В адрес редакции Псковской Ленты Новостей поступило официальное заявление председателя СОП Псковский облсовпроф Ульяны Михайловой, в котором обозначена позиция по вопросу сохранения профсоюзного имущества. Публикуем текст заявления полностью:
«СОП Псковский облсовпроф продолжит политику сохранения и приумножения профсоюзного имущества.
За последний месяц на сайте губернатора Псковской области, в социальных сетях, а также в некоторых средствах массовой информации региона получила распространение информация о том, что несколько граждан, проживающих в Пскове в домах 1 и 2 по улице Санаторной, не имеют возможности приватизировать квартиры, принадлежащие Псковскому региональному союзу организаций профсоюзов «Псковский областной совет профессиональных союзов». В связи с тем, что в ходе обсуждения этой ситуации в адрес СОП Псковский облсовпроф звучат прямые обвинения в нарушении прав граждан на жилье, областное профсоюзное объединение считает необходимым представить свою позицию, правомерность которой была многократно подтверждена в судебных инстанциях, в том числе в Верховном суде РФ.
1. СОП Псковский облсовпроф и Федерация Независимых Профсоюзов России имеют в общей долевой собственности (2/3 и 1/3 доли соответственно) жилые дома по адресу: г. Псков, ул. Санаторная, д.1 и д.2, а также земельный участок под этими домами, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав, выданными Управлением Росреестра по Псковской области.
Строительство данных жилых домов, как и всего санаторного комплекса, осуществлялось силами и за счет средств профсоюзов без привлечения средств государственного бюджета и иных сторонних, в т.ч. физических лиц. Ранее весь объем имущества профсоюзов Псковской области входил в состав единого фонда профсоюзной собственности ВЦСПС. В связи с распадом СССР в 1991 году общая собственность профсоюзов была выделена в доли соответственно месту расположения каждого конкретного профсоюзного объединения, что было зафиксировано в Договоре о закреплении прав по владению, пользованию и распоряжением профсоюзным имуществом, а впоследствии разграничено Договором между ФНПР и Псковским региональным союзом организаций профсоюзов «Псковский областной совет профессиональных союзов». Именно этот Договор от 1992 года и послужил документом-основанием при регистрации прав на недвижимое имущество.
Указанные дома строились в непосредственной близости от здравницы, жилые помещения в них предоставлялись в качестве служебной жилой площади сотрудникам ЛПУ «Санаторий «Череха» в целях улучшения их жилищных условий. Кроме того, и в силу их целевого назначения, и в силу закона, постройки могли и могут использоваться исключительно в качестве объектов инфраструктуры санатория, поскольку законодателем установлен запрет на размещение в границах зоны горно-санитарной охраны курорта объектов и сооружений, не связанных непосредственно с развитием санаторно-курортного лечения и благоустройства курорта. Указанное подтверждено сложившейся многочисленной судебной практикой по вопросу проводимой частной застройки на землях в пределах территорий зон округа горно-санитарной охраны курорта регионального значения «Санаторий «Череха». Следует отметить, что земельный участок, на котором расположены жилые дома по ул. Санаторная, д.1 и д.2, имеет разрешенное использование: для размещения санатория.
Законность прав профсоюзов на принадлежащее им имущество и, в частности, на указанные выше дома, неоднократно оспаривалась в судебных органах, однако притязания органов власти и иных лиц неизменно были признаны неправомерными. В связи с этим еще раз считаем нужным подчеркнуть, что СОП Псковский облсовпроф не стал собственником указанного имущества «вместе с жильцами», а являлся им с начала строительства указанных жилых домов. Информация о том, что до 2009 года жильцы не знали о принадлежности домов, в которых они проживают, не соответствует действительности: договоры найма заключались с гражданами с 1994 года, с одним из распространителей недостоверной информации он был заключен в 2001 году.
2. Граждане, обращающиеся в различные инстанции за помощью в попытках приватизации профсоюзного имущества, ошибочно полагают (и СОП Псковский облсовпроф надеется, что это добросовестное заблуждение), что ордера 1992 года, заверенные исполкомом Псковского городского Совета народных депутатов, являются документом, подтверждающим право собственности.
Между тем, в соответствии со ст. 51 ЖК РСФСР ордер, прежде всего, являлся основанием для заключения в письменной форме договора найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда между наймодателем - жилищно-эксплуатационной организацией (а при ее отсутствии - соответствующим предприятием, учреждением, организацией) и нанимателем - гражданином, на имя которого выдан ордер.
3. Именно поэтому в период с 1994 года по 2005 год между ЛПУ «Санаторий «Череха» и проживающими в домах гражданами – обладателями ордеров (или членами семей таких граждан) были заключены договоры найма жилого помещения, которые действуют по настоящий день, поскольку в силу гражданского законодательства, в отсутствие решения наймодателя о прекращении предоставления помещения внаем и при отсутствии отказа нанимателя от продления договора, таковой считается продленным на тех же условиях и на тот же срок.
Принимая во внимание то, что в соответствии со ст. 683 ГК РФ договор найма жилого помещения заключается на срок, не превышающий пяти лет, а указание в договорах срока найма «бессрочно» противоречит законодательству, начиная с 1996 года, договоры, заключенные с жильцами домов по ул. Санаторная, неизменно продлеваются на очередной пятилетний период.
По факту все наниматели проживают в течение десятилетий в частном жилом фонде без внесения какой-либо оплаты за наем помещений. Наниматели возмещают лишь часть коммунальных расходов, которые санаторий несет в полном объеме перед ресурсоснабжающими организациями.
По итогам проведенной ревизии документов, сопровождающих взаимоотношения с нанимателями жилых помещений, и в целях приведения их в единообразие и соответствие действующему законодательству ЛПУ «Санаторий «Череха» было принято решение переоформить договоры найма, включив в них условия, соответствующие действующему гражданскому законодательству РФ.
Четыре нанимателя признали доводы санатория обоснованными и заключили договоры найма, содержание которых полностью соответствует законодательству и никоим образом не ущемляет законных прав и интересов граждан. Остальные жильцы выразили отказ, посчитав предложение о перезаключении договоров найма нарушением своих прав. Из этого следует, что взаимоотношения с указанными гражданами в ближайшие годы будут регулироваться на основании имеющихся договоров найма, но в установленные законом сроки им будет предложено продолжить проживание в занимаемом помещении на условиях, отвечающих в том числе интересам санатория.
4. Все сопутствующие проживанию в домах по ул. Санаторная вопросы решаются в рамках закона. Так, к примеру, в вопросе регистрации граждан по месту жительства решение принимается ЛПУ «Санаторий «Череха» исключительно в рамках действующего законодательства РФ, в т.ч. с учетом положений Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», а также «Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713.
Таким образом, во всех случаях обращений с вопросом о предоставлении регистрации, а тем более в отношении регистрации несовершеннолетних, такие заявления рассматривались не иначе как положительно.
5. В то же время, по имеющимся у нас сведениям, 11 жилых помещений в указанных домах в период с 1994 по 1998 годы решениями администрации г. Пскова были переданы в частную собственность жильцов без ведома и при отсутствии согласия собственников. Указанное также подтвердилось содержанием письма администрации г. Пскова от 31.12.2009 года, в соответствии с которым было отказано в принятии жилых домов по адресу: г. Псков, ул. Санаторная, д.1 и д.2 в муниципальную собственность, поскольку часть квартир в них отчуждена в порядке приватизации.
О факте приватизации ряда жилых помещений профсоюзы были проинформированы в ходе судебных заседаний в 2009 году. Указанное, по нашему мнению, стало возможным вследствие отсутствия надлежащего контроля за содержанием и эксплуатацией профсоюзного имущества, а также ввиду грубейших ошибок со стороны специалистов кадастрового органа, регистрационного органа, а также, собственно, администрации г. Пскова. К сожалению, профсоюзы были лишены возможности оспорить незаконные решения о приватизации по процессуальным мотивам.
6. Позиция профсоюзов по вопросу о приватизации жилых помещений в домах по ул. Санаторная, д. 1, 2 сформирована в 2009 году и поддерживается по сей день. Вопрос о признании права собственности в порядке приватизации в жилых домах, расположенных по адресу: г. Псков, ул. Санаторная, д.1, д.2, был неоднократным предметом рассмотрения в судебных органах. Суды были вынуждены отказать истцам в удовлетворении исковых требований, мотивируя тем, что действие Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 года № 1541-1 не распространяется на жилые помещения, находящиеся в собственности некоммерческих организаций.
Так, согласно ст.ст. 1, 6, 11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 года № 1541-1 гражданин имеет право на приобретение в собственность в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде. Однако действие указанного закона не распространяется на жилые помещения, находящиеся в собственности коммерческих и некоммерческих организаций.
Гражданское законодательство РФ признает за собственником право владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему имуществом. Решение о признании права собственности в порядке приватизации за лицами, проживающих в жилых домах, расположенных по адресу: г. Псков, ул. Санаторная, д.1, д.2, собственники имущества не принимали.
7. Напротив, профсоюзами были приняты решения о передаче жилых домов по ул. Санаторная, д. 1,2 в оперативное управление ЛПУ «Санаторий «Череха» для использования в предусмотренном законом порядке, т.е. для реализации уставных целей здравницы, а равно для обеспечения санаторно-курортной деятельности санатория и организации его дальнейшего развития.
8. 12 октября 2013 года общим собранием собственников жилья по ул. Санаторная, 1, 2 при рассмотрении вопроса о выборе способа управления домами, была выбрана форма управления - непосредственное управление. То есть все решения, касательно владения и пользования жилыми помещениями и общедомовым имуществом, должны приниматься непосредственно собственниками жилых помещений, которых насчитывается по меньшей мере 13, в т.ч. облсовпроф и ФНПР.
Собственник жилого помещения обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему жилого помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (п.3 ст.158 ЖК РФ, пп. «г» п. 19 Постановления Правительства РФ от 21.01.2006 N 25).
Со дня собрания в 2013 году ни один из приватизировавших жилье не проявил инициативу в решении насущных вопросов содержания и эксплуатации домов, а также инженерных коммуникаций. При этом не принято и решений о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора или решений о проведении капитального ремонта общего имущества.
Наряду с этим, ФНПР и СОП Псковский облсовпроф в лице ЛПУ «Санаторий «Череха» осуществляет как аварийный, текущий, так и капитальный ремонт в отношении указанных домов, в т.ч. ремонт крыши, теплотрассы, канализационных, газовых труб, подвальных помещений и многое другое. Все эти работы сопровождаются значительными затратами со стороны санатория без распределения соответствующих частей платы как с нанимателей, так и с собственников помещений в жилых домах. При этом дома находятся в хорошем инженерно-техническом состоянии, не являются аварийными, жилые помещения абсолютно пригодны для проживания. Мы отдаем себе отчет, что работу по поддержанию общедомового имущества в надлежащем состоянии необходимо усилить, и это будет сделано, в том числе с привлечением средств граждан, являющихся собственниками жилых помещений в данных домах.
В связи со всем вышеизложенным считаем необходимым еще раз подчеркнуть, что Псковский региональный союз организаций профсоюзов «Псковский областной совет профессиональных союзов» не имеет намерения выселять граждан, желающих получить в собственность профсоюзное имущество, из занимаемых ими по договору найма жилых помещений. Также СОП Псковский облсовпроф не имеет намерения передавать третьим лицам любое профсоюзное имущество. Напомним, что за последние 10 лет попытки завладеть собственностью профсоюзов на «безвозмездной основе» в Псковской области предпринимались неоднократно. Ни одна из них не увенчалась успехом. Рассматриваемая ситуация исключением не станет».