В Псковской области анонсирована широкомасштабная борьба за трезвость. Уже с апреля в силу вступят новые ограничения на продажу спиртных напитков, а стратегическую политику антиалкогольного толка должна выработать постоянно действующая рабочая группа, составленная из общественников и представителей власти. Антиалкогольный «мозговой штурм» необходим, чтобы дополнить простые запретительные меры более сложными мотивационными решениями, направленными на профилактику пьянства.
Перманентным присутствием в повестке дня вопроса о борьбе с алкоголизмом Псков во многом обязан работающим на территории области трезвенническим общественным организациям, которые нашли понимание у региональной власти. Это их похвалила член Общественной палаты Елена Демченкова, выступая с докладом на заседании администрации области 15 января: «Ситуация стала настолько критичной, что действия трезвеннических организаций оказываются каплей живой воды в море спирта. Победить эту проблему можно только совместными усилиями власти и общества».
С тем, что ситуация критичная, спорить не приходится: Всемирная организация здравоохранения фиксирует в России потребление 15,6 литров спирта на душу населения, при том, что, по данным медиков, уже с 8 литров можно говорить о деградации нации. Бытовые наблюдения лишь подтверждают печальную статистику: стало едва ли не нормой потребление алкоголя подростками, вполне привычны пошатывающиеся пьяные тушки на утренних улицах, финал каждого городского праздника утопает в дешевом пиве. Сердечно-сосудистые заболевания на первом месте в списке причин смертности – тоже во многом следствие злоупотребления алкоголем.
Очевидно, что в борьбе с алкоголизмом все средства хороши возможны два вектора работы: это ограничение доступа к спиртному, с одной стороны, и устранение самих причин пьянства, с другой. Оба направления – в зоне внимания власти и общественной инициативной группы. «Самый простой, но давно назревший» шаг уже сделан – принято решение о введении новых ограничений на торговлю спиртным. С 1 апреля алкоголь можно будет купить только с 10 до 21 часа, плюс вводятся «трезвые дни», когда продажа спиртных напитков запрещается полностью. Под запрет попадет и торговля спиртным на пляжах, в парках, скверах и пр. Эти меры вошли в подготовленный к заседанию проект постановления администрации области, представленный председателем комитета по экономическому развитию, промышленности и торговле Дмитрием Равиковичем. В докладе Елены Демченковой предлагались более строгие ограничения по времени продаж – с 11 до 19 часов, а также по расширению «безалкогольного пояса» вокруг учебных заведений до 300 метров. Эту меру решили еще пообсуждать, поскольку такой запрет коснулся бы 1000 торговых точек с 5300 рабочих мест. Губернатор Андрей Турчак, подтвердив готовность к дальнейшим антиалкогольным ограничениям, призвал «подходить взвешенно» и искать «золотую середину».
Таким образом, новые региональные ограничения плюс вступившие в силу с 1 января 2013 года поправки в закон «О государственном регулировании производства и оборота алкоголя», запрещающие ночную торговлю пивом в ларьках, приводят к тому, что незапланированно выпить или «догнаться» в Псковской области станет действительно трудно. Эти меры как минимум препятствуют злополучному переходу от «культурно посидеть» до «нажраться», что уже неплохо.
Однако, как подчеркивает вице-губернатор области Максим Жаворонков, «мы говорим не только и не столько про запретительные меры, но о формировании идеологии трезвости как фактора решения демографических проблем области». И решить эту, вторую часть задачи будет, по всей видимости, уже не так просто. Формирование «идеологии трезвости» (именно идеологии, а не декларации) потребует углубленного и всестороннего изучения проблемы алкопотребления.
Начало, можно сказать, положено – нововведения прокомментировали депутаты Псковского областного Собрания, представители всех парламентских фракций. Общее мнение созвучно позиции администрации Псковской области - в том, что бороться с зеленым змием жизненно необходимо, однако одними запретами массовый алкоголизм победить невозможно. Так, коммунист Анатолий Копосов обратил внимание на значение воспитательной работы: «Эта беда не только нашей области, но всей страны. Меры по борьбе с алкоголизацией должны приниматься на самом высоком уровне». Представитель «Справедливой России» Лилия Никифорова, напомнив, что запретный плод всегда сладок, предложила начать комплексную работу, «учитывая и привлекая широкие слои общественности, медицинские и другие общественные силы и институты»: «Профилактическая направленность всех средств массовой информации и общественности должна сегодня превалировать и быть главным направлением».
Безоговорочно поддержал предложенные меры единоросс Виктор Антонов, подчеркнув приоритет вопросов здравоохранения перед интересами бизнеса.
С другой стороны, лидер фракции ЛДПР в областном собрании Сергей Макарченко напомнил, что «все сухие законы заканчивались революцией». Есть и другая опасность: ограничение доступности легального алкоголя может привести к расширению его теневого оборота. По мнению Макарченко, люди будут покупать водку «у таксистов». Депутат и предприниматель Игорь Савицкий прогнозирует рост самогоноварения. Впрочем, это маргинальные практики, маркирующие собственно алкашей. К большинству нормальных взрослых людей, периодически балансирующих на грани «пить или не пить», они отношения не имеют.
Лидер псковского «Яблока» Лев Шлосберг предложил апеллировать к свободной воле человека, а не новым ограничениям: «Культура отношения человека к употреблению алкоголя, в том числе вопрос самоограничения – это вопрос просвещения, воспитания, пропаганды».
Другой, более важный, вопрос – что в итоге ляжет в основу той самой «идеологии трезвости». Во многом это зависит от состава рабочей группы, которая создается по итогам заседания администрации от 15 января. Пока известны только предложения от Общественной палаты – это активные участники псковских трезвеннических организаций. Со стороны администрации, по всей видимости, в рабочую группу попадут представители профильных ведомств – образование, физкультура и спорт, молодежная политика, торговля и прочее. Курировать ее деятельность, по всей видимости, будет Максим Жаворонков, сам убежденный трезвенник. Таким образом, есть все основания полагать, что в основу «идеологии трезвости» ляжет идеология трезвеннических движений. Которая, напомним, выстраивается как антипод т.н. теории «культурного пития». «Для нас очень важно, чтобы решение этой проблемы проводилось не в рамках программы умеренного питья, а в рамках утверждения трезвости как нормы жизни», - прозвучало в докладе Елены Демченковой. – «Учеными давно доказано, что алкоголь является наркотиком и приносит вред живому организму в любых дозах. В этой связи установка, что нужно просто пить умеренно, ошибочна и неэффективна в борьбе за сохранение нации. Конечно, не каждое умеренное питие превращается в алкоголизм, зато каждый алкоголизм начинается с умеренного пития».
Абсолютное трезвенничество – радикальная идеология, довольно распространенная в России и представленная в Пскове рядом общественных организаций («Здоровый город», «Спортивный клуб Ковчег», «Трезвая Россия», молодежное трезвенническое движение «Град»). Убежденные трезвенники, в принципе, не делают различий между бокалом вина за обедом и литром самогона на завтрак. Идеология трезвенничества отрицает употребление любого алкоголя в любых количествах и обстоятельствах – что, понятное дело, отвращает изрядное число потенциальных сторонников. И псковской региональной власти, вынужденной быть арбитром в споре конкурирующих мировоззрений, важно определить для себя, за что, все-таки, предстоит сражаться: за полную трезвость или здоровый образ жизни, который, как верно отмечает Елена Демченкова, «не исключает употребления алкоголя».
Спор между «трезвенниками» и «гурманами» в Пскове был начат прошедшей осенью на страницах Псковской Ленты Новостей и затем продолжен на просторах Фейсбука. В ходе одной из дискуссий Денис Шумаков, профессиональный популяризатор хорошего вина и чая, сформулировал тезисы, которые заслуживают внимания будущих идеологов трезвости. При профилактике пьянства, по мнению Шумакова, следует учитывать несколько «феноменов алкоголя».
Первый из них заключается в том, что алкоголь принципиально отличается от других наркотиков тем, что «может быть легко получен в домашнем хозяйстве». Ягодные или фруктовые вина, крепкие настойки умеют производить многие домохозяйки, по праву гордясь своими кулинарными навыками. «Такая технологическая доступность алкоголя означает, что лобовая борьба с его производителями и распространителями малоэффективна. Основной акцент в профилактике пьянства необходимо делать на работу с потребителями алкоголя», - подчеркивает Денис Шумаков.
Второй феномен алкоголя – его глубокая и всесторонняя интеграция «во все основные культуры, составляющие современную цивилизацию». Сложно найти человека, который никогда не взаимодействовал с алкоголем или людьми, его потреблявшими. В личном опыте «свидетелей», при этом, будут не только разрушенные семьи и сгоревшие дома алкоголиков, но и примеры чудесных исцелений, спасений на морозе, да и просто долгой полноценной жизни с умеренным употреблением спиртного. Борцам за трезвость необходимо иметь в виду, что любую антиалкогольную пропаганду люди будут соизмерять с собственными знаниями об алкоголе. И если это слабо аргументированные страшилки – то эффект, скорее, будет обратным.
В-третьих, необходимо учитывать статусность алкоголя. За каждым напитком стоит своя гастрономическая культура. Однако именно в этой плоскости ломается большинство копий: существует ли в самом деле возможность «культурного пития» или это не более чем миф, внедренный в сознание народа алкопроизводителями, этакая «технология спаивания населения».
Наконец, четвертый феномен, в формулировке Дениса Шумакова, состоит в том, что «основными носителями алкогольной субкультуры и производителями алкогольного субкультурного продукта являются мужчины, а основными потребителями этого субкультурного продукта – женщины». На этой закономерности во всем мире и выстраиваются антиалкогольные кампании. Учитывая, что алкоголизм рассматривается как «фактор демографических проблем», ее придется брать во внимание и псковской рабочей группе.
Думается, вне зависимости от идеологических установок и личного отношения к алкоголю, нельзя не признать, что алкоголь в России, и Пскове в частности, стал важным, иногда центральным («пью от нечего делать»), элементом досуга. Исключая алкоголь из досуга, мы получаем пустое место, провал, который необходимо чем-то заполнить (иначе, по инерции, он заполнится самогоном и «водкой от таксистов»). Вопрос – чем? Вариантов, на самом деле, масса: новая интересная работа, увлекательное хобби, которое легко разделить с друзьями, доступные книги и кинофильмы, культурные мероприятия, которые удобоваримы и на трезвую голову и т.д. и т.п. Но Псков, прямо скажем, не богат инфраструктурой для полноценного трезвого времяпрепровождения. Другая сторона проблемы – социальный пессимизм, который тоже проще всего залить водкой.
В общем, противодействие алкоголизации – это очень сложная и многогранная работа, что наверняка понимают в администрации области, приступая к реализации заявленных целей. «Золотая середина», которую придется отыскивать создаваемой рабочей группе, лежит где-то между цивилизационными достижениями человечества в виде развитой гастрономической культуры и ежедневными криминальными сводками о пьяных драках, разбоях и убийствах. Будем надеяться, что «антиалкогольный мозговой штурм», не впадая в крайности того или иного толка, сумеет предложить меры более существенные, чем уроки трезвости в школах или брошюры о вреде алкоголя.
Светлана Прокопьева