Псковская Лента Новостей представляет очередной выпуск программы Александра Донецкого «Акценты». Напомним, комментарий политических и социокультурных событий выходит в эфире радио «Эхо Москвы в Пскове», а затем текст программы публикуется на сайте ПЛН.
Темы выпуска:
Неделю назад все гадали: куда пропал Путин, почему не участвует в избирательной кампании? А вчера фаворит президентской гонки явился в Манеже пред Федеральным собранием, и полтора часа вещал городу и миру об экономике, социалке и военной мощи страны. К такому Путину мы привыкли. В зале — высокопоставленная челядь, у экранов телевизоров — электорат. И понятно, что перфоманс был рассчитан прежде всего на отечественных телезрителей, оцепеневших в ожидании вестей из виртуального Мордора.
«Вы хотели программу, она есть у меня» - как бы сказал Путин народу и, словно фокусник в цирке, вытащил из загашника — нет, не кролика, а компьютерную графику с таблицами достижений, планов и летающих вокруг планеты межконтинентальных баллистических ракет с ядерными боеголовками. Мега-ракета «Сатана-2» здесь правит бал.
Либеральная тусня тут же заистерила «в фейсбуках» про «бряцанье вооружением», которое якобы спишет все просчеты в экономике, а кодла штатных пропагандонов, напротив, зашлась в экстазе, мол, вот мы и показали Америке «кузькину мать». Теперь «пиндосы» знают, что в случае чего, получат по башке ядерным чемоданчиком. Да так, что весь штат Флорида смоет рукотворным морским приливом. «Ничего подобного ни у кого в мире пока нет. Когда-нибудь появится, но за это время наши ребята еще что-нибудь придумают», - заявил Путин, комментируя видео.
МБР «Сармат», система «Кинжал», беспилотные подводные наутилусы, способные двигаться на предельной глубине, какие-то лазерные «гиперболоиды инженера Гарина», вращающиеся по орбитам на спутниках, - все это, видимо, призвано поразить воображение обывателя. Дать ему возможность вновь напитаться ура-патриотизмом и гордостью за страну на весь следующий шестилетний срок. Ну, или хотя бы до 18 марта.
Вот только компьютерная графика почему-то подкачала: движущиеся картинки, изображавшие действие нашего «оружия возмездия», выглядели так, будто изготовлены в начале нулевых, а то и в середине девяностых. Топорная, кустарная работа. Все, кто мог, включая оппозиционера Навального, уже дружно обсмеяли компьютерщиков из Минобороны. Если кого и могло поразить это видео, так только домохозяек, которые никогда не видели ни одной приличной видео-игры. Стыдно все это и даже не смешно.
Лично я согласен с теми наблюдателями, которые испытывают по поводу новых программных выступлений Путина стойкое чувство «дежавю». Дотошные политологи подсчитали, что, к примеру, о развитии малого и среднего бизнеса Путин публично заявлял уже раз двадцать. И что? Монополии как давили малый бизнес, так и давят. Чиновники как кошмарили, так и кошмарят. И мантры про «сбережение народа, медицину и образование» Путин обречен повторять просто потому, что набор тем для очередных месседжей не бесконечен, и его спичрайтеры явно зарапортовались.
И в самом деле! Когда ты 18 лет торчишь на сцене и играешь избитую, надоевшую роль, все фразы рано или поздно превращаются в одну ритуальную самоцитату, и паузы становятся все длинней. Это — вполне объективный финал. Предположу, что спустя года три Путин вообще перестанет произносить слова вслух и перейдет исключительно на сигналы, как в известном анекдоте про цифры. Помните? Мужики в курилке называют цифры и смеются над анекдотами, потому что все, что могли, давно друг другу рассказали.
Поэтому пиарщикам Путина и приходится натужно изобретать свежие сценарные ходы — из Кремля перемещаться в выставочный зал, а к набору заезженных банальностей добавлять видео-картинки про рыцарей-джедаев, вращающихся в ракетоносителях со скоростью, в 10 раз превосходящей скорость звука. На домохозяек такой PR, возможно, еще и действует, а лично на меня — уже нет.
На этой неделе в эфирах федеральных радиостанций и телеканалов начались дебаты кандидатов в президенты России, и предсказуемо произвели жалкое впечатление. Виноват в этом сам формат. Семь человек стоят в очередь по алфавиту и, как на уроке, отвечают на вопросы ведущего. Это даже на пресс-конференцию не очень похоже, поскольку пресс-конференция предполагает некоторую свободу обращения со временем, а тут все строго по таймеру, да еще и в записи.
От неизбежной скуки спасают темперамент и амбиции «дебатеров», вступающих друг с другом в яркие словесные перепалки. Хоть какой-то «оживляж» в этом унылом паноптикуме говорящих голов. Так, в вечернем эфире «России-1» мастодонт отечественной политической эстрады Жириновский обозвал нехорошими словами Ксению Собчак, и даже послал ее матом, за что не растерявшаяся Ксения полила мастодонта водой. Можно сказать, что Ксения выступила в лучших традициях самого Владимира Вольфыча, в середине девяностых запустившего моду на метание стаканов с апельсиновым джусом. Хорошо, что в стакане Ксюши был не сок, а прозрачная вода, и костюм либерал-демократа не оказался испорчен.
Удивительно другое. Каким способом наш Вольфыч умудрился удержать себя в руках, не кинулся к Собчак и не треснул ее по прическе, как это бывало в прежние годы в Госдуме? Видно, постарел наш прославленный либерал-демократ, не тот стал живчик. На следующий день в блогосфере только и было пересудов, что о том, почему мужчины-политики в студии не вступились за оскорбленную бранными словами женщину? И надо ли было в этой ситуации вступаться? И мужчины ли это вообще? И можно ли женщину-политика считать полноценной женщиной?
Другой скандал разразился в эфире Первого канала, где отличился уже представитель КПРФ Павел Грудинин, который демонстративно покинул студию. При этом заметим, что сначала кандидат полностью оттарабанил практически все причитающееся ему время, а уж потом заявил, цитирую: «То, что происходит — это не дебаты, это базар, крики с места. Дебаты — это когда ты споришь с соперником. Вопросы и ответы — это интервью. И зачем мы по часу стоим здесь, хотя у нас шесть минут — не объяснить никому. <...> Эти дебаты не имеют права на жизнь, я покидаю эту студию!».
И лично я с этим мнением Грудинина всецело согласен.Это не дебаты, а полная профанация. И по форме, и по сути. В этот уничтожающий формат запусти даже Цицерона, и тот будет выглядеть жалко и нелепо, как выглядит смешно всякий человек, сидящий на унитазе. Без унитаза в жизни никак нельзя, но дело в том, что никто не показывает то, что происходит в туалете. А тут показывают и не стыдятся. Не зря Путин изначально отказался от этого позорища. Здесь напомню, что в древнерусском языке слово позор и означало «зрелище».
Я бы на месте кандидатов сговорился и попросту перестал бы ходить на эти дурацкие эфиры, чтобы показать высоким телевизионным начальникам, что их программная политика не допустима. Они как будто специально превращают всех кандидатов в «мурзилок», в «дурилок картонных», а сами дебаты - в неприличный фарс.
Вот нам все пытаются внушить, что Кремль и Центризбирком якобы бьются за высокую явку, дабы придать выборам искомую легитимность. Так вот, я выскажу предположение, что, посмотрев пару вот таких базарных эфиров, наш избиратель может испытать чувство глубокого отвращения и «забьет» на выборы. Дескать, и это называется «кандидаты»? Вот эти забавные базарные персонажи? Как остроумно окрестил наш народ предвыборную гонку, «семь стариков и одна девушка». Не совсем старики, и не совсем девушка, но зрелище на выходе действительно получается крайне позорное.
И я завершаю. На минувших выходных казаки «Западного казачьего резерва» провели в Пскове очередной этап проекта «Казачий конный патруль», о чем сообщили местные СМИ, и что неизбежно вызвало новый хайп в псковском сегменте интернета.
Напомню, ранее городские власти заявляли, что конное патрулирование Пскова силами казачьих разъездов недопустимо без соответствующих согласований. Тем не менее, конный патруль прошел по территории Запсковья, прилегающей к ипподрому, в районе бывшего немецкого кладбища, по берегам реки Псковы, частной застройки в районе улиц Ипподромная, Парковая и Красногорская.
Пытаясь отвлечь внимание от неблаговидной деятельности, которая вызывает стойкое неприятие многих псковичей, лошадники и лошадницы в маскарадных костюмах пытаются создать видимость собственной нужности. Мол, они следят за общественным порядком и помогают полиции.
На самом деле все это, конечно, просто очередной цирковой номер, не имеющий никакого отношения к реальным потребностям города. Конные патрули такому маленькому городу, как Псков, попросту не нужны. Спрашивается, зачем псевдо-казаки шарились по заснеженным окраинам. Практика, однако, показывает, что когда начинается огонь из дробовиков или поножовщина (а произойти это может в любой момент суток), единственные, на кого могут уповать жители, так это на официальных стражей правопорядка. Причем тут конный патруль ряженых, организуемый на пару часов раз в квартал?
Одна хлипкая показушная акция за три месяца, но с обязательной фотофиксацией и придуманным на ходу поводом. Де, мы выехали не просто так, а в честь столетия Ледового похода Белой гвардии. Пусть вся страна отмечает рождение Рабоче-крестьянской Красной Армии, мы отметим рождение Белой. Повторюсь, весь этот спектакль на самом деле не имеет никакого отношения ни к истории, ни к правопорядку, а придуман исключительно для того, чтобы прикрыть идеологией лукавые цели. Ох, ряженые казаки, они такие ряженые!
Засим прощаюсь. Это были «Акценты». Берегите себя.
Александр Донецкий