Уже почти год в Псковском областном Собрании работает новый созыв депутатов. О его работе в эфире радио «ПЛН FM» (102.6 FM) рассказал парламентарий со стажем, вице-спикер, председатель комитета по бюджету, финансам и налоговой политике Александр Братчиков.
— Александр Николаевич, как в целом вы оцениваете новый созыв областного Собрания? Вы ведь парламентарий со стажем, но у вас был перерыв, когда вы возглавляли администрацию города Пскова. Вошли дважды в одну и ту же реку. Как сегодня вам работается в стенах регионального парламента?
— Не сказать, что что-то сильно изменилось. Изменилось количество депутатов. Все-таки в прошлый созыв было 44 депутата, в нынешнем созыве их 26. Это значительно упрощает работу и принятие решений, легче стало договариваться. В любом случае, парламент - это место, где необходимо договариваться, слышать голос оппозиционеров, принимать во внимание их желание, их законодательные инициативы. В любом случае, за ними стоят наши жители, жители Псковской области.
Что касается того, что я вошел второй раз в одну и ту же реку... Можно сказать, я из нее и не выходил. Законодательная власть или исполнительная – в любом случае это работа на благо нашего города, нашего региона.
Не скажу, что есть серьезные изменения. Наверное, скорее я просто приобрел опыт работы в исполнительных органах власти, посмотрел, как на местах все это работает. И этот опыт помогает сегодня принимать более взвешенные решения. Я бы так ответил на данный вопрос.
— После ковидного периода вернулись очные сессии, проводятся парламентские часы, на которых разбираются острые вопросы, которые беспокоят жителей региона. Буквально на последней сессии разбирались проблемы догазификации. Как вы в общем их оцениваете? Насколько парламентские часы полезны для депутатов? Насколько они позволяют повлиять на принятие управленческих решений? Это все-таки реально действующий механизм или инструмент для того, чтобы выпустить пар в свисток?
— Нет, я совсем не соглашусь, что это способ выпустить пар в свисток. В первую очередь, мы, депутаты, в том числе оппозиционные, задаем очень неудобные вопросы тем же исполнителям. В данном случае это «Газпром межрегионгаз Псков». Эти вопросы помогают разобраться в ситуации. Парламентский час - это в целом очень хороший механизм.
— Насколько, вы считаете, эффективна модель, когда депутаты встречаются в формате видео-конференц-связи и нет реального ощущения парламентской дискуссии, обмена мнениями?
— Собрание - это живое общение с избирателями, между собой, с органами исполнительной власти. В ковидный период было достаточно тяжело, потому что такое непосредственное общение ушло, порой бывало некое недопонимание. Безусловно, очные сессии намного лучше.
— А вот представители оппозиции говорили, что власть активно использовала ковидные ограничения для того, чтобы не возвращать Собрание в реальную работу, ограничивать возможности для парламентской оппозиции высказать свое мнение. Кстати говоря, вы упомянули сокращение числа депутатов. Оппозиционеры это критикуют, говорят, что за счет этого меньше стал удельный вес голоса оппозиции в областном Собрании. Как вы относитесь к этим критическим замечаниям?
— Ну, не совсем я согласен, потому что пропорция сохранилась, количество голосов, оно, естественно, стало физически меньше, а пропорция осталась. Все согласно проведенной выборной кампании: сколько проголосовало процентов избирателей, таким количеством процентов и представлена та или иная партия в областном Собрании.
Те же парламентские часы - пожалуйста, мы проводим. Те же выступления оппозиционных партий перед Собранием проходят. Пожалуйста - есть возможность.
— Вы считаете, фракционные 10-минутки нужно дальше сохранять? Вот некоторые, я знаю, депутаты-единороссы говорят: зачем этот балаган устраивать каждую сессию, когда оппозиционеры выходят и ругают власть? Может быть, запретить это все?
— Ругать они будут в любом случае. Просто делать это нужно корректно с точки зрения этики. Они, опять же, высказывают свое мнение, прислушиваться к мнению оппозиционеров нужно, безусловно. У них большое количество и популистских предложений, но зачастую бывают и рациональные, с которыми партия «Единая Россия» соглашается - мы часть данных предложений также поддерживаем. Поэтому я считаю, что выступления фракций надо сохранить, и ничего в этом такого нет.
— Ваш коллега Алексей Севастьянов, председатель комитета по законодательству, внес предложение, чтобы не допускать оппозиционные партии к работе согласительной комиссии. Как вы относитесь к такому предложению как председатель парламентской комиссии по бюджету и председатель комитета по бюджету, финансам и налоговой политике?
— У всех депутатов равные права, и ущемлять их будет неправильно. С другой стороны, кто же мешает КПРФ или ЛДПР стать самой большой партией? Проголосует за них большинство, станут правящей партией – мы тогда будем в оппозиции, но права у всех будут одинаковые.
А так, чтобы не пускать... Ну как можно не пустить? Вопрос - принять или не принять большинством их предложения. Но выслушать обязательно надо и обязательно надо привлекать оппозицию к работе согласительной комиссии.
Беседовал Максим Костиков