В связи с публикацией в «Независимой газете» председатель Псковского регионального отделения партии «Яблоко», депутат Псковского областного Собрания Лев Шлосберг ответил на вопросы корреспондента Псковской Ленты Новостей.
По словам лидера псковского «Яблока», утверждения о том, что он является лидером радикального крыла, возглавляет вместе с Максимом Кацем внутрипартийную фронду и теневое правительство является провокацией с целью усилить противостояние внутри партии.
- Лев Маркович, в «Независимой газете» опубликована статья о предстоящей реформе в партии «Яблоко». Утверждается, что политкомитет «Яблока» во главе с Явлинским принял решение о преобразовании партии в «кадровую» политструктуру: она будет закрыта от масс, которым предлагается вступать в движение сторонников. Как вы относитесь к планируемым изменениям?
– Провести реформу партии может только съезд партии, который, предположительно, состоится в ноябре этого года. Это будет второй этап съезда, первый был в декабре. На политкомитете 23 июля действительно обсуждалась реформа партии. Но политкомитет не может принять решение о реформе, он не обладает правом принятия решений по таким вопросам. Политкомитет может только предложить съезду партии обсудить реформу, а съезд вправе принять решение о реформе партии. Создается рабочая группа, которая будет обсуждать направления реформы «Яблока», готовить съезд.
Действительно, в мире есть примеры кадровых партий с широкими движениями сторонников. Такие модели политической деятельности известны, но при этом эффективность деятельности таких партий существенно зависит от политического режима, который складывается в странах. Все, что сейчас происходит в «Яблоке», – это продолжение ранее начатой и, на самом деле, насущной дискуссии о том, как должна быть организована современная демократическая партия в России, с учетом того, что Россия, к сожалению, не является сейчас демократической страной.
Никаких окончательных решений не принято. Совершенно очевидно, что дискуссия будет весьма и весьма насыщенной. Я предполагаю, что она может выйти до съезда за рамки политкомитета и за рамки бюро, принять общественный характер.
Я не уверен, что точно помню содержание статьи в «Независимой газете». По-моему, как раз в этой газете упоминаются анонимные телеграм-каналы. Как только журналист начинает ссылаться на анонимные телеграм-каналы, доверие к любому тексту такого журналиста утрачивается полностью. Анонимные телеграм-каналы могут быть источником информации для журналиста, но не могут быть источником информации для публикаций. Ссылки на телеграм-каналы, как правило, носят провокационный характер. Я бы к этому относился исключительно как к провокации.
– Как отмечается в статье, в партии ширятся ряды несогласных с идеями вождя, а в ряде Telegram-каналов уже появились материалы о попытках Максима Каца устроить в партии переворот благодаря союзу с вами. Вас называют «лидером радикального крыла» в партии. Как указано в статье «НГ», Каца и Шлосберга обвинили в том, что они, мол, создают в «Яблоке» «теневое правительство». Кроме того, приведена цитата экс-председателя партии Эмилии Слабуновой, которая заявила о вас и Максиме Каце: «оба давно заявили о своих амбициях и ведут открытую борьбу». Скажите, вы действительно ведете такую борьбу и создаете «теневое правительство»?
– Насколько я понимаю, автором статьи является Дарья Гармоненко. Я знаком с этой госпожой, это один из самых недобросовестных журналистов, пишущих о политике в России. Как правило, она участвует в подготовке и выпуске заведомо провокационных публикаций, у которых есть политические заказчики. Комментировать публикации, основанные на анонимных телеграм-каналах, абсолютно невозможно.
Нет никакого раскола в партии, есть партийная дискуссия о том, как развиваться партии. Максим Кац сейчас не является членом партии, он является известным общественным и политическим деятелем, имеет право на свою точку зрения, в том числе о партии.
Думаю, что главной целью этой публикации является усиление конфликтов в партии. Именно такими провокационными вбросами эти конфликты раздуваются. Практически все статьи Дарьи Гармоненко носят характер информации из сливных бачков. Целью этих публикаций является столкновение людей лбами, вброс заведомо недобросовестной информации под видом слухов и версий. Комментировать такого рода провокационные тексты вообще не нужно.
– Обсуждали ли вы с Максимом Кацем ситуацию в партии «Яблоко» во время его приезда в Псков в минувшие выходные? Являетесь ли вы с ним единомышленниками, совпадают ли ваши взгляды относительно будущего партии «Яблоко»?
– Максим Кац и его жена Катерина Патюлина находятся в отпуске и ездят по России. Они были в Пскове. Затем, насколько я знаю, поедут в Новгород, потом – еще куда-то. Они туристы, приехали не с политическим, а с частным визитом.
Мы встречались. Это не скрывается никоим образом, я не работаю в подполье. Кац тоже не работает в подполье. Мы с Кацем знакомы, у меня с ним хорошие отношения. Мы общаемся. Комментировать каким-либо образом частные разговоры я никогда не буду, это абсолютно недопустимо. Все, что я считаю нужным сказать публично, я сказал публично. Мы встречались и общались в Пскове, содержание этого общения не может быть предметом никаких публичных комментариев.
После нескольких случаев, когда Гармоненко брала у меня комментарий, а затем в тексте публикаций появлялись не принадлежащие мне слова и мысли, я сказал ей, что более не вижу никакой возможности комментировать для нее какие бы то ни было события. С точки зрения работы журналиста она либо непрофессиональна, либо является провокатором. Я сказал ей это лично два года назад. После этого ни одного звонка от нее мне не было. Очевидно, другие люди в «Яблоке» продолжают с ней общаться, это их право.
В очередной публикации Гармоненко все перевернуто с ног на голову. Я дважды баллотировался на пост председателя партии. Является ли это заявлением амбиций? Да, является. Но что, это является преступным антипартийным намерением? Готовность возглавить политическую партию является либо незаконным, либо недобросовестным действием? Нет, конечно. Гармоненко постоянно изначально в своих статьях принимает за аксиому оценку, которая, как минимум, не соответствует естественному положению дел, и потом выстраивает весь текст вокруг этой неестественной оценки.
Съезды партии проходят в открытом эфире с прямой трансляцией, все могут смотреть. Результаты голосования на съезде никто под сомнение не ставил. Все происходит открыто. Реформа партии не может быть начата решениями никаких органов, кроме съезда. Съезд – публичное мероприятие, вся страна увидит, что будет обсуждаться. Это всегда открытый процесс.
Такого рода публикации, как статья Гармоненко, напоминают истории из жизни Винни-Пуха: «Это «жжжжжжж» неспроста». Она так зарабатывает, наверное, имеет право, но мы-то здесь при чем?
Меньше конспирологии, больше достоверной информации.