Псковская Лента Новостей продолжает внимательно следить за ситуацией на муниципальных выборах. Напомним, что первая публикация на тему предстоящей избирательной кампании вышла на ПЛН еще в начале 2020 года.
Тогда многим представлялось, что в районах грядет настоящая битва за МСУ - за 1150 депутатских мандатов плюс кресла глав районов: власть, как всегда, постарается победить везде, а оппозиция будет стремиться развить прошлогодний успех — увеличить свое представительство в органах местного самоуправления, тем самым создав условия для прохождения муниципального фильтра на следующих губернаторских выборах. Так - в виде бескомпромиссного баттла и предвыборных страстей - это виделось еще несколько месяцев назад. Однако в реальности всё вышло иначе: избирательная кампания в большинстве муниципалитетов проходит ни шатко ни валко - и определение «битва» менее всего подходит для описания этого процесса.
В целом политические партии выбрали различные стратегии участия в кампаниях. Где-то мы наблюдаем полную пассивность, где-то - жесткие противоборства, тут многое зависит от муниципалитетов и истории личных взаимоотношений. На ситуацию влияет как то, представители каких партий ведут борьбу (то есть партийный фактор), так и особенности конкретных территорий.
Что происходит в районах? Каков расклад на сегодняшний день? Как себя проявили партии и кандидаты (а их зарегистрировано более 2100)? Ответы на эти и другие вопросы попытаемся дать в этом материале.
Практика против теории
Прежде всего следует отметить, что традиционно на выборах руководителей в муниципальных образованиях побеждают кандидаты от «Единой России». Как в этом случае работает модель - общеизвестно. Районные управленцы встроены в «вертикаль власти», их поддерживает губернатор, они могут опираться на ресурсы «Единой России», реализовывать партийные проекты, получать дополнительные финансовые средства и т.д. Эффективность каждого из глав, безусловно, разная, КПД у них отличается, одни лучше справляются с работой, другие — хуже, но в целом модель выглядит так и работает на протяжение десятилетий.
При этом в Псковской области есть примеры, когда на муниципальных выборах побеждали представители оппозиции. Далекий от реального положения дел теоретик мог бы предположить, что в этом случае общая ситуация в районах не сильно отличается от описанной выше — все-таки органы МСУ де-юре не входили в систему органов государственной власти, главы районов - формально не подчиненные губернатора и т.д. Однако, как показывает практика, эта модель с представителем оппозиции в кресле муниципального руководителя, не работает. Избранные главы либо переходят в «Единую Россию» и пытаются встроиться в Систему (как тут не вспомнить историю десятилетней давности, когда победившие на выборах в Гдове, Новоржеве и Пушкинских Горах кандидаты от «Справедливой России» очень быстро стали единороссами), либо они достаточно быстро сходят с муниципальной политической сцены, как это было с представителем «Яблока» - главой Дедовичского района Игорем Гуменюком. Попутно отмечу, что в целом от группы районных глав, избранных в прошлые годы при поддержке «Яблока», ныне осталось меньше половины.
Вместе с тем есть у нас и пара муниципалитетов сжавшейся «псковской яблочной аномалии». Речь о Пустошкинском и Новоржевском районах, возглавляемых соответственно Светланой Васильковой и Софьей Пугачевой (обе — члены партии «Яблоко»). Как мы мы уже неоднократно отмечали, там сейчас явный конфликт между главами районов и большинством представителей районных элит, ярко выражено деление на «своих» и «чужих», звучат взаимные обвинения и заметно недовольство граждан, ибо в условиях, когда нарушено нормальное взаимодействие районной исполнительной власти с местным депутатским корпусом и областным руководством, страдают прежде всего интересы самого муниципального образования и его жителей. Весьма нестабильна ситуация и в Гдовском районе, где в 2017-м на выборах главы победил представитель «Яблока» Юрий Павлов (ныне — сторонник «Единой России»). Все последние годы район, где яблочники весьма заметны, сотрясают конфликты с участием представителей различных политических групп. В целом происходящее здесь резко контрастирует с привычной, относительно тихой картиной муниципальной жизни, которую мы наблюдаем, скажем, в Бежаницком, Усвятском, Красногородском и многих других районах Псковской области.
Двое в городе
Единственный район, где 13 сентября будут проходить выборы главы, - Себежский. На протяжение последнего десятилетия муниципалитет возглавляет единоросс Леонид Курсенков. Еще до старта кампании-2020 было очевидно, что у него достаточно крепкие позиции, его поддерживают и местные, и область, к тому же есть солидный багаж дел — это что касается плюсов. А к числу проблемных зон следует отнести накопившуюся усталость населения от руководителя, работающего уже два срока, — это всегда и везде так. К тому же до определенного момента была не очевидна мотивация самого Леонида Курсенкова в продолжении работы главой. Как бы то ни было, он принял участие в предварительном голосовании «Единой России» и по итогам праймериз стал представителем партии на выборах. То есть, в отличие от некоторых кампаний прошлого года, единороссы сделали ставку на местного — человека, который живет и работает в районе.
Действующий глава Себежского района, единоросс Леонид Курсенков не получил соперников ни от одной из ведущих оппозиционных партий
Так или иначе, многое в Себеже зависело от того, кого на выборы отправит оппозиция. И тут произошли неожиданности. Вначале КПРФ устами первого секретаря обкома Петра Алексеенко объявила, что не будет выдвигать своего кандидата. Так же поступила и «Справедливая Россия»: лидер регионального отделения партии Олег Брячак неоднократно пояснял, что не видит смысла вкладываться в кампании по выборам глав в условиях, когда кандидаты в случае победы вскоре уходят в ЕР. Мало того, что получается бессмысленная трата средств и времени, так еще - потеря кадров и репутационные издержки.
Самой большой неожиданностью стал отказ от прямого участия в себежских выборах псковского «Яблока». Мало того, что Лев Шлосберг и Ко в последние годы были главными оппонентами партии власти на муниципальных выборах, так еще и Себежский район для лидера организации имеет особое значение, о чем ПЛН писала уже не раз. Тем не менее - отказались от участия, то есть пропустили в этом году обе кампании по выборам глав (до этого был Печорский район).
Вдобавок яблочники не сумели сформировать представительные команды своих кандидатов на выборах депутатов даже в тех муниципалитетах, где пресловутый админресурс находится в руках их партийных глав, отчего и заслужили в этот раз обидные определения вроде «лузеры» и «неудачники».
Определенную интригу выборам в Себеже придало выдвижение кандидата от ЛДПР Алексея Харлашина и самовыдвиженца Виктора Лапшина. Последний раньше участвовал в выборах от КПРФ, в этот раз шел как самовыдвиженец, однако, по мнению некоторых наблюдателей, поддерживался «Яблоком», что косвенно подтверждается некоторыми фактами: так, по информации ПЛН, интересы Лапшина в суде представлял заместитель Льва Шлосберга в региональном отделении «Яблока», депутат псковской гордумы Дмитрий Пермяков. Так или иначе, по решению суда оба — и Лапшин, и Харлашин - были сняты с выборов.
Участие «вечного кандидата» Игоря Романова может придать выборам в районах карнавальности и зрелищности
Таким образом, на дистанции в Себежском районе остались только действующий глава Леонид Курсенков и руководитель регионального отделения «Партии роста» Игорь Романов, выдвигающийся едва ли не на все избирательные кампании в Псковской области и не имеющий к Себежскому району никакого отношения. Так что исход сентябрьского голосования тут более чем очевиден.
Партия президента, команда губернатора
В том же Себежском, а также в Невельском и Куньинском районах в сентябре пройдут выборы депутатов районных собраний. Глядя на карту, невольно отмечаешь близость этих муниципалитетов к Белоруссии, где в настоящее время неспокойно, продолжаются массовые протестные акции, Запад не признает итоги президентских выборов, а Александр Лукашенко регулярно обсуждает стремительно меняющуюся ситуацию с Владимиром Путиным — и вполне вероятно участие России в урегулировании кризиса. В этой ситуации можно было ожидать, что события в Белоруссии как-то отразятся на ходе избирательной кампании в приграничных районах, жители которых больше других соотечественников связаны с соседями. Однако, несмотря на попытки некоторых политиков использовать белорусский пример в своей агитации, разжечь протестные настроения или, наоборот, напугать событиями в РБ, пока это никак не повлияло на ход кампании. Естественно, куда более актуальна для всех выборных районов местная проблематика.
«Единая Россия» и ее кандидаты, традиционно выступающие за сохранение общественно-политической стабильности и продолжение социально-экономического курса, идут на выборы как «команда губернатора Михаила Ведерникова». Тем самым обыгрывается одно из главных преимуществ представителей партии власти: дескать, каждый наш кандидат - не сам по себе, все они — часть большой команды, и решать проблемы районов смогут с использованием возможностей «партии Владимира Путина», администрации области, депутатов различного уровня — в том числе Псковского областного Собрания и представителя нашего региона в Госдуме, секретаря регионального отделения «Единой России» Александра Козловского.
Губернатор Михаил Ведерников и секретарь регионального отделения «Единой России» Александр Козловский ведут на выборы команду численностью больше тысячи кандидатов
В качестве главных достижений «партии полезных дел» в районах указываются прежде всего результаты реализации партийных проектов. Километры отремонтированных дорог, благоустроенные дворы в городах и поселках, построенные объекты социального назначения, оснащение школ современной техникой и т. п. - всё это призвано убедить избирателей в необходимости поддержать кандидатов, которые продолжат начатое и смогут использовать возможности ЕР для дальнейшего развития своих районов. Не сказать, чтоб всё это поражало новизной и невиданным масштабом свершений (нечто подобное мы наблюдаем в агитационно-пропагандистских материалах партии власти на выборах любого уровня), однако тут важно отметить, что «Единая Россия» и ее кандидаты реально работают на местах, встречаются с избирателями, представляют программы своих действий.
Классика жанра
В целом анализ агитационно-пропагандистских материалов показывает традиционную, черно-белую, модель информационного противостояния. «Единая Россия» и ее кандидаты строят кампанию на позитиве — той самой политике полезных дел и результатах реализации партпроектов. Всё это широко представлено в выпусках партийной газеты под названием «Действие» и в других материалах. Используется традиционная схема «Было — стало — будет». Можно сказать, что это «классика жанра» - как и то, что у оппонентов единороссов превалирует негативная повестка и критика власти, местами — достаточно агрессивная. Это первое блюдо, а на второе, естественно, представление некого образа будущего. И вот тут у многих кандидатов мало того, что очевидно прожектерство, так еще заметно непонимание роли органов местного самоуправления. МСУ — это решение вопросов местного значения; логично было бы ожидать от кандидатов в депутаты на таком уровне именно предложений по проблемам конкретных сел и волостей. Однако, как показывает анализ агитационно-пропагандистских материалов, таких инициатив не то, что мало — их фактически нет. В основном тут — другое: наряду с критикой режима лозунги в духе «за всё хорошее, против всего плохого», в том числе совершенно невероятные в нынешних условиях проекты. То есть либо кандидаты не понимают, чем им предстоит заниматься в случае избрания депутатами (иначе говоря, они профессионально не готовы), либо сознательно дают заведомо несбыточные обещания.
Как я уже отмечал, политические партии выбрали различные стратегии участия в кампаниях. Компартия достаточна пассивна. «Справедливая Россия» и ЛДПР сосредоточены на проведении своих кандидатов в представительные органы МСУ. Как и все последние годы, особую активность в отдельных муниципалитетах проявляет псковское «Яблоко». Как известно, лидер региональной партийной организации Лев Шлосберг пытается закрепиться на муниципальном уровне, где яблочникам легче получить результат. Успехи на выборах в Псковской области обеспечивают ему сохранение позиций внутри «Яблока» (тут не следует забывать, что во главе областного партийного отделения Лев Шлосберг находится уже почти четверть века и «засиделся» на региональном уровне). Так или иначе, в отличие от представителей других партий, яблочники активно вербуют местных непартийных активистов — проще говоря, работают с теми людьми, которым не оказалось места в других партиях. Отличительной чертой жесткой яблочной кампании (в сравнении с другими оппозиционными партиями) является обилие агитационно-пропагандистских материалов, говорящее об имеющемся финансовом ресурсе. Создается впечатление, что на муниципальных выборах «Яблоко» выпускает значительно больше АПМ, чем все другие оппозиционные партии — и такая картина наблюдается уже не первый год.
За последний год «Яблоко» утратило позиции в районах — отсюда попытка провести агрессивную кампанию и отыграть очки. В ряде районов партия ведет весьма жесткую кампанию, распространяет свои многочисленные агитационно-пропагандистские материалы и вливает в кампанию средства, вполне сопоставимые с теми, что тратит «Единая Россия». Образ «нищей партии» (а тут следует напомнить, что не сумев набрать на последних парламетских выборах 3%, «Яблоко» осталось без госфинансирования) не соответствует действительности, по крайней мере, такой вывод можно сделать на основе трат на агитацию. Интерсно, что «Яблоко», в отличие от других партий, выкупило печатные площади для агитации в районных газетах.
Некоторые в этой связи вспоминают и недавний визит в регион столичного политтехнолога Максима Каца. Лев Шлосберг тогда заявлял, что это частный визит - и с выборами в Псковской области он не связан, однако не будем забывать, что господин Кац — специалист по проведению именно муниципальных кампаний, и фандрайзинговые действия в интересах псковского «Яблока» он предпринимал прямо во время стрима из Пскова.
Завершая разговор на эту тему, выскажу предположение, что через несколько дней на выборы в районы Псковской области приедут и петербургские технологи-наблюдатели за ходом голосования. Подобное мы наблюдали уже не раз — в последний раз на выборах в Печорском районе, где местные задавались вопросом: с чего вдруг столичные «специально обученные люди» едут в псковскую глубинку наблюдать за выборами - с какой целью, по чьему приглашению, наконец, кто за это платит?
Что касается списков партийных кандидатов, то тут обращает на себя внимание наличие в них «паровозов» и иногородних жителей. Скажем, отряд справедливороссов» на выборах в собрания депутатов в Себежском, Невельском и Куньинском районах возглавляет депутат Псковской гордумы Олег Брячак.
Неформальный лидер псковских эсеров Олег Брячак выступает в качестве партийного «паровоза» на выборах в районах
Кандидат от «Партии роста» на выборах главы в Себеже пскович Игорь Романов — это еще и лидер команды кандидатов ПР во всех трех муниципалитетах. На выборах в Куньинском районе первые позиции в списке «Яблока» отданы жителям Великих Лук — руководителю коммерческой фирмы Елене Ивановой и главе фермерского хозяйства Александру Анегдину. КПРФ, как и прежде, делает ставку на представителей старшего поколения: отмечу, что среди кандидатов от партии в Кунье (и в списке, и среди одномандатников) - вновь братья Сбойновы (ныне - пенсионеры, а в далеком прошлом Виктор Сбойнов, напомню, был главой Куньинского района).
Повторюсь: каких-то громких интересных событий на муниципальных выборах мало. Обратила на себя внимание разве что инициатива регионального отделения ЛДПР о подписании партиями соглашения в духе «Играйте честно, господа». В иной ситуации, при более яркой и насыщенной событиями кампании, на подобное предложение либерал-демократов обозреватели и не обратили бы внимания — но на безрыбье, как известно, и рак — рыба. Особый колорит истории придает то обстоятельство, что инициатива, адресованная псковскими «соколами Жириновского» представителям других партий, в том числе «Единой России», последовала сразу после снятия кандидата от ЛДПР в Себеже и на фоне заявлений партийных лидеров о «хабаровизации» всей страны.
Практически незаметно проходит кампания по выборам на уровне городских и сельских поселений. Хотя и тут всё могло быть по-другому. Взять хотя бы Завеличенскую волость Псковского района - это во многих отношениях важная и даже уникальная территория. С одной стороны, район, но с другой — Псков, региональная столица. Здесь переплетены интересы многих групп, бизнеса, застройщиков. Численность населения — больше, чем во многих районах. Всё это предвещало острую конкуренцию, появление ресурсно обеспеченных кандидатов и битву за мандаты. Сбыться этим прогнозам было не суждено. Как и в целом на муниципальных выборах, наблюдаем здесь доминирование команды «Единой России». Есть еще группа кандидатов-эсеров, представители ЛДПР и КПРФ. По некоторым прогнозам, партию «Яблоко» здесь могла представить глава Завеличенской волости Валерия Фомина, но она предпочла пойти как самовыдвиженец, а от партии выдвинулся Николай Кузьмин. Напомню, в прошлом году он баллотировался в депутаты Псковской гордумы, но мандата не получил. Позднее хотел стать помощником депутата городского парламента — и тоже неудачно. Теперь пытается получить мандат депутата сельского поселения. Кстати говоря, тут же выдвигался и небезызвестный псковский блогер Алексей Малов, но не смог пройти регистрацию.
Подводя итог сказанному, отмечу: до выборов 13 сентября остается немногим меньше двух недель, но в целом многое уже понятно. «Единая Россия» продолжает доминировать и, исходя из общих количественных показателей (имею в виду число зарегистрированных кандидатов от ЕР и других объединений), можно смело прогнозировать: кандидаты от партии власти получат абсолютное большинство мандатов. Оппозиционные объединения рискуют уменьшить свое представительство в органах местного самоуправления, из-за чего в будущем прохождение муниципального фильтра на губернаторских выборах для всех тут будет проблематичным. Впрочем, окончательных выводов делать не буду: все решат три сентябрьских дня, в течение которых право проголосовать получит больше половины избирателей Псковской области - 281 тысяча из 524.
Александр Савенко