у меня дверь была открыта, - тычет Николай Самойленко на второй вход, ведущие со второго этажа в мастерскую ступеньки. - Оттуда что-то горящее сюда кинуть могли».
Председатели осматриваются, с художниками рассаживаются по автомобилям. Следующий пункт - администрация муниципалитета, совещание по теме. Кто-то сравнивает мастерскую Николая Самойленко с топкой кирпичной печи. Время - 16.15.
На совещании Иван Цецерский предлагает художникам разработать проект реконструкции Дома Сафьянщикова. Чтобы включить здание в специальную программу, советует обратиться к организации, проводящей ремонтные работы памятников. Отмечает, что поддержит участников движения «Псков-Арт». О том, что в сооружении может открыться какой-то ресторан, - речи нет.
Комментарий председателя псковского регионального общественного движения «Псков-Арт» Ирины Жбановой после совещания:
Алексей Назаров