Участником очередного выпуска программы «Дом Советов» на радиостанции «Эхо Москвы» в Пскове 9 сентября стал председатель Псковского областного Собрания депутатов Александр Котов. Основной темой для разговора с ведущим эфира Максимом Костиковым стало предстоящее сокращение численности депутатского корпуса в региональном парламенте.
- На дворе осень, а значит - начало парламентского сезона. Скоро состоится первая сессия Псковского областного Собрания депутатов, которое работает последний год в этом созыве. В будущем году нас ждут выборы в региональный парламент. Пока депутаты готовятся к очередной сессии и определяют, как им строить свою работу дальше.
Буквально 8 сентября состоялся совет Псковского областного Собрания, на котором группа парламентариев предложила сократить число депутатов в два раза. Все привыкли, что представители власти растут как грибы после дождя, число государственных служащих увеличивается, а тут такое радикальное предложение.
Александр Алексеевич, по какой причине предлагается сократить число депутатов? Сколько предлагается оставить? Как будет формироваться региональный парламент? Напомню, у нас смешанная пропорционально-мажоритарная система: 22 депутата избирается по партийным спискам и 22 - по одномандатным округам.
- Вопрос о численном составе Псковского областного Собрания возник не вчера и не сегодня. Мы уже на протяжении ряда лет так или иначе обсуждали эту тему. И в большинстве случаев все-таки склонялись к тому, что изменение времени требует и изменения подхода к формированию законодательного органа.
Было бы неплохо всегда смотреть за численностью чиновничьего аппарата. По объективным причинам с течением времени количество чиновников растет. Но, в конечном итоге, оказывается, что рост на самом деле существенный. С этой точки зрения нам хотелось посмотреть, насколько оптимальным должен быть состав нашего законодательного органа. И мы пришли к выводу, что нужно пойти по пути сокращения.
- Почему 26? Когда-то был 21, потом 22 и 33. Сейчас 44. На чем строится расчет?
- Цифра, конечно, взята не с потолка. Это не эмпирические вольные выводы. Мы отталкивались от того, чтобы решить серьезную проблему, которая сейчас существует. В абсолютном большинстве избирательных округов территории муниципальных районов раздроблены. Например, в состав моего избирательного округа входят полностью два района, Плюсский и Стругокрасненский, одна волость Порховского района и две волости Псковского района. Соответственно, абракадабра.
Если взять Порховский район, то его территория разделена аж на три избирательных округа. И там, если не считать списочных депутатов, аж три депутата областного Собрания, которые в той или иной мере отвечают за эту территорию. Очень неудобно работать. Я это говорю исходя не из теории, а из практики. Потому что заканчивается второй созыв, как являюсь депутатом областного Собрания, именно одномандатником.
В итоге мы попросили Избирательную комиссию посчитать разные варианты того, как эти избирательные округа будут формироваться. Посчитали разное количество: 13, 14, 15 и 16 одномандатных избирательных округов. Если сделать 13 таких округов, то районы территориально будут входить в состав одномандатного избирательного округа. При этом не будут дробиться территории Пскова и Великих Лук. То есть избирательные округа будут в составе городов, и муниципальные районы целиком войдут в состав избирательного округа. 13 - это самое оптимальное число.
Если при этом сохранить существующий принцип, в ходе которого избирается половина одномандатников, а вторая половина - по партийным спискам, то у нас получается цифра 26.
- То есть пропорционально-мажоритарный принцип будет соблюден, 50 на 50. Знаю, что многие боссы ряда оппозиционных партий очень переживали, что они могут не попасть из-за этой реформы в следующий созыв Собрания. По сути, партийных списков эта схема не так сильно касается, как одномандатников.
- Да. Наверное, есть какие-то объективные причины для того, чтобы так заявлять. Но я придерживаюсь следующей точки зрения: какие бы правила игры по выборам в областное Собрание депутатов ни были установлены, они равные для всех. Изначально на старте у всех одинаковые возможности. У каждого кандидата, если мы говорим о выборах по одномандатным избирательным округам, на старте равные условия. И у каждой политической партии тоже равные условия.
При этом мы пониманием, что если взять любой социологический опрос на старте избирательной кампании, будет определенная поддержка у той или иной политической партии. Но это никак не связано с правилами игры на выборах. То есть мы можем установить разную численность, разный пропорциональный состав. И, еще раз повторю, у всех будут - и у кандидатов, и у политических партий - одинаковые стартовые условия.
- Не хотел бы углубляться в конспирологические версии. Но у некоторых «анонимных» Telegram-каналов уже «разрыв мозга»: никак не могут понять - вроде бы реформа предполагает сокращение числа единороссов, потому что на последних выборах единороссы победили во всех одномандатных округах. И сокращение числа одномандатных округов логически приводит к тому, что удельный вес «Единой России» в парламенте может сократиться. При этом, рассуждают они, не может же быть так, чтобы единороссы задумали реформу, которая им невыгодна. И начинается, я бы сказал, зависание. Если звезды зажигают, значит, кому-то это нужно?
- По поводу сокращения количества депутатов. Естественно, мы сокращаем общее количество депутатов в Псковском областном Собрании. Если предположить, что у нас пропорциональное соотношение поддержки политических партий остается прежним, то ничего не изменится. В процентном соотношении каждая политическая партия будет представлена примерно так же. К сожалению, время течет, все меняется - кто-то теряет свои прежние позиции, кто-то прибавляет. Так было всегда. И все будет зависеть от того, с каким багажом каждая политическая партия подойдет к выборам в следующем году. Для этого надо работать с избирателями. Для этого надо думать о том, на каком уровне находится уровень поддержки, не допускать ошибок.
Ничего страшного тут нет ни для одной политической партии. Не надо думать, что мы садисты, сами себе начинаем рубить конечности. Ничего подобного. Мы исходим не из каких-то партийных и политических преференций, а из объективной реальности. У нас численность избирателей за последние 10 лет значительно изменилась. Мы же не можем находиться на постоянном уровне по численности длительное время.
Это серьезный с нашей стороны шаг. Не какое-то популистское сиюминутное заявление. Надо системно думать о том, как эффективно использовать бюджетные средства.
- Александр Алексеевич, 8 сентября прошел Совет Собрания. Каков срез позиций, мнений, оценок со стороны представителей фракций? Кто еще поддерживает инициативу, кто выступил категорически против?
- Мне кажется, мы очень правильно поступаем, когда эту тему отрабатываем таким образом - не в самый последний момент, когда уже надо объявлять выборы, а обсуждаем заранее.
На Совете Собрания я специально акцентировал на этом внимание и попросил руководителей фракций политических партий высказаться, как они относятся к этому предложению.
И только фракция «Яблоко» категорически не поддерживает эту идею, хотя с их стороны странно таким образом вести себя, потому что они всегда выступали за то, чтобы радикально сокращать количество чиновников.
- С учетом того, что у них всего один одномандатник и один списочник, они, по большому счету, ничего не теряют при этой схеме. Более того, удельный вес мандата станет более серьезным. Если они сохранят свои два мандата в следующем созыве, что вполне вероятно, то в процентном соотношении их голос будет значим. Было бы разумно это поддержать.
- Трудно найти какие-то разумные объективные объяснения такой позиции партии «Яблоко».
- Возможно такая позиция: если что-то исходит от партии власти, то мы априори категорически против.
- И это имеет место. Но не только партия «Единая Россия» выступает с этой законодательной инициативой. Нас поддерживают другие фракции в Псковском областном Собрании.
Два-три месяца назад я предложил, чтобы все наши депутаты обсудили это в рамках заседаний фракций. И все обсуждали. В этот процесс вовлечены все депутаты.
Фракция КПРФ соглашается с тем, что нужно сократить численность, но предлагают изменить порядок: избирать 75% по партийным спискам, а 25% - по одномандатным избирательным округам.
- Их интерес к увеличению партийных списков понятен, потому что в нынешних условиях партийные списки дают им возможность пролонгировать свое существование в стенах областного Собрания. Так заведено, что коммунисты одномандатные округа очень редко выигрывают, а партийные списки им дают шансы. Что вам не нравится в этой схеме?
- Мне не нравится увеличение пропорции избрания депутатов по партийным спискам. На мой взгляд, это очень странное от КПРФ предложение, потому что они всегда выступали за то, что депутат должен быть как можно ближе к избирателям.
- Александр Алексеевич, а какова позиция глав муниципальных образований? Слышал опасения, что сокращение числа депутатов может привести к слабой представленности интересов жителей районов в областном Собрании, что удельный вес районов уменьшается.
- В основном я слышу только о поддержке нашего решения от глав районов. Может быть, кто-то посчитает, что не будет в законодательном органе своего представителя от района. Но это невозможно сделать, потому что Псковское областное Собрание - это представительный законодательный орган. Это значит, что депутаты представляют своих избирателей в этом законодательном органе. И главный критерий при формировании округа - это количество избирателей. Избирательные округа должны быть примерно равными по численности, допускается отклонение плюс-минус 10%. А районы очень разные. Есть те, где меньше 5 тысяч избирателей, а есть те, где больше 30 тысяч. И просто теоретически невозможно сделать так, чтобы от каждого муниципального района был один свой представитель.
- Или тогда создавать двухпалатный региональный парламент.
- Да, что само по себе нереалистично. Поэтому все будет зависеть не от того, есть ли свой представитель от района в Собрании, а от того, насколько четко и слаженно депутаты будут взаимодействовать с органами местного самоуправления и работать с избирателями. Поверьте, у нас есть такие примеры, когда все хорошо.
- Известный в прошлом депутат Игорь Савицкий высказывал противоположное мнение. Он считает, что надо отказаться от партийных списков. Помню, что у многих депутатов первых созывов эта идея периодически возникала из-за того, что партийные списки не дают возможность депутатам работать на местах, люди не знают этих народных избранников. Первый спикер областного Собрания Юрий Шматов придерживался такой точки зрения, чтобы поделить область на одномандатные округа.
- С тех пор много воды утекло. Во времена Совета народных депутатов это, может быть, было и правильно. И в те времена партийная конкуренция отсутствовала. Постепенно политическая конкуренция начала развиваться, в нашу жизнь начала внедряться многопартийная система. Я считаю, для того, чтобы стимулировать партии к работе, партийному строительству, работе с избирателями, нужно оставлять партийные списки. Причем я выступаю за равное соотношение одномандатников и депутатов, которые избираются по партийным спискам.
Если предположить, что у нас будут только одномандатники, тогда во многом теряется смысл партийной работы. Потому что партия может выразить свое представительство, только выдвигая кандидатов по одномандатным избирательным округам и поддерживая их.
Я считаю, что на данном этапе нужно обязательно оставить стимул для политических партий, и сохранить систему, когда половина избирается по одномандатным округам, а половина - по партийным спискам.
- Появляется информация о возможном переносе региональных и федеральных выборов с осени на весну. В этом случае задуманная вами реформа по сокращению депутатского корпуса успевает в эти сроки?
- Да, успевает. Потому что мы должны принять решение до объявления избирательной кампании. Мы укладываемся в любом случае. Пока я не вижу оснований для того, чтобы переносить выборы депутатов в региональный парламент.
- Вы обсуждали сокращение депутатского корпуса с губернатором? Какой была его позиция?
- Конечно, мы этот вопрос обсуждали с губернатором. Вопрос достаточно важный и политически значимый. Довольно долго обсуждали. И губернатор сегодня поддерживает наше предложение.
Мы, естественно, благодарны за то, что нашли поддержку со стороны губернатора и органов исполнительной власти. И это продуманное, согласованное, взвешенное решение.
Мы исключительно конструктивно работаем с губернатором и с органами исполнительной власти. Всегда, когда обращаюсь к депутатам, настраиваю именно на такую работу.
- Не могу не озвучить еще одну из конспирологических конструкций. Якобы сама идея сокращения связана с внутрипартийной борьбой.
- Мы же на заседании фракции обсуждали вопрос сокращения количества депутатов. За некоторым исключением присутствовали почти все депутаты, которые входят в фракцию «Единая Россия». А с теми, кто не присутствовал, я поговорил лично. У нас все депутаты фракции «Единая Россия» поддерживают этот проект закона о внесении изменений в устав по сокращению численности депутатского корпуса. Никакой внутрипартийной борьбы у нас нет.