«Меня зовут Алиса, мне 30 с лишним лет, и я …шопоголик». Аплодисменты и понимающие кивки десятка пришедших на собрание таких же анонимных шопоголиков, в большинстве своем женщин. Стулья поставлены кружком, и поочередно участницы рассказывают истории о постоянном непреодолимом желании покупать, покупать и еще раз покупать.
Не знаю, бывают ли такие собрания на самом деле, но многие ставят шопоголизм в один ряд с алкоголизмом, наркоманией, клептоманией и другими нарушениями психики. Понятно, что воровать товары в супермаркете и покупать их – вещи разные. Первое действие преследуется законом, наказанием за второе могут быть разве что муки совести через некоторое время после спонтанной покупки: «Зачем я потратила всю зарплату на какую-то ерунду?»
Тем не менее, многое в поведении шопоголиков – ненормально, и с этим трудно не согласиться. Главный симптом – неконтролируемые траты и приобретение ненужных вещей. Причем, не столь важно, что это: одежда, продукты, книги, кухонная утварь… Шопоголик совершает покупки «лишь бы купить».
Так что, если вы идете в магазин с какой-то конкретной целью и знаете, что именно нужно вам в данный момент, то все хорошо. Если у вас плохое настроение, и вы решили его поднять покупкой чего-нибудь, то это повод задуматься. А уж если воздержание от покупки приносит физические страдания: нервозность, беспокойство, учащенное сердцебиение – то вам пора лечиться.
Психиатры из университета Миннесоты уже ищут лекарства от шопоголизма, и более того даже нашли одно средство от этой «болезни» - препарат новейшего поколения, к слову, применяемый для лечения болезни Альцгеймера. То есть ученые не на шутку считают, что страсть к покупкам - недуг не менее тяжелый, чем старческое слабоумие.
Личные вещи вместо личной жизни
Впрочем, к столь серьезному подходу к проблеме шопоголизма психологи относятся иронически. Хотя и соглашаются с тем, что страстная любовь к покупкам - результат неких психологических или социальных проблем.
«Более 80% шопоголиков - это женщины в возрасте 30 лет и выше, среднего достатка (среди тех, кто живет на гране бедности или, наоборот, в достатке доля шопоголиков крайне мала). Это люди, у которых в жизни все средненько в плане отношений и личного счастья», - «нарисовал» портрет шопоголика псковский психолог с 16-летним стажем Сергей Калинин.
С этим соглашаются и другие специалисты. Заниженная самооценка (в этом случае обладание той или иной вещью мгновенно поднимает в глазах шопомана его социальный статус), потребность избавиться от одиночества, нехватка гормона удовольствия серотонина, положительных эмоций, страх оказаться ненужной – эти и другие причины шопоголизма называет одно из популярных изданий.
Родом из детства
Как мы помним из лекций по психологии, Фрейд считал, что все проблемы взрослой жизни приходят к нам из детства. И вполне вероятно, что истоки любви к покупкам и магазинам стоит поискать в семье.
«Часто шопоголизм формируется еще в детстве. Любовь - это живое внимание. Это значит быть с человеком, обнимать, целовать, говорить ему хорошие слова. А теперь представьте, что родители сутками горят на работе, ребенка видят редко. Какой классический сценарий? Они откупаются от ребенка подарками! Поэтому не стоит удивляться, что когда такой человек взрослеет, он получает любовь, покупая то, что ему нравится», - пояснил Сергей Калинин.
Классическая рекомендация для занятых родителей: надо выделять время для общения с детьми – пусть даже всего несколько часов в неделю. «Но в эти часы нужно отключать телефоны и делать то, что захочет ребенок: вместе гулять, вместе играть. А попытка подарить какую-то вещь или прогулка, когда мама или папа общаются по телефону, а не с малышом – это обман», - подчеркнул психолог.
Потому не нужно обманывать детей и необходимо проводить с ними больше времени, чтобы в дальнейшем им не ставили диагноз «шопоголизм».
«Порядочные девушки не продаются, они предпочитают покупать»
Есть и другая точка зрения на проблему шопоголизма. Некоторые считают, что это явление – всего лишь мода. «Порядочные девушки не продаются, они предпочитают покупать», - говорится в рецензии на книгу Софи Кинселлы «Тайный мир шопоголика».
Наверное, не зря серия романов о не способной пройти мимо магазинов Бекки Блумвуд стали бестселлерами: в персонаже романа и снятой по его мотивам комедии многие женщины могут узнать себя. Потому что кто из нас не любит побаловать себя красивыми обновками? Тем более что глянцевые издания постоянно твердят: «Ты этого достойна!»
«Вообще есть точка зрения, что шопоголизм - это маркетинговая провокация. Как в начале XX века каждая женщина должна была иметь мигрень. Так и сейчас каждое гламурное существо должно быть шопоголиком, иначе что это за гламур?» - сказал Сергей Калинин.
По мнению психолога, о том, что эта «болезнь» - вероятнее всего продукт деятельности маркетологов, говорит и статистика. По одним данным, шопоголиками являются всего 0,2 % от всех взрослых сознательных потребителей, по другим - 5-10%.
«По Пскову никакой статистики не существует, и вряд ли она возможна. Но могу сказать о своем опыте. У меня стаж работы в качестве психолога-консультанта – 16 лет, и сотни псковичей приходилось консультировать. Но за годы работы только 7-8 человек обращалось ко мне с подобной проблемой. Видимо, она не настолько распространена», - сказал С. Калинин.
Прививка от ненужных трат
Впрочем, не столь важно, считаете вы себя больной или гламурной, но если безудержные траты (на ненужные вещи) заставляют влезать в долги или доставляют неприятности вам или вашим близким, то стоит прислушаться к советам специалистов.
Итак, как избавиться от зависимости?
Одним словом, приятных Вам покупок и хорошего настроения!
Алиса Селезнева