10 сентября Президент Дмитрий Медведев опубликовал статью «Россия, вперед!». Псковская Лента Новостей предложила региональным политикам и экспертам прокомментировать статью президента.
Сегодня мы публикуем комментарий старшего преподавателя кафедры истории и философии Псковского государственного политехнического института Константина Шмораги.
Вот не знаю почему, но первой реакцией на статью Дмитрия Медведева «Россия, вперед!» был поиск подвоха. Никак не укладывалось в голове, что президент может просто так, в силу своей службы, а тем более как простой гражданин, беспокоиться о проблемах страны: если уж о ней вспомнили, значит снова что-то понадобилось, а если так – не к добру это, опять чего-нибудь деноминируют, девальвируют или оптимизируют. И в очередной раз сделают это для нашего же блага.
Наверное, предвзятые и очень холодные отношения власти и общества – одна из тех проблем, о которых президент России не упомянул, но которые определяют жизнь России не меньше чем «вековая отсталость» или та же коррупция. Часто в обращении власти общество видит недобрый знак, предвещающий в лучшем случае какую-нибудь реформу. Быть может, поэтому статья Дмитрия Медведева нашла отклик в основном у политиков, политологов, да журналистов. На основную массу жителей России она не произвела почти никакого впечатления, не вызвала ответной реакции.
И не то чтобы тема была неинтересной. Проблемы, поднятые Дмитрием Медведевым, знакомы большинству жителей России, и не раз говорил о них ещё Владимир Путин. Только их решения, хотя бы начального, но не на уровне примитивного пиара, а по существу, ждали в очередной раз тогда же, при предыдущем президенте, лет пять назад. Но вместо этого власть раз за разом предъявляла иллюстрации к знаменитому черномырдинскому «хотели как лучше, а получилось как всегда».
Например, вряд ли найдется противник борьбы с коррупцией или алкоголизмом, однако пивное лобби – одно из самых мощных и терять свою силу, похоже, не собирается.
Никто не выступает против технологического развития страны, но чтобы кто ни говорил, продаем мы в основном сырье, а финансируем в первую очередь иностранную науку и производство. Или повесила «Единая Россия» лозунг «покупай российское, не продавай страну!», а все высшее руководство ездит на иномарках, нисколько не заботясь об уровне отечественного автопрома.
Примеров можно привести массу. Почти каждый лозунг последнего десятилетия в жизни оказывался своей противоположностью. Все чаще от людей можно услышать недоуменное, мол, как же так, говорится-то все правильно, а делается с точностью до наоборот. Даже позиция выработалась особая: послушать, что говорит власть, взять паузу и оценить результат.
А результатов, как верно подметил Дмитрий Медведев, нет. За благополучные прошедшие годы отечественный бизнес назанимал за рубежом кредитов на полтриллиона долларов, но в России не появилось ни одной новой отрасли, а новые предприятия считаются на пальцах одной руки. И виноватых здесь искать бесполезно.
Численность чиновников всех уровней выросла на порядок, но если хочешь чего-то добиться, обращаться надо сразу на самый верх.
С этим призывает бороться наш президент. В очередной раз. Самое грустное, что он не говорит ничего нового по сравнению со своими предшественниками, не предлагает никаких методов решения, кроме заверений в духе «мы будем делать все возможное», «мы должны»… Все это было десятки лет. Все это слышано-переслышано. В том числе и от людей, которые, как потом оказалось, просто кинули страну. От людей, которым ничего не надо было, кроме решения собственных проблем и удовлетворения личных амбиций. А посему зажечь такой программой можно лишь специфическую прослойку людей. Большинство в России уже привыкли, что ничего тут никому не нужно, никто ни за что не отвечает.
Потому для таких речей в кармане всегда припасена фига. Общество держит фигу, так как привыкло кое-как жить само по себе, чиновники и прочие, причисляющие себя к элите, прячут шиш потому как знают, что надо просто переждать.
Впрочем, весь этот налет, почти сформировавшуюся традицию, может снести сочетание двух простых вещей: политической воли и государственнический подход. Тогда вся критика, высказанная в прессе по поводу этой статьи, станет бессмысленной, а у власти появится немало единомышленников. Если она, конечно, этого хочет.