На прошлой неделе Центр управления регионом (единые пункты мониторинга и обработки поступающих от жителей жалоб в разных сферах жизни региона - прим. ред.) опубликовал большой список Telegram-каналов глав муниципалитетов. Оказывается, в связи с блокировкой Instagram* и Facebook* главы районов создали свои каналы, где оповещают население о важных событиях, ну, по крайней мере, план был такой. Сегодня предлагаем разобраться, что же публикуется (или не публикуется) в этих каналах, кто на них вообще подписан, и есть ли в такой форме общения с населением хоть какой-то толк.
Почти все каналы созданы по образу и подобию, большинство – 27 апреля, другие в первой половине мая. По периодичности и формату публикаций сразу видно, что созданы они были массово и, вероятно, по указанию «начальства». У всех в названии каналов фигурируют имя и фамилия. С одной стороны, это должно как бы сблизить читателей с главой района, с другой, и что, по моему мнению, важнее, значительно усложняет поиск канала в Telegram. Если бы за именем в названии Telegram-канала следовало бы название района или муниципалитета – это упростило бы жизнь обывателям, а главам обеспечило бы более быстрый прирост подписчиков. Вероятно, каналы создавались в спешке по не очень-то детально продуманной методичке. Все комментарии к постам отключены, что лишает аудиторию возможности наладить прямое взаимодействие с главой района. Понятно, времена такие, что если не отключить комментарии, скорее всего, они будут забиты сообщениями о ситуации на Украине от ботов. Если отсутствие комментов - это действительно вынужденная мера, в описании каналов хотелось бы увидеть телефоны, страницы «Вконтакте» для связи или, на худой конец, официальную почту, куда гражданам можно обратиться с проблемами.
Кстати, в список попали 23 канала, хотя в состав Псковской области входят 2 городских округа и 24 муниципальных района. Великие Луки представлены сразу двумя каналами - главы города Николая Козловского и главы администрации города Андрея Беляева, связано это с наличием двуглавой системы управления городом. В общем списке ЦУРа не оказалось четырех муниципалитетов. Видимо, главы Гдовского, Плюсского, Новоржевского и Пустошкинского районов не поддержали общую разнарядку. Так, двое бывших «яблочников» Юрий Павлов и Виталий Аршинов и двое действующих Софья Пугачева и Светлана Василькова Telegram-каналы не завели вовсе.
На фоне общей трагедии ярко выделяются несколько Telegram-каналов - главы администрации Пскова Бориса Елкина (1282 подписчика), главы города Великие Луки Николая Козловского (373 подписчика) и главы Островского района Дмитрия Быстрова (100 подписчиков). Каналы были созданы раньше и, вероятно, по собственной инициативе. То, что политики стараются их грамотно вести, тратят силы и время, видно не вооруженным глазом. В остальных случаях дела обстоят куда печальнее.
Также проанализировав все каналы, могу заключить, что хорошо стартовал и и.о. главы Палкинского района Василий Раков. Сейчас на его канал подписаны 37 человек. Но, лиха беда начало! Контент на канале публикуется отличный. Во-первых, Василий Рыков единственный из всех глав, кто активно пользуется уникальной функцией Telegram – знаменитыми «кружочками». В таком формате на канале можно записывать видеообращения к подписчикам.
Среди контента – живая проверка свежеотремонтированной дороги, поздравление для дедушки с юбилеем, знакомство с местным царством зверей. Даже если не проживаешь в Палкино, за таким стилем общения с аудиторией интересно и приятно наблюдать.
Среди всех, кто так или иначе пытается освоить Telegram и завоевать сердца аудитории, есть те, кто никаких попыток даже не предпринимал. К аутсайдерам сегодня относим, например, главу Бежаницкого района Сергея Михеева. Его канал был создан 27 апреля. С тех пор 42 подписчика удостоились только одного поста, опубликованного на следующий день, 28 апреля. Ни рядовых приветствий с объяснениями, зачем подписываться людям на этот канал, ни поздравлений с условным Днем пионерии, ничего. Даже никакое дело не взяли на контроль с конца прошлого месяца. Обидно. Видимо, 42 подписчика – сотрудники администрации района, которые кнопкой «отписаться» не могут воспользоваться по понятным причинам.
Судя по количеству подписчиков, в администрации Дедовичского района сотрудников работает гораздо меньше, ведь на канал главы района Геннадия Афанасьева подписаны 17 человек. Тут история немного другая – канал тоже создан 27 апреля, однако был подвергнут забвению до 18 мая. Отгуляв все праздники, Геннадий Афанасьев таки решил, что самое время начать – поприветствовал подписчиков, посетовал, что «современные реалии требуют идти в ногу со временем» и пообещал в своем канале публиковать «важные моменты своей профессиональной деятельности и повседневной жизни». В этот же день выложил один пост и исчез. По сему делаем вывод, что жизнь у главы района незавидная – важных моментов нет ни только в работе, но и повседневная жизнь не бьет ключом.
К «двоечникам» присоединился и глава Дновского района Михаил Шауркин. Картина схожая – канал создан 27 апреля, 17 подписчиков. Видимо, этот глава района был чуть более воодушевлен перспективой ведения канала и в день его создания опубликовал аж три поста. Но что-то пошло не так, и, рассказав нам о конкурсе ТОСов, субботнике и ремонте дороги, Михаил Шауркин исчез с просторов Telegram.
К стройному ряду мужчин, не нашедших общего языка с Telegram, присоединилась и глава Локнянского района Нина Степанова. Создала она канал, угадаете когда? Быстро учитесь – конечно, 27 апреля, затем 18 мая очень душевно поприветствовала своих 15 подписчиков, пообещала «публиковать здесь новости о нашей работе» и пропала. Видимо, в Локнянском районе с 18 мая объявлены всеобщие нерабочие дни.
К этому списку можно отнести и главу Печорского района Сергея Тарасика – канал завел 27 апреля, 28 подписчиков, 6 постов за все время, последний – 18 мая.
Однако «двойку» за год получает глава Пушкиногорского района Александр Баранов. С 27 апреля он не умудрился даже фото на канале поменять. Понятное дело, что никаких приветствий и постов в канале тоже нет. 7 подписчиков продолжают ждать чуда, и не отписываются.
В число аутсайдеров попал и глава Себежского района Леонид Курсенков. Он «трудится» над своим каналом почти так же усердно, как и Александр Баранов. За одним исключением, он все-таки нашел в себе силы загрузить фото обложку. Кстати, с названием глава Себежского района поэкспериментировал. Его канал выбивается из общей канвы и называется «Леонид Курсенков офф. Канал». Как трактовать такую самодеятельность непонятно, то ли не совсем поняли методичку, то ли решили подчеркнуть уникальность. Я, ради интереса, вбила в глобальный поиск в Telegram имя и фамилию главы. Думаю, ну вдруг там масса подражателей, и простым смертным сразу и не понять, где официальный канал, а где наглые подделки. К моему разочарованию, я обнаружила, что бренд Леонида Курсенкова на просторах Telegram больше никто не использует. Поэтому выбор названия канала пока для нас останется загадкой.
Отдельно аккаунты остальных глав расписывать не буду. Там пока происходит что-то странное – некоторые с завидным постоянством публикуют официальные пресс-релизы, другие поздравляют со всеми возможными праздниками.
Предпочту пока надеяться, что таким образом главы районов осваивают новую для себя площадку, а не отрабатывают поручение «для галочки». Telegram – принципиально отличается от других соцсетей, на то, чтобы нащупать правильный путь общения с аудиторией действительно нужно время. Только вот стиль скучных официальных публикаций у абсолютного большинства глав не меняется уже на протяжении месяца, из чего все-таки можно сделать вывод, что особенно никто и не пытается наладить реальную связь с аудиторией.
Telegram - это особое политическое пространство. Сегодня это кратчайший путь коммуникации с населением. Когда политики и чиновники создают свои каналы, важно помнить, что подписчики ждут не очередной отчет с совещания, а живого человеческого общения и обсуждения реальных районных проблем. Наш мониторинг показывает, что главам районов нужна серьезная помощь в налаживании работы их Telegram-каналов. Ведь мы имеем дело с настоящими новыми медиа, которые еще недавно не существовали, а сегодня обходят в оперативности многие традиционные СМИ и соцсети. Инициатива по созданию каналов однозначно хорошая, мы ее поддерживаем двумя руками. Чем больше каналов и возможностей быть в курсе событий для людей, тем лучше, но пока за реализацию идеи ставлю твердый «неуд».
Ксения Журавкова
* Деятельность Meta Platforms (соцсети Facebook и Instagram) запрещена в России как экстремистская.