Политика

Муниципальная реформа: страхи и преимущества

19.01.2023 16:33|ПсковКомментариев: 2

Предлагаем вашему вниманию текстовую версию нового выпуска программы «Дневной дозор» на тему муниципальной реформы. Программа вышла на волнах радио «ПЛН FM» (102.6 FM).

 

В конце 2022 года началось обсуждение нового этапа муниципальной реформы. По задумке авторов планируется укрупнение сельских поселений, волости объединятся в муниципальные округа. Первыми по этому пути идут в Печорском районе. Планируется создание Печорского муниципального округа и включение в его состав городского поселения «Печоры», сельских поселений «Новоизборская волость», «Круппская волость» и «Лавровская волость». В этом году муниципальная реформа может стартовать в Стругокрасненском и Пыталовском районах.

Различные муниципальные реформы проводятся уже с конца прошлого века. Тогда во всех районах области появился самый близкий к гражданам волостной уровень власти. Постепенно волости укрупняли, сокращались их полномочия. На сегодняшний день некоторые эксперты считают, что оставшиеся сельские поселения уже не в состоянии выполнять возложенные на них функции, эффективно решать проблемы местных сообществ. Поэтому трансформация в округа имеет смысл, так как произойдет консолидация всех ресурсов муниципальных образований, входящих в состав района.

Мнения на эту тему разделились. С одной стороны звучат опасения, что жители поселений при новой системе управления потеряют связь с властью. При любом вопросе нужно будет ехать в муниципальный центр, где не факт, что получится с первого раза решить вопрос.

Однако сторонники муниципальной реформы говорят о том, что аналогичная трансформация уже проверена в других регионах и дала положительный эффект. Например, по этому пути уже прошли наши соседи в Новгородской области. В результате в отдаленных территориях, которые ранее не имели ресурсов для развития, появилась возможность строить ФАПы и ФОКи.

В чем преимущества муниципальной реформы? На чем основаны опасения ее противников? Каким образом реформа повлияет на возможность населения общаться с властью? Об этом в программе «Дневной дозор».

По словам главы Пыталовского района Веры Кондратьевой, о преимуществах муниципальной реформы можно судить по положительной практике Новгородского региона.

Фото: Вера Кондратьева / Telegram

«Говорить о плюсах и минусах сейчас я могу только теоретически, а конкретно – когда пройдут определенные этапы, что-то реорганизуется. Сейчас мы можем судить по произошедшем у соседей в Новгородской области, плюсов у них было очень много. Как дотационный район, мы выиграем от объединения бюджетов сельских поселений. Этим общим бюджетом сможем войти в федеральные гранты, проекты регионального и федерального уровня, даже поучаствовать в софинансировании проектов, в разработке проектно-сметной документации. Это один из плюсов. Другие положительные стороны заключаются в том, что благополучателями при заявлении в какой-то проект у нас будет уже учитываться полностью количество жителей муниципального округа, а это учитывается при конкурсном отборе. Следующий этап: сельские поселения в сегодняшних границах не могут никуда войти, их главы затрачивают большое количество времени на нормотворческую работу. Они будут вливаться в структуру администрации будущего округа. С ними будут работать штатные специалисты администрации округа. Они будут находиться на тех же территориях, население не заметит изменений, преобразования, но контроль будет более мощный, поскольку будут входить в администрацию округа».

По сути, волостной уровень власти не ликвидируется, а становится территориальным отделом муниципального округа. При этом с главы поселения будет снята ответственность за нормотворческую деятельность. Став главой территориального отдела, экс-глава волости уделять больше внимания хозяйственной работе, считает глава сельского поселения «Круппская волость» Печорского района Светлана Жирнова.

Фото: Светлана Жирнова / «ВКонтакте»

«Самый главный плюс, который мы видим, – с нас будет снята нормотворческая деятельность. Это нормативно-правовые акты, которые администрация должна издавать. Мы вынуждены переписывать областные и федеральные законы при любых изменениях, вовремя и в срок должны их принимать. Не имея в штате юриста, это очень проблематично. Я всегда говорила, что сельские поселения должны заниматься работой с населением, так как мы ближе к людям. Быть теми многофункциональными центрами по оказанию консультаций и выполнять хозяйственную деятельность: дороги, уличное освещение, благоустройство, содержание кладбищ, вывоз ТКО. У нас не будет выборов депутатов сельского поселения и главы. Для выборов необходимы финансовые средства, которые тратятся из своего же бюджета. Мы считаем, что это также ненужные расходы. Не всегда есть возможность найти депутатов в сельской местности. С другой стороны, можно создавать ТОСы, общественные совет. Благодаря вхождению в округ мы в большей степени сможем участвовать в федеральных и областных программах».

Несмотря на преимущества, которые видны на первый взгляд, у трансформации волостей в округа есть и недостатки. Какие минусы могут всплыть после муниципальной реформы, рассказала глава поселения «Новоизборская волость» Светлана Кузнецова.

«Первый плюс - это объёмы той работы, которую мы делаем сейчас, и той, что нам предстоит. То есть у нас уйдет затратная часть - работа с нормативными документами. Теперь появится возможность больше привлекать население именно в общественные советы, а не в депутаты. Также мы будем больше заниматься именно хозяйственной деятельностью. Надеемся, что в районе будем именно команда, и не будет вопросов по юридическим делам, придут опытные люди, которые знают своё дело. В части недостатков то, что от нас уйдут деньги с продажи имущества, поскольку оно перейдет во владение района. На сегодняшний день мы получаем доходы от того, что продаем неоформленные паи. В дальнейшем мы будем посажены только на налоги. Также и с продажей муниципального имущества, земли. Вопрос стоит, будет ли команда в районе, и как она отнесется к использованию имущества на местах. У нас только принят генплан, есть большие перспективы по распределению земельных участков, которые мы непосредственно заявляли для привлечения на территорию молодёжи и населения, которое бы хотело жить непосредственно в Псковской области. Есть опасение, что сейчас это наша юрисдикция, а потом у нас будут только спрашивать совета, но принимать решения будем не мы. Есть вопросы по культуре: у нас есть часть полномочий помогать волости, не получится ли потом у нас остаточный принцип: город и село?».

Все реформы по укрупнению не приводят ни к чему положительному, утверждает депутат Гдовского районного Собрания Александр Конашенков. На его взгляд, никакой экономии бюджета из-за трансформации районов в округа не будет.

«У нас Гдовский район пока не трансформируется, потому что никому в голову это пока ещё не пришло. В остальных районах это пришло в голову тем, кто является депутатами, главой района. Раз это пришло в голову им, вот они этим и занимаются. Экономии здесь никакой абсолютно не будет. Там, на местах всех администраций, ничего не останется, так получается? Так мы же не должны деньги экономить. Когда дело касается людей, мы должны быть ближе к людям. Люди и деньги — это разные измерения. Мы же работаем здесь не для того, чтобы сэкономить деньги, а для того, чтобы жить людям лучше стало. Во главу угла должно быть вот это взято. А у нас от того, что уберётся волость, люди жить лучше не станут. Мы же деньги должны на людей тратить или на какую-то обозримую реформу? Вы же помните, реформы какие у нас были? Здравоохранение — очереди огромные в больницах. Каких только у нас не было реформ, и ни от одной реформы толку нету. И все эти реформы прикрывались благими намерениями и экономией денежных средств. Может быть, их не стоит экономить как раз? Да тут и экономия такая, виртуальная, если честно. Вот у нас глава Добручинской волости, у него заместитель и специалист по учёту кадров — 3 человека. На этом много не сэкономишь, потому что вместо главы волости всё равно придётся ставить какого-то ответственного человека, то есть так и так кадры будут. Если останется вместо девяти глав волости один человек в районе, он там просто будет сидеть, а люди будут к нему ездить? Что касается населения, его тоже никто не спрашивал».

Тревога по поводу того, что жители поселений потеряют связь с властью — беспочвенна, объясняет начальник управления по местному самоуправлению и территориальному развитию правительства области Елена Тимашова. По ее словам, после реформы с административной точки зрения для людей ничего не изменится.

«Я езжу на публичные слушанию, разговариваю с людьми, действительно, такая тревога звучит. На самом деле она беспочвенная, поскольку на местах ликвидированных сельских поселений остаются территориальные управления или отделы. В них будет работать тот же самый состав муниципальных служащих, даже руководитель будет называться главой. Этот опыт мы исследовали в Хвойнинском муниципальном округе Новгородской области. Мы туда ездили с главами поселений и районов и видели, что такая практика очень правильная и в административном плане для людей ничего не меняется».

Муниципальная реформа приведет к уничтожению местного самоуправления, уверен руководитель регионального отделения партии «Яблоко» Лев Шлосберг. Он напомнил, что в 2020 году в Себежском районе власти уже хотели проверить практику муниципальной реформы, но тогда попытка не удалась. Тогда решение было принято в пользу общественного мнения.

«Эта реформа - большая глупость. Она реализуется людьми, которые ничего не понимают в организации местной жизни на большой протяженной сельской территории с низкой плотностью жителей и их высоковозрастным составом. Эти люди рассуждают об упрощении системы управления и больше ни о чем. Они не хотят тратить даже малейшие деньги для организации местной жизни. Нужно признать, что в целом местные самоуправления последовательно уничтожаются в нашей стране в течение почти 20 лет. На фоне построения новой вертикали власти местное самоуправление в этой схеме лишнее. В 131 законе остается возможность, что муниципальный район может принять сам решение о ликвидации поселенческого уровня самоуправления и при организации в муниципальный или городской округ при согласии депутатов. А если хотя бы депутаты двух сельских поселений не согласны, то такое преобразование произведено быть не может. Летом 2020 года была попытка провести подобную реформу в Себежском районе. Депутаты двух поселений восстали, скандал был огромный, это был успешный случай защиты поселений. Сейчас совершенно другая ситуация. После всеобщих выборов поселений в 2020 году была произведена санация депутатского корпуса. Ни в одном собрании депутатов сейчас нет такого состава, которое могло бы отвергнуть подобное преобразование. Эта реформа приведет к окончательной зачистке сельских поселений в выбранных 7 районах».

Главы районов после реформы больше не смогут перекладывать ответственность на глав поселений, объясняет председатель комитета по законодательству и местному самоуправлению Псковского областного Собрания депутатов Алексей Севастьянов. Однако при этом представители власти останутся на местах.

«Мы находимся только в начале пути. На данный момент я не вижу непреодолимых минусов. Если полагаться на 131 закон, все в наших руках, мы можем все выстроить мягко, неощутимо для жителей новоиспеченного округа. Что касается плюсов: получается более централизованное управление. Мы получаем факт личной ответственности главы района, сокращаем существующую бюрократическую сетку, даже количество депутатов. Не могу сказать, что у нас районы по численности жителей перенасыщены. В районных собраниях 15-20 депутатов будет достаточно. Избегания и перекладывания ответственности не будет. Власть на местах останется. Если смотреть на ситуацию исходя из сегодняшних реалий, то это прекрасная возможность. Люди будут знать к кому обращаться в той или иной ситуации. Каждый глава муниципального округа будет понимать, что он отвечает за каждую волость, населенный пункт. На волостных депутатов не сможет переложить ответственность, также и у депутатов района не будет такой возможности. Каждый будет отрабатывать по-честному».

У муниципальной реформы есть и противники, и сторонники. Взвесив все «за» и «против», нельзя однозначно сказать, что укрупнение даст сельским поселениям толчок к развитию. Не нужно ждать чуда от нашей власти и нашего государства на муниципальном уровне. Управление муниципалитетом в любом случае останется искусством возможного и будет сильно зависеть от качества и работоспособности администрации округа. За красивые глаза денег в России давно не дают, все будет зависеть от расторопности местной власти. Но нужно понимать как прописную истину то, что эта реформа может дать шанс сельским поселениям перейти от бессмысленного выживания к осмысленному развитию.

Анастасия Сливинская

опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 217 человек
Сюжет: Муниципальная реформа в Псковской области Сергей Литвиненко: Муниципальная реформа позволит снизить бюрократическую нагрузку на жителей региона Алексей Севастьянов: Я вижу в муниципальной реформе целый ряд плюсов Псковское «Яблоко» продолжит противостоять муниципальной реформе в регионе Названы районы Псковской области, которые станут округами в 2024 году Шесть районов Псковской области станут округами в 2024 году Армен Мнацаканян: Активная работа идет в Новоржеве в рамках преобразования района в муниципальный округ Любовь Трифонова о муниципальной реформе: Уверена, что мы сделали правильный выбор Олег Майоров: Муниципальная реформа не повлечет за собой кадровых сокращений Назначен конкурс на должность главы Стругокрасненского муниципального округа Александр Котов о муниципальной реформе: Это правильный путь Михаил Ведерников: Муниципальная реформа не отменяет принципов демократии Реорганизована администрация Печорского района Реорганизована администрация Стругокрасненского района Муниципальная реформа: три четверти пути Выборы в Псковской области - 2023. ИНФОГРАФИКА Новая система выборов главы муниципального округа расширит «кадровую скамейку» – Олег Майоров Игорь Дитрих: Нужна четкая вертикаль власти, а не несколько параллелей Виктор Остренко: Избрание глав муниципальных округов по конкурсу укрепит вертикаль власти Вера Кондратьева: Новая схема выборов главы округа – единственно правильная Валентина Понизовская: Преобразование районов в округа будет положительным для жителей Алексей Севастьянов о законе про выборы в округах: Муниципалитеты, за дело! Закон о первых выборах в новых муниципальных округах приняли в Псковской области Законопроект о первых выборах в новых муниципальных округах поступил в Собрание Принесет ли пользу муниципальная реформа, поспорили участники «Армрестлинга» на «ПЛН FM» Муниципальная реформа не несет за собой сокращение рабочих мест – депутат Николай Соколов «Гайд-парк»: Глава фракции «ЕР» в Новоржевском районном Собрании Николай Соколов о муниципальной реформе. ВИДЕО Облизбирком принял решение провести выборы в муниципальных округах Псковской области «Сливайтесь и объединяйтесь!»: муниципальная реформа в Псковской области. ИНФОГРАФИКА Значимость главы района после муниципальной реформы объяснил Алексей Севастьянов Алексей Севастьянов о муниципальной реформе: Острых вопросов со стороны оппонентов я не слышал Владимир Кузь оценил вероятность появления Гдовского и Псковского муниципальных округов Глава Стругокрасненского района: Основная задача муниципальной реформы - увеличение качества услуг населению Региональный парламент поддержал преобразование восьми районов в Псковской области в муниципальные округа Петр Алексеенко: КПРФ не «ловит хайп» на критике муниципальной реформы Александр Котов о новых муниципальных округах в Псковской области Андрей Маковский о муниципальной реформе: Это здравая идея Псковские единороссы призвали поддержать законопроекты о создании муниципальных округов Александр Котов о муниципальной реформе: Люди смогут общаться с властью в режиме одного окна «Не ловить хайп» на муниципальной реформе в Псковской области призвал Олег Брячак Псковские коммунисты выступили против муниципальной реформы Инициативы о преобразовании восьми районов Псковской области в муниципальные округа рассмотрел профильный комитет регионального парламента  Глава Новоржевского района отклонила решение депутатов о преобразовании муниципального образования в округ Новоржевские депутаты поддержали преобразование района в муниципальный округ Законопроект о преобразовании в округ ещё одного района поступил в областное Собрание Границы будущих муниципальных округов обсудили в областном Собрании депутатов Участники публичных слушаний в Новоржеве поддержали преобразование района в муниципальный округ Армен Мнацаканян о перспективах муниципальной реформы Власть не утратит контакт с народом после муниципальной реформы – Армен Мнацаканян Армен Мнацаканян о муниципальной реформе: Людям бояться нечего «Гайд-парк»: Армен Мнацаканян о муниципальной реформе. ВИДЕО Инициативу шести районов о преобразовании в округа областное Собрание рассмотрит 21 февраля Шесть законопроектов о преобразовании районов в округа поступили в областное Собрание «Беседка»: Муниципальная реформа в Псковской области в вопросах и ответах. ВИДЕО Муниципальная реформа позволит привлекать внебюджетные средства – глава Красногородского района Елена Тимашова о муниципальной реформе: Мы приближаем органы МСУ к жителям Депутаты Опочецкого района поддержали реформу местного самоуправления Публичные слушания о создании Новоржевского муниципального округа пройдут 17 февраля «Сообразим на троих»: Реформы 2023 года – что нас ждет? ВИДЕО С инициативой провести муниципальную реформу выступили главы семи районов Муниципальная реформа: страхи и преимущества Реформа в районах может снизить муниципальный фильтр — Петр Алексеенко Елена Тимашова о цели создания муниципальных округов в Псковской области Александр Котов о муниципальных округах: Для людей вообще ничего не поменяется Муниципальные округа Будущее местного самоуправления
ПравилаКомментарии 2
Вера Аршинова 19.01.2023 18:45
авв- сорок лет работы чиновником убедили -любая централизация ведёт к атрофии тереторий.
0
лана белова 19.01.2023 18:54
Реформа эта не для удобства населения, а для удобства проведения выборов Ер. Так как у них в данном случае нет возможности контролировать все волости. После централизации они смогут контролировать все районы. Для жителей это хуже, потому что волостная власть реагирует на их обращения и решает вопросы, при централизации этот контроль будут осущ-ть едросы, котор будут исходить из своих личных критериев. Так что этот закон не для народа, а для удобства Ер.
0
Рейтинг@Mail.ru