Политика

Дмитрий Хритоненков: Основная функция законодательной власти - представлять интересы народа

13.03.2019 14:24|ПсковКомментариев: 0

В этом году, в апреле, Псковское областное Собрание депутатов отметит 25-летие. Первое заседание регионального парламента, ставшего правопреемником Псковского областного Совета народных депутатов, состоялось 8 апреля 1994 года, и именно с этой даты ведется отсчет его долгой и насыщенной истории. Начиналось все с 21 депутата, а сегодня в составе заксобрания их уже 44. За четверть века в законодательном органе Псковской области сменилось уже шесть созывов народных избранников, а счет принятых законов области и постановлений Собрания идет на тысячи.

Как менялся региональный парламент, какие задачи должны решать псковские депутаты в первую очередь и являются ли бурные дискуссии неотъемлемой частью законотворчества? Об этом Псковская Лента Новостей попросила рассказать главного эксперта Псковского областного Собрания депутатов Дмитрия Хритоненкова.

- Дмитрий Константинович, в свое время вы были депутатом Псковского областного Собрания четвертого созыва и даже занимали должность вице-спикера, в пятом созыве вы были руководителем аппарата, а с 2016 года назначены главным экспертом регионального парламента. Вы ощутили за время работы, что областной законодательный орган власти меняется и развивается?

- Конечно. Стремительно меняется время, естественно меняется и парламент. В первый и второй созывы сложилась ситуация, когда депутаты в большей степени представляли своих избирателей и своих профессиональные группы, которые их выдвинули и поддерживали. Можно сказать, что они лоббировали их интересы.

В последние же годы, в последнее десятилетие как минимум, выборы стали партийными, и большинство депутатов поддерживают те партии, которые их выдвинули. Появилась серьезная фракционная работа, которой не было раньше. Поэтому и вопросы обсуждаются бурно и глубоко не столько на самой сессии, сколько в рамках фракционных заседаний, а также на комитетах, комиссиях и на заседаниях рабочих групп.

Да, в прошлом созыве ввели так называемые «десятиминутки гнева». На них в основном и происходят эмоциональные обсуждения. Еще в рамках парламентского часа возможны какие-то незапланированные моменты, при которых разворачивается бурная дискуссия. Но в любом политические и эмоциональные обсуждения уже не так активно происходят при обсуждении повестки дня непосредственно в день пленарного заседания. Просто потому что сейчас далеко не все вопросы выносятся в повестку, потому что они обсуждаются в рамках институтов, о которых я сказал выше. Там бывают и эмоции, и все, что угодно.

Ну и, как я уже сказал, раньше был больший интерес выдвигаться от групп профессиональных сообществ, назовем их так. Раньше это было так, особенно в 90-х годах: давай, ты будешь представлять нашу отрасль, решать наши проблемы… Сейчас такое тоже встречается, но уже в гораздо меньшей степени.

- А что конструктивнее для работы парламента? Когда депутат представляет некое отраслевое сообщество или все-таки партию?

- Все относительно. Вы же понимаете, что лоббизм был, есть и будет. Даже закон о лоббизме в некоторых странах есть. Но сейчас так устроен мир: наиболее эффективно в борьбе за власть, ее удержание и функционирование действуют политические партии. Это показывает опыт и общемировая практика. Если мы говорим о демократическом обществе, наиболее эффективными институтами в борьбе за власть являются все-таки политические партии.

- Как вы считаете, какая функция для депутата приоритетна – представительская или законотворческая? Что должен делать парламентарий в первую очередь – оправдывать надежды и чаяния своих избирателей или «отшлифовывать» законы?

- Я считаю, что основная функция законодательной власти – представлять интересы народа. Не случайно региональный парламент называется законодательным (представительным) органом власти. Представительские и контрольные функции должны быть на первом плане. Плюс создание экспертного сообщества.

Законы и другие нормативно-правовые акты по большей части должны готовиться все-таки органами исполнительной власти в профильных структурах. Депутаты, безусловно, должны также принимать в этом процессе участие и с учетом интересов своих избирателей вносить коррективы. Однако мировая практика показывает, что в основном законы готовит исполнительная власть.

Именно поэтому я и считаю, что представительные функции в нашей стране у депутатов должны преобладать. Я не говорю о том, что депутаты не должны писать законов. Нет, они должны участвовать, но их возможности небезграничны. Аппарат в региональном парламенте небольшой, поэтому говорить о том, что он сможет творить чудеса в законотворчестве, не приходится.

- Что можно улучшить в работе регионального парламента, если это в принципе необходимо?

- Я считаю, что на уровне регионального парламента нужно усиливать экспертные функции. Экспертное сообщество должно быть создано из числа не только сотрудников аппарата, но и специалистов, представляющих различные сферы – в первую очередь, науку, а также менеджмент или юриспруденцию.

 

- Такие эксперты должны работать в Собрании на постоянной основе или pro bono?

- И так, и так. Мы же понимаем, что аппарат – это затраты, поэтому содержать большой штат экспертов – это непозволительно дорого. Поэтому в данном случае это должно быть эксперты, работающие по большей части на общественных началах. В аппарате должен работать тот, кто все это будет организовывать. Конечно, это должен быть подготовленный, грамотный организатор.

Что касается фракционной работы, то она более-менее состоялась, и, наверное, это не только наше настоящее, но и будущее. Возможно, фракции даже должны войти в состав структуры законодательного органа. Пока они существуют, скажем так, неформально. А в Госдуме, они, к примеру, входят в структуру, там есть аппарат фракций. Здесь есть, над чем подумать.

Также, на мой взгляд, у регионального парламента должно быть больше, чем сейчас, контрольных функций.

- В плане полномочий или активности?

- В плане активности в первую очередь. Полномочий и так достаточно. Если их расширять, можно достичь и лишнего. У нас же есть прокуратура, антимонопольное ведомство и другие контрольные структуры.

- Вы занимаете должность главного эксперта при областном Собрании депутатов. Каков круг ваших полномочий?

- Это должность негосударственной службы. Работа разносторонняя, при которой необходимо взаимодействовать с различными фракциями и выполнять поручения председателя регионального парламента, прорабатывать те или иные темы, которые нужно обсудить на уровне заксобрания.

К примеру, в прошлом году возникли проблемы с общедомовыми приборами учета: в одних домах люди платили по 2-3 тысячи рублей с квартиры, а в других – по 23-24 тысячи рублей. Мы внимательно изучили этот вопрос, обращались в соответствующие ресурсоснабжающие организации, чтобы выработать стратегию для дальнейших действий.

Сейчас также досконально прорабатывается «мусорная» тема. Я, в частности, занимался организацией круглого стола, на котором обсуждался этот вопрос. Его итогом стала резолюция, ставшая исходным материалом для соответствующего постановления областного Собрания.

Вот таких экспертов, которые смогут глубоко погружаться в ту или иную проблему, региональному парламенту необходимо больше. При законодательных органах даже на общественных началах наличие специалиста по той или иной сфере было бы очень полезно.

Беседовал Алексей Овчинников

опрос
Ваше отношение к «эффекту Долиной»?
В опросе приняло участие 168 человек
Сюжет: Псковскому областному Собранию депутатов - 25 лет Владислав Туманов об истории Псковской области и актуальных темах общественно-политической повестки Евгений Михайлов о политическом климате и уроках истории Представители ПАСЗР поздравили псковских депутатов с 25-летием регионального парламента Принимать взвешенные решения призвал псковских депутатов епископ Великолукский и Невельский Сергий Псковское областное Собрание поблагодарили за взвешенную и конструктивную политику Михаил Ведерников назвал областное Собрание депутатов надежным партнером в деле по улучшению жизни псковичей В Пскове торжественно отмечают 25-летие областного Собрания депутатов Виктор Антонов: Система парламентаризма однозначно сложилась, теперь нужно ее совершенствовать Евгений Михайлов: Губернатору важно понимать, как оценивают его действия другие политики Виктор Остренко: Парламентская система в Псковской области за 25 лет кристаллизовалась Александр Котов о региональном парламенте: Мы работаем слаженно, конструктивно и эффективно Андрей Корнев рассказал, зачем псковские бизнесмены становятся депутатами Юрий Шматов о зарождении псковского парламента Алексей Севастьянов о региональном парламенте: Нужно всегда совершенствоваться Александр Братчиков: В региональном парламенте должны быть представители всех сфер и отраслей Дарья Козьякова: Главная задача депутата - делать жизнь людей легче Иван Лысковец: О зарождении псковского парламента Ирина Богачева: Псковское областное Собрание депутатов - это сложившийся законодательный орган Анатолий Копосов рассказал о плюсах и минусах партийной системы в региональном парламенте Дмитрий Хритоненков: Основная функция законодательной власти - представлять интересы народа
Пресс-портрет
ПравилаКомментарии 0
Рейтинг@Mail.ru