Политика

Дебет-кредит Владимира Путина

27.02.2008 10:33|ПсковКомментариев: 2

На днях итоги президентства Владимира Путина подвела британская телерадиовещательная корпорация ВВС. Согласно проведенному ей опросу жителей 31 страны мира оказалось, что к внешней политике Путина неплохо относятся даже граждане наших заклятых друзей – США и Великобритании. Отношение к действиям нашего президента в так называемых развивающихся странах вообще можно назвать восторженным. Даже несмотря на то, что жителям наиболее экономически развитых стран мира не по душе внутрироссийская политика В. Путина, общий итог опроса, удививший и самих его авторов, вполне в нашу пользу.

Это, так сказать, зеркало. Но все-таки их зеркало. За несколько дней до выборов нового президента России мы попытаемся посмотреть в своё. Посмотреть и оценить более конкретно, что было хорошего, а чего сделать так и не удалось.

И начнем по примеру ВВС с внешней политики. Один из главных результатов работы Владимира Путина на своём посту многие аналитики видят в возвращении России в большую международную жизнь как самостоятельного участника. Действительно, с конца 1980-х годов СССР, а вслед за ним и Россия находились под колпаком наиболее влиятельных стран мира, не предпринимая никаких серьёзных шагов в собственных интересах. Поворотом стало событие, которое и сейчас является одним из важных в мировой политике – ситуация в бывшей Югославии, а именно вторжение НАТО в Сербию и расчленение её на две части. И как тут не вспомнить знаменитый поворот над Атлантикой самолёта тогдашнего премьера Евгения Примакова и марш-бросок в Приштину российских десантников. А символом того, что наши отношения с соседями должны строится теперь с учётом интересов России, стала прошлогодняя мюнхенская речь Владимира Путина и принципиальная позиция по Косово, позиция, отстаивающая неукоснительное соблюдение международного права. Серьёзность намерений руководства страны подкрепило решение президента о возобновлении патрулирования стратегической авиацией важных для нас районов мира.

Безусловно? верным стало решение Путина поддержать США после событий 11 сентября 2001 года. Тогда Россия одна из первых в мире выразила солидарность с Америкой. Позиция нашей страны продемонстрировала не только наши добрые намерения по отношению к соседям, но и готовность ради них на серьёзные уступки. Правда соседи ход не оценили и воспользовались нашей помощью для усиления своего влияния в СНГ, а также в бывших соцстранах. И ослабления российского. Но, несмотря на это, политика Путина в этом направлении была выбрана удачно.

Наибольшие опасения у наших соседей вызывает энергетическая политика, которую стал проводить Путин ещё с первого своего срока. Её западные критики говорят о фактической национализации отрасли и превращении её в мощный инструмент давления на Европу. Но, во-первых, де факто топливно-энергетический комплекс является национальным достоянием во всех странах мира, включая США и Европу, контроль за ним осуществляют правящие группировки, так как существенно больше половины доходов от добычи нефти и газа идёт в государственный бюджет. Кроме того, США влияют на мировую политику, играя финансовыми и военными мускулами, Израиль – используя многочисленность, состоятельность и распространенность еврейской диаспоры, почему тогда нам нельзя использовать наше преимущество. Чем богаты, тем и рады. И не надо расстраиваться, что «такие богатые территории как Сибирь принадлежат одной стране». Путин чётко дал понять, что это наше преимущество Россия будет использовать для достижения своих интересов. Но не как дубинку, а как последний аргумент. И в доказательство пригласил к участию в ряде крупных энергетических проектов все заинтересованные государства.

Среди внутриполитических дел нынешнего президента прежде всего называют ликвидацию угрозы распада страны. Многие уже забыли, но ещё с конца 1980-х годов, то есть задолго до того, как Борис Ельцин дал всем суверенитета, сколько смогут унести, в магазинах Москвы уже обслуживали только москвичей, в магазине № нцать - только жителей близлежащих улиц, одна область ограничивала движение товаров в другие регионы и т.д. и т.п. Вторая чеченская война поставила многое на свои места. Стало ясно, что проще по-хорошему договориться и жить спокойно, чем стучать кулаком по столу. Не даром говорят, что та же Чечня при Рамзане Кадырове стала внутри России более самостоятельной, чем вне её при Дудаеве. И, наконец, прекратилось мерзкое нытьё регионов-доноров про то, почему же они вынуждены кормить дотационные субьекты.

Правда, угроза распада России до конца не преодолена. И дело не в нынешней ситуации на Кавказе – её при наличии политической воли и переговоров с соседями по земному шару можно решить. Причина во всё возрастающем противопоставлении Москва - провинция, в том, что в России до сих пор сохраняется советская традиция единственного центра, обладающего всей полнотой власти: и политической, и финансовой. А вот в Российской империи центров было много. Это и Петербург, и Москва, и Нижний Новгород, и Новосибирск, и Владивосток. При этом каждый внутри империи занимался своим делом, а страна не была разорвана на части, как сейчас оторвана от остальной России Москва, а Сибирь и Дальний Восток отрезаны от европейской части.

Еще одно достижение – ликвидация гигантского внешнего долга, «заработанного» страной за время перестройки и либеральных реформ. Это безусловно развязало руки руководству страны как во внешней, так и во внутренней политике. Но вслед за ней пришла другая проблема: частные компании за очень короткое время набрали столько внешних займов, что их размер многократно превысил объём государственного долга. И это стало угрозой для страны.

В зачёт В. Путину можно отнести и рост доходов жителей страны, который произошёл не только из-за роста цен на нефть, но в немалой степени благодаря переподчинению энергетического сектора государству. Что, естественно, сказалось на росте отчислений в бюджет. Кроме роста доходов граждан, не может не радовать, что вслед за Путиным другие чиновники стали не только говорить об ответственности государства перед «русским народом и другими народами России», но и хоть немного что-то для этого делать.

Хотя здесь очень много проблем. По статистике, 50% мировых богатств сосредоточено в единственной стране, которая составляет всего 6% от общего числа населения планеты. В России же почти две трети национальных доходов получают менее 5% её жителей, а зарплата большой части работающего населения едва дотягивает до каких-то несчастных 7000 рублей в месяц, из которых минимум половина уйдет на коммунальные платежи, и останется шиш. Даже без масла.

Пенсии, которые у очень многих не поднимаются выше трёх тысяч рублей, вообще особая тема. Государство, которое допускает такое «вознаграждение» за трудовую деятельность человека, выглядит просто смешно. И, наконец, об этом сказало руководство страны. Дмитрий Медведев, выступая на недавнем экономическом форуме в Краснодаре, заявил, что имидж государства невозможно улучшить, если большая часть населения страны живет фактически в нищете.

Это государство (пока только государство) и пытается исправить с помощью так называемых нацпроектов. Ужа сам факт, что власть с подачи В. Путина серьёзно заговорила о необходимости решения демографической проблемы, улучшения образования, здравоохранения, восстановления промышленности, строительстве дорог очень радует, но чтобы эти проекты стали реальностью по всей стране сделано пока ещё очень мало. Как отметил президент Торгово-промышленной палаты Евгений Примаков, для результативности этих благих начинаний следует не ограничиваться временными вливаниями, а систематически поддерживать целые отрасли. И не перераспределять средства внутри них, а целенаправленно поднимать финансирование хотя бы до минимально необходимого уровня. По рекомендации Всемирной организации здравоохранения, для сохранения здоровья нации необходимо отчислять на  финансирование отрасли 6-8% от ВВП. К этой планке Россия только-только приблизилась в 2007 году. Множество вопросов вызывает и качество медицинской помощи.

Несомненным достижением периода Путина стало повышение внимания к жизни Вооруженных сил. Это и решение жилищного вопроса военнослужащих, и усиление финансирования исследовательских работ, и восстановление, хотя и очень медленное, матчасти. Но самое важное здесь даже не в этом. Впервые за последние лет двадцать армия подверглась не просто неким аморфным изменениям, сущность которых сводилась в основном к сокращению и делению-слиянию с переименованием, но были определены цели и задачи существования ВС и в соответствии с этим начата их реформа.

Создание военно-промышленных холдингов тоже необходимый ход, учитывая, что Россия практически потеряла потенциал, созданный в советские годы отчасти из-за того, что он был рассредоточен по всей территории Союза и многие ключевые производства остались вне нашей территории, а отчасти из-за простоя и распродажи конца ХХ века. И если замысел концентрации высокотехнологических производств удастся, это приведет к более интенсивному развитию и других отраслей экономики.

Но тут как раз выяснилось, что даже наша гордость – ВПК уже не в состоянии производить продукцию того, качества, которое требуется современным потребителям. Примеров тому только за последний месяц можно назвать три: конфликт с Индией из-за сроков, стоимости и качества модернизируемого авианосца «Адмирал Горшков», проблемы по поставляемым в Алжир МиГ-29, расторжение норвежцами контракта с «Севмашпредприятием» на постройку химовозов. Вопрос не только в качестве, сроках или стоимости, а и в способности наших «ответственных» лиц вести переговоры и нести личную ответственность за взятые на себя обязательства.

Вот здесь и вырисовывается одна из самых острых проблем современной России, единая в трёх лицах – безответственность, безнаказанность и продажность. К несомненно положительным итогам президентства Путина можно отнести то, что ему удалось сделать эту проблему очевидной и создать некоторые условия для её решения. Но бороться с ней предстоит уже новому президенту. Иначе нацпроекты превратятся в отмывание денег, реформы образования, здравоохранение, производственной сферы останутся, как и прежде, заметны лишь по шелесту официальных бумаг и помятым брюкам чиновников, а доходы будет постоянно съедать инфляция. Всё, чего стране удалось достичь за время правления Путина, сойдёт на нет. И надежда на возрождение России не сбудется. Возможно, уже никогда.

Константин Шморага

Фото пресс-службы Президента РФ

опрос
Нужно ли вернуть в школы оценку за поведение?
В опросе приняло участие 280 человек
ПравилаКомментарии 2
27.02.2008 12:08
Да, что верно, то верно. Эпоха Путина оставляет очень противоречивые впечатления.
0
28.02.2008 01:52
Про ВВС - интересно. Остальное - можно поспорить.
0
Рейтинг@Mail.ru