5 декабря гостем программы «Собственной персоной» на волнах радио «Эхо Москвы в Пскове» (102.6 FM) стал депутат Госдумы от Псковской области Александр Козловский. Он высказал свое мнение по актуальным вопросам общественно-политической жизни страны и региона, рассказал о своей депутатской деятельности. Предлагаем вашему вниманию стенограмму эфира.
Максим Костиков: Добрый день, дорогие друзья, в эфире программа «Собственной персоной», и сегодня в нашей студии депутат Государственной Думы Александр Козловский. Здравствуйте, Александр Николаевич.
Александр Козловский: Добрый день.
Максим Костиков: А эту программу для вас проведу я, Максим Костиков, и мы поговорим о работе в Госдуме, о проектах, которые он реализует как депутат, общественный деятель и региональный политик. И давайте, Александр Николаевич, начнем с темы вашего участия в Первом псковском медиафоруме. Знаю, что вы приняли в нем непосредственное участие и являлись одним из партнеров этого события. Возглавляемый вами проект «Псковской электротехнический кластер», которому вы дали жизнь, стал официальным партнером и спонсором Первого псковского медиафорума. Расскажите о ваших впечатлениях. Ожидали ли ли вы именно такого результата медиафорума и почему решили поддержать это начинание?
Александр Козловский: Действительно, 29 - 30 ноября прошел Псковский международный медиафорум. Надеюсь, приставка «первый» впоследствии сменится на «второй», «третий», и форум станет традиционным. Событие для региона очень значимое, и для региональных масс-медиа это возможность пообщаться с коллегами из других регионов и стран, найти точки соприкосновения, обменяться опытом. Там работало много площадок, пленарное заседание было очень интересным, много интересных спикеров приехало, представляющих федеральные агентства, министерства. Мне кажется, несмотря на то, что проходит форум впервые, впечатления о нем остались самые хорошие. Здорово, что администрация региона в лице губернатора уделяет особое внимание таким событиям.
Максим Костиков: На форуме присутствовали государственные, частные СМИ, в том числе оппозиционные. Как вы в целом оцениваете, насколько в Псковской области развито медиа-сообщество, насколько открытый у нас политический процесс, насколько СМИ имеют доступ к органам госвласти? Насколько открыто в Псковской области информационное пространство?
Александр Козловский: Если мы вспомним события 5-7-летней давности, то констатируем, что псковские СМИ развиваются, и им уделяется больше внимания на разных уровнях власти - исполнительной, региональной, а также на уровне предприятий. Без взаимодействия существовать не смогут ни СМИ, ни органы власти, ни бизнес. Это неотъемлемая часть нашей жизни. Масс-медиа развиваются, переходят в Сети, телевидение преобразуется в новые отношения. Мне кажется, вы и сами подтвердите, что вместе с жизнью меняется и отношение. Диалог становится более открытым, и, наверное, это требование современного общества.
Максим Костиков: Александр Николаевич, не могу не поговорить о важных темах, которые обсуждаются в нижней палате парламента. Каковы, на ваш взгляд, главные события, которые обсуждались в стенах Госдумы в рамках осенней сессии?
Александр Козловский: Главное событие - это бюджет. Мы приняли федеральный бюджет в трех чтениях, и сейчас идет работа по принятию региональных бюджетов. Хотелось бы отметить, что, несмотря на сложную политическую и экономическую ситуацию в мире, в принятом бюджете есть много статей, направленных на развитие регионов. «Единой России» удалось отстоять продолжение программы переселения граждан из ветхого жилья, и в ближайшее время наш регион получит свыше 1 млрд 700 млн рублей на эту программу из федерального фонда ЖКХ. Она продолжит свою работу на территории Псковской области. Мне кажется, с ее помощью удалось улучшить условия проживания тысяч семей региона, и еще стольким же мы сможем помочь в ближайшие годы. К сожалению, много построек в Псковской области возведены после войны, осталось жилье барачного типа, и нам предоставляется хорошая возможность помочь тысячам семей Псковской области улучшить условия проживания.
Максим Костиков: Недавно у нас в регионе был секретарь Генсовета партии «Единая Россия» Андрей Турчак, он также рассказал, что единороссам удалось отстоять партийный проект «Комфортная городская среда». Региону выделено свыше 250 млн рублей на решение инфраструктурных проблем в муниципалитетах. Значительные средства для городов и поселков. Насколько Андрей Турчаку и вам удается добиваться, чтобы регион получал по партийным и федеральным проектам финансовые средства?
Александр Козловский: Я всегда говорил, что, имея такие сильные позиции в Совете Федерации, регион будет получать дополнительные, в том числе финансовые возможности. И здорово, что Андрей Анатольевич не забывает регион, приезжает сюда, проводит приемы граждан, всегда интересуется местной повесткой. Думаю, что эта работа продолжится. Сейчас партия переживает реорганизацию, близится съезд. Партию ждут изменения, мы продолжаем работать вместе, в том числе и над региональными бюджетами.
Максим Костиков: Коль уж мы с вами перескочили на тему партийного строительства и обновления, я и мои коллеги-журналисты подвергают иронии эти планы Андрея Турчака преобразить «Единую Россию», говорят, что невозможно сделать то, что он артикулировал, повернуть партию к регионам, вывести ее за пределы Садового кольца и сделать ее ориентированной на местную повестку дня, приблизить к людям, избавиться от ярма партии номенклатуры и чиновников. Как вы считаете, реально ли это преображение? Возможно ли сделать «Единую Россию» современной, активной, конкурентной политструктурой, которая будет ориентироваться не только на политическую вертикаль, но и на граждан?
Александр Козловский: Мне кажется, сделан самый главный шаг, который сделать сложнее всего - проведен внутренний аудит, и есть понимание, что внутри партии не все так хорошо, и для того чтобы в будущем заручиться поддержкой большинства, нужно проводить ее реорганизацию. Благодаря тому, что Андрей Анатольевич долго проработал в регионе, у него есть понимание, как это сделать. Кто бы что ни говорил, это непростая работа, которая может продлиться достаточно долгое время, но изменения мы должны почувствовать уже в ближайшее время.
Максим Костиков: Андрей Турчак говорил, что он очень часто сталкивается с тем, что в федеральных ведомства, на уровне правительства люди, являясь хорошими специалистами, настолько оторваны от проблематики провинций, что очень часто это является барьером, направляя при принятии государственных управленческих решений не по тому пути.
Александр Козловский: В то же время президент уже несколько раз назначал на губернаторские посты работников министерств, и те действительно подтвердили слова Андрея Анатольевича, как они были далеки от реалий, существующих в провинции, и сегодня уже иначе смотрят на действия министерских чиновников, когда они режут бюджеты регионов по живому.
Максим Костиков: В принципе, вы ответили на мой вопрос. Я хотел спросить у вас как у человека, который объездил все волости Псковской области, чем живут и мыслят федеральные чиновники. Этот разрыв между гражданами одной и той же страны ощущается?
Александр Козловский: Ощущается, но мне кажется, что сейчас как раз есть возможность подключиться партии к решению этих задач. В 2016 году, после избрания нового созыва Госдумы, мало кто верил, что ее работа может быть изменена. Но сейчас это совсем другая Дума, и там по-другому проходит работа. Один из таких моментов - последний законопроект, принятие которого на Госдуме было перенесено - по запрету открытия унитарных предприятий. Этот вопрос непосредственно касается регионов.
Максим Костиков: Как раз хотел спросить. Не секрет для многих, что государство не очень эффективно в качестве бизнесмена, что частные предприниматели всегда эффективнее любого государственного или муниципального унитарного предприятия. Мы знаем множество примеров, в том числе в Псковской области, когда ГУПы и МУПы неэффективны, и люди сидят, годами не получая зарплату. Солдат спит - служба идет. Там часто существует еще и коррупционный фактор, личная заинтересованность. Со времен Адама Смита доказано, что частный рынок всегда эффективнее. Так может быть государству наоборот нужно уходить из сектора реальной экономики и оставаться в рынке только там, где есть социальная необходимость? Почему ваши коллеги по Госдуме решили отклонить в первом чтении этот законопроект?
Александр Козловский: Это палка о двух концах. С одной стороны идея достаточно хорошая, и есть понимание. Если посмотреть цифры, то из 18 тысяч унитарных предприятий, которые работают в России, 35% занимаются сдачей недвижимости в аренду, не производя никакого продукта. Мне кажется, это чистой воды неэффективный способ работы, тем более закон, который был ФАСом предложен, предлагает или перевести их в другую форму собственности, либо ликвидировать, но с 1 января закрыть возможность открывать их снова и снова. Статистика там очень интересная. В 2017 году их количество дошло до 24 тысяч, потом каким-то образом часть предприятий закрылись (допускаю возможность, что они обанкротились), и число унитарных предприятий снизилось до 18 тысяч. А начиналось все в 2015 году 12 тысяч.
Максим Костиков: Это интересные цифры.
Александр Козловский: То есть там происходит какая-то своя жизнь, и необходимо навести здесь порядок. С другой стороны, ФАС поступила, как слон в посудной лавке. Есть же тонкости, например, работа муниципальных предприятий по лекарствам. Часть муниципальных аптек производит лекарства, торгует наркосодержащими средствами, и только у них есть такая возможность. Или, например, аптека может быть одна на район.
Максим Костиков: И частник туда просто не придет. Ему будет невыгодно.
Александр Козловский: И таких вопросов очень много. Мы обсуждали на комитете и в принципе концепцию этого законопроекта приняли и рекомендовали Госдуме принять. Но когда пошел диалог на пленарном заседании Госдумы, коллеги из разных фракций стали задавать вопросы, на которые ФАС не смог ответить. Было принято решение перенести рассмотрение этого закона, а сейчас я инициировал парламентские слушания по этой теме, чтобы уже сейчас подготовить поправки ко второму чтению. Это важно для понимания. Эти поправки не должны повлиять на концепцию законопроекта, иначе смысла нет. Либо его надо будет полностью переписывать. Надо информировать население, какие поправки, кого они коснутся, выслушать предложения и составить какую-то «дорожную карту», как действовать дальше.
Максим Костиков: Понятно. Планируете просчитать все риски.
Александр Козловский: Да. В первую очередь, для регионов.
Максим Костиков: Спасибо. Не могу не коснуться еще одной темы. В этом году вы сосредоточились на таком важном и интересном направлении как популяризация и развитие территориального общественного самоуправления, и, более того, вы являетесь председателем правления Общенациональной ассоциации территориального общественного самоуправления. Расскажите, что в этом направлении делается? Знаю, что вы недавно приняли участие в региональном съезде в Воронежской области (может, там уже наработан положительный опыт по созданию ТОСов). Какова ситуация в нашей области?
Александр Козловский: Да, действительно, мы приехали в Воронежскую область, чтоб помочь провести это мероприятие, и было приятно увидеть, что жители области участвуют в процессах благоустройства дворов, находясь в непосредственном контакте с исполнительной властью. У нас в регионе тоже уже создана ассоциация, в Великих Луках третий год действует институт общественных помощников главы города - около 400 человек, представляющих дворовые территории. Это аналог ТОСов, но без образования юридического лица. Общественные помощники участвуют в формировании расходных статей бюджета, касающихся благоустройства дворовых территорий, асфальтирования тротуаров, установки спортивных и детских площадок. Все это в Великих Луках происходит. В Пскове тоже активно организовываются ТОСы с образованием юридического лица и без. , Наш президент, заявлял, что общественность должна активно участвовать в жизни муниципалитетов, и главная идея ТОСов состоит в том, что мы должны использовать потенциал, который у нас есть под руками. Власть не должна бояться активности граждан, должна использовать общество на благо развития городов и сел. Ведь большое число инициативных общественных контролеров - это в том числе и возможность для исполнительной власти, которая намерена честно и открыто работать, контролировать подрядчиков, к которым часто возникают вопросы. Зачастую работы делаются некачественно, будь то ремонт кровли или дороги, и главам городов за этим порой не уследить, а ТОСы как раз могут взять этот контроль на себя, и сигналы будут поступать очень быстро. Это повысит качество работы подрядных организаций. Самое главное, общественность должна принимать участие, чтобы деньги расходовались более рачительно, и чтобы делалось то, что в первую очередь нужно людям. Они сами должны решать, что в первую очередь нужно - поставить во дворе детскую горку, разбить клумбу или сделать дорогу. И важно, чтобы у них была возможность в этом поучаствовать своим трудом. Опыт такой работы у нас имеется и в Пскове, и в Великих Луках, и в других муниципалитетах. Жители охотно откликаются на такие инициативы.
Максим Костиков: Можно я вас перебью по поводу того, что «охотно»? Смотрю на немцев и англичан и верю, что они выйдут и снежок со своего крыльца-то уберут, порядок наведут, елочку нарядят. Люди там способны к самокооперации, к реальному объединению, чтоб свой маленький мирок украсить, сделать его лучше. А у нас, как правило - «это ж не у меня корова сдохла, а у соседа за забором». Есть у меня сомнения. Насколько наши граждане готовы к тому, чтобы вместе с властью, засучив рукава, приводить в порядок свой родной поселок, улицу, где-то сброситься деньгами, а где-то приложив совместные усилия? Сама-то идея классная, а получает ли она отклик у людей? Ведь мы ж знаем, что у нас патерналистский тип государства и люди часто занимают иждивенческую позицию - «пусть начальник, за которого мы проголосовали, придет и все уберет», «ты у нас глава района - давай убирай, а мы будем семечки щелкать»...
Александр Козловский: Есть, конечно, и такой подход - как вы сказали, иждивенческий. Но есть много людей, которые сами инициируют. Вы проедьте по нашим городам и селам и всегда найдете идеально чистые, украшенные дворы. И это не за счет муниципалитета, а за счет труда активных жителей дворов. Хотел бы сказать, что мы не должны ждать, пока все будут готовы. Может, таких людей не так много, как хотелось бы, но мы должны подавать пример. Михаил Юрьевич уделяет развитию ТОСов в регионе особое внимание. Именно он инициировал их создание в некоторых районах области, и у него есть определенные поручения, чтобы эти инициативы развивать, чтобы они начали работать и охватили не просто отдельные дворы, а стали повсеместными.
Максим Костиков: Насколько сегодня это движение развито в Псковской области? В Великих Луках это проект развивается достаточно давно. А как в других муниципалитетах? Можно ли сказать, что у нас есть серьезная ассоциация, и этих ТОСов десятки?
Александр Козловский: Областная ассоциация создана совсем недавно по инициативе губернатора Михаила Ведерникова. Сейчас она как раз работает над созданием ТОСов, но здесь еще важно, что мы не должны проводить дежурные мероприятию по их созданию. Главное - не создать тысячу ТОСов, а чтобы эта тысяча ТОСов была рабочая, реально работала, давала эффект и инициативы, которые должна генерировать.
Максим Костиков: Хорошо. Зайду с другой стороны. Тема общественного самоуправления будет развиваться только в том случае, если это будет улица с двухсторонним движением.
Александр Козловский: Конечно.
Максим Костиков: Если не только люди будут чего-то хотеть, но и власти. Рассмотрим на прямом примере. Вот мы создаем здесь ТОС, у нас есть проект, мы даже сами нашли деньги и готовы что-то делать, преобразить соседний «пятачок» в детскую площадку. Выясняется, что на это же место застройщик, договорившись с властями, решил воткнуть очередную «свечку» или сделать там паркинг. Вот они пришли на публичные слушания и говорят: «Мы ТОС, вот мы сделаем сами, и будут здесь детишки гуляют. От вас, чиновников, нам ничего не надо». А им говорят: «Спасибо, публичные слушания закончены, спасибо за мнение, до свидания. Мы вот здесь градостроительный план перерисовали, у нас здесь будет высотка». Вот ситуация. И я уверен, что в 95% случаев, к сожалению, именно этот алгоритм работает. Что в таком случае может сделать ТОС? - «Ну понятно, нас обманули». Развернулись и ушли.
Александр Козловский: Во-первых, мы должны жить по закону - что граждане, что власть. Если этот участок в частной собственности, надо идти к собственнику, разговаривать с ним, а просто ломать ситуацию за счет своей активности не получится. С другой стороны, может, ваш пример больше касается Москвы и Петербурга....
Максим Костиков: И в Пскове тоже такие примеры можно привести.
Александр Козловский: Но в основном-то у нас нет проблем с территориями. Наша задача - найти компромисс, и правильно вы говорите, что исполнительная власть должна не просто слушать, но и слышать людей, действовать. В этом и состоит наша задача. Я тоже готов подключаться к таким проблемным вопросам, если они существуют. Давайте вместе их решать, рассматривать конкретные случаи. Потому что по Великим Лукам можно привести десятки примеров, когда граждане приходят в администрацию и говорят: «хотим разбить клумбу», и им отвечают: «не вопрос, мы вам даже землю привезем, а дальше сами». Посажены сотни тысяч цветов на эти клумбы, тысячи деревьев высажены по инициативе граждан, плюс площадки, скамейки. Исполнительная власть идет навстречу. Понимаю, что случаи разные бывают, но то, о чем вы говорите, не носит повсеместный характер. Просто вы, наверное, с этим непосредственно столкнулись, а в соседнем дворе может быть другая ситуация.
Максим Костиков: Я мог бы привести вам еще не один пример, но, к сожалению, время эфира заканчивается. Рад, что в Великих Луках такой открытый диалог...
Александр Козловский: Уверен, что и в Пскове его можно наладить. Давайте вместе это делать. Вот завершим программу и конкретно проработаем каждый случай, сделаем депутатские запросы, если нужно, и попробуем урегулировать.
Максим Костиков: Отлично! Предлагаю на этой позитивной новости завершить наш эфир. Александр Николаевич, дай бог, чтобы территориальных органов самоуправления было больше, и чтобы власти больше прислушивались к общественности.
Александр Козловский: Всего доброго, спасибо.