Политика

Эх раз, да еще раз…

29.04.2021 21:33|ПсковКомментариев: 0

В четверг, 29 апреля, прошла очередная, 57-я сессия псковского областного Собрания депутатов шестого созыва. Законодатели избрали 12 членов Общественной палаты, заслушали доклады уполномоченных по правам человека, по правам ребенка и по защите прав предпринимателей, утвердили изменения в бюджет ФОМС, подготовили жалостливое обращение в Минсельхоз, а также в очередной раз отклонили законопроекты о петициях и о прямых выборах мэров.

В целом, сессия прошла достаточно ровно, без особых нервных ноток, если не считать, что спикеру таки пришлось сделать пару замечаний тем, у кого была неправильно надета маска, а потом устроить выволочку руководителю «цифрового» управления областной администрации Денису Матвееву за навязчивые сбои в системе голосования и видеотрансляции.

Очевидно, что накал страстей был исчерпан на парламентских комитетах, поэтому депутатский корпус отработал сессию достаточно спокойно, если не сказать рутинно. Тем более, что два рассмотренных законопроекта ранее уже, мягко говоря, обсудили до дыр. Да и сегодня это было явно не в последний раз…

 


Фото здесь и далее - пресс-службы Псковского областного Собрания депутатов

Разрешите доложить

Пусть и с большой натяжкой, но можно сказать, что заменой парламентского часа на 57-й сессии стали доклады уполномоченных – по правам человека, по правам ребенка и по защите прав предпринимателей. Трио омбудсменов, несмотря на сольные партии, в качестве лейтмотива использовали один и тот же рефрен – «прошедший год впервые для всех нас стал экстраординарным в связи с пандемией коронавируса», а заодно дали почву депутатам для хоть какого-то обсуждения.

В целом же доклады прозвучали на довольно позитивной ноте. Обращения отрабатывались, динамика улучшалась, депутаты благодарили уполномоченных, уполномоченные – депутатов. Впрочем, весьма тревожные моменты тоже обозначили. Так, Дмитрий Шахов сообщил, что впервые судился с органами исполнительной власти, и указал на рост обращений с жалобами на нарушение политических прав. Наталия Соколова заявила о непозволительной статистике детской смертности и травматизма, а также об острой нехватке детских врачей. Особенно тревожна динамика, по ее словам, детских суицидов. В прошлом году в Псковской области дети предприняли 9 таких попыток, половина из них закончилась трагически, а на сессии еще и упомянули о случае, который произошел буквально на днях: в Великих Луках покончил с собой шестиклассник.

Аркадий Мурылев в свою очередь упомянул о не слишком комфортных условиях ведения бизнеса в регионе, что наглядно доказывает статистика сокращения численности МСП - почти 6 тысяч субъектов прекратили предпринимательскую деятельность в Псковской области в 2020 году (на смену им пришли почти 2800 вновь зарегистрированных, но по итогу все равно жирный минус).

Не обошли вниманием омбудсмены и ковид-диссидентов. Наталия Соколова рассказала, как некоторые родители чуть ли не запрещают своим чадам носить маски, а Дмитрий Шахов заявил, что отклонял все жалобы на обязательное ношение маски, поскольку это никак не нарушает права граждан.

Отвечая на вопросы депутатов, уполномоченный по правам человека также упомянул, что внимательно проверяет все обращения с жалобами на пытки холодом в следственном изоляторе №1 в Пскове. Если факты нарушений подтверждаются, следует неотвратимое наказание. Впрочем, подтверждаются факты далеко не всегда. Так, в одной из жалоб указывалось, что в СИЗО есть комнаты без окон. Дмитрий Шахов заверил, что таких помещений в изоляторе не нашел.

Уполномоченный по правам ребенка тоже поделилась любопытными наработками. Например, в прошлом году ей впервые пришлось добиваться возвращения женщин с детьми с территории сопредельных государств - они стали заложниками ситуации с закрытыми границами из-за коронавируса.

Бизнес-омбудсмен Аркадий Мурылев также добавил к выступлению важную ремарку: пандемия пандемией, а системные проблемы никто не отменял. И если с коррупцией в Псковской области, по его словам, все более-менее благополучно, то контрольно-надзорный гнет (чуть позже глава областного комитета по сельскому хозяйству Николай Романов признается, что один крупный великолукский агрохолдинг пережил за три месяца 114 проверок), система госзакупок и доступность финансовых ресурсов остаются темами открытыми и крайне острыми.

И еще один любопытный момент. На вопрос о том, как уполномоченный по защите прав предпринимателей оценивает актуальные ограничительные меры по коронавирусу в Псковской области, Аркадий Мурылев ответил, что все ОК. «Я считаю, что у нас сейчас очень мало ограничений, и все из них очень действенны в текущей ситуации», - подчеркнул он.

Кроме того, бизнес-омбудсмену пришлось признать поражение в ОКВЭД-битве. Как известно, далеко не все предприниматели смогли воспользоваться антиковидными мерами поддержки в прошлом году из-за неправильного ОКВЭД. Добиться пересмотра ситуации так и не удалось даже при участии федерального бизнес-уполномоченного Бориса Титова.

«Меры поддержки должны быть основаны не на ОКВЭД, а на падении выручки, но к сожалению, федеральные власти нас не слышат. Мы предлагали распространить этот принцип на вторую волну поддержки, но круг предпринимателей, наоборот, был сужен», - констатировал Аркадий Мурылев.

По итогам докладов все три уполномоченных получили от депутатов самые лестные оценки их деятельности и заверения в готовности работать сообща над улучшением ситуации на законодательном поле. Омбудсмены, разумеется, горячо ответили взаимностью.

Депутатский нагоняй

После того, как омбудсмены в красках рассказали о своей работе, депутаты конвейером прошлись по ряду законопроектов. Без обсуждений, потому что все, что нужно, уже обсуждалось предварительно на заседаниях парламентских комитетов.

«О порядке предоставления государственных гарантий», «О противодействии коррупции в органах государственной власти Псковской области и органах местного самоуправления», «О промышленной политике», «О правилах использования лесов для ведения охотничьего хозяйства», «Об установлении порядка и нормативов заготовки гражданами древесины для собственных нужд»… Звучит красиво, а по факту законотворческая рутина: где-то пару строк привели в соответствие с федеральным законодательством, где-то какие-то нормативные акты утратили силу, где-то уточнили полномочия органов исполнительной власти.

Однако председатель областного Собрания Александр Котов внезапно эту умиротворенную процедуру прервал и вызвал «на ковер» руководителя управления цифрового развития и связи областной администрации Дениса Матвеева. Поводом для выволочки стали бесконечные глюки, которые посыпались с начала работы сессии: трансляция заикалась, микрофоны не включались, два депутатских рабочих места и вовсе отвалились от системы. Не солидно для серьезного законодательного органа, на что его спикер и указал.

Покрасневший Денис Матвеев стал объяснять, что система старая, ей уже десять лет, что программистов толковых не так много в штате областной администрации, но скоро все заменят, оборудование новое купят и даже ноутбуки обновят.

«Завтраки» Матвеева не слишком пришлись по душе Александру Котову. Он напомнил, что Псковское областное Собрание лишь один раз в месяц проводит сессии. «Неужели так сложно обеспечить бесперебойную работу?!» - изумился он.

Как по расписанию

После «завтраков» главы «цифрового» управления на столы депутатов подали «горячие блюда»: неоднократно уже вносившиеся законопроекты о петициях и о прямых выборах мэров. Блюда, может быть, и горячие, но уже с душком, ибо история каждого насчитывает несколько лет. Оппозиция соответствующие проекты законов регулярно вносит, парламентское большинство их отклоняет. Не проходит и года - все повторяется снова. В том числе и риторика сторонников законов и их оппонентов.

Ничего нового не произошло и на этот раз. Лидер «Яблока» Лев Шлосберг напирал на неравенство прав избирателей и на конфликты между жителями и городскими администрациями, особенно в Великих Луках. Единороссы в ответ пытались достучаться, что модель назначения мэров депутатами узаконена на федеральном уровне, а в конфликтах население-власть определяющую роль играют конкретные персоналии, а не способ их назначения.

Впрочем, стороны как обычно друг друга слушали, но не слышали.

Коммунист Николай Чувайлов и вовсе провел параллель между моделью назначения главы городской администрации и беспределом среди управляющих компаний, которые, по его словам, в Великих Луках только и делают, что банкротятся через пять лет работы. «Это все зависит от руководства города», - заявил он, чем немало удивил Александра Котова.

«Вся ваша аргументация никакого отношения к сути дела не имеет. Не важно, как будет избран глава администрации, все зависит от конкретных людей. Ситуация может как улучшиться, так и ухудшиться при любой модели. Вы говорите про конфликт власти и населения. Так вот у власти всегда будет конфликт с какой-то частью населения. Так происходит во всем мире. Я для себя не увидел никаких аргументов, которое резко улучшат ситуацию в муниципалитетах с переходом на прямые выборы. И у избранного главы могут быть конфликты и с населением, и с депутатами, и с органами власти региона. И такие примеры тоже были», - высказался спикер регионального парламента.

«Ответить можно?» - поинтересовался Лев Шлосберг.

«А я вам вопросов не задавал!» - отрезал Александр Котов.

Голосование вновь показало, что парламентское большинство не готово поддерживать такую инициативу.

После короткого перерыва депутаты рассмотрели еще один долгоиграющий законопроект - о петициях, который, к слову, сопровождало крайне эмоциональное рассмотрение на парламентском комитете по законодательству. На сессии же никаких особых баталий замечено не было.

Обычно проект закона представляли коммунисты, которые не один год над ним уже бьются. На этот раз его неожиданно презентовала опальный единоросс Ульяна Михайлова.

«Предусмотрены возможности, даны определения, создан механизм», - перечисляла она достоинства документа. Главный аргумент в пользу его принятия, озвученный докладчиком: петиция – это всегда большее внимание, чем к отдельно взятому обращению.

Депутат Алексей Севастьянов («Единая Россия») в ответ выступил не только с критикой законопроекта, но и его докладчика. Он сказал, что у предыдущих ораторов получалось донести мысль куда убедительнее. Впрочем, какая разница, если и те попытки оказались провальными?

Александр Котов в свою очередь сосредоточился на самой сути документа. «Никаких преимуществ в этом предложении я не вижу. У граждан уже есть право обращаться в органы власти, и мне неизвестны случаи, когда какое-то обращение не было рассмотрено. Во всяком случае я могу с уверенностью сказать про региональный парламент. Даже прокуратура отмечает, что этот закон только дополнительные трудности создаст. Наиболее активные граждане будут использовать решение тех или иных вопросов в свою пользу», - отметил он.

И снова голосование завершилось предсказуемо: 14:22 в пользу оппонентов.

Бедность - не порок?

Ну, и на десерт депутаты приняли обращение к министру сельского хозяйства. Просьба, прямо скажем, несколько жалостливая - дать фору в конкурсе проектов комплексного развития сельских территорий бедным регионам.

Зачитанный главой регионального комитета по сельскому хозяйству и гостехнадозора Николаем Романовым доклад о положении дел в аграрном секторе свидетельствовал о том, что в Псковской области все в этом смысле хорошо. Сектор развивается серьезными темпами как в отрасли растениеводства, так и в отрасли животноводства. Господдержка помогает, в том и числе, программа «Комплексное развитие сельских территорий». Но вот беда, объем средств из федерального бюджета на ее реализацию заметно уменьшился, а нам при всех наших успехах в одиночку пять проектов комплексного развития сельских территорий не затащить.

Поэтому регион заявился на конкурсный отбор в рамках госпрограммы (проекты представили Великолукский, Дедовичский, Островский, Плюсский и Порховский районы), чтобы получить солидное финансирование на их реализацию. Но есть нюанс. При оценке проектов учитывается привлечение внебюджетных источников. Для нас это очень сложно, поскольку представленные проекты по большей части несут социальную функцию (чтобы сохранить остатки жизни на псковском селе), а в социалку инвесторы вкладываются, увы, крайне неохотно.

В связи с этим Псковское областное Собрание депутатов просит Минсельхоз установить повышающие коэффициенты для субъектов Федерации, имеющих низкий уровень социально-экономического развития. Таких официально признанных бедными у нас в стране, напомним, десять, и Псковская область – в их числе.

Александр Котов подчеркнул, что такое предложение позволит Псковской области на равных участвовать в «конкурсной борьбе с другими субъектами». Нам лишь остается дождаться ответа Минсельхоза и верить в то, что с аграрным ведомством диалог удастся выстроить более успешно, чем, к примеру, с Минфином.

Еще одну надежду позволим себе в связи с избранием новых членов Общественной палаты. Чуть ли не впервые за историю Псковского областного Собрания своих представителей депутаты утвердили с первого раза. Ранее приходилось спорить, править списки, проводить рейтинговое голосование, а тут – как по маслу. Может быть, это знак, и коллегиальный общественный орган наконец раскроется в полной мере?

Впрочем, напомним, что областное Собрание формирует только треть Общественной палаты. Кандидатуры еще 12 членов  утверждает губернатор, а оставшуюся треть изберут сами члены палаты. Но это не мешает верить в лучшее.

Алексей Овчинников

опрос
Нужно ли вернуть в школы оценку за поведение?
В опросе приняло участие 106 человек
ПравилаКомментарии 0
Рейтинг@Mail.ru