Участником нового выпуска программы «Дом Советов», который вышел в прямом эфире радио «Эхо Москвы в Пскове» 28 ноября, стал председатель Псковского областного Собрания Александр Котов. Ведущие эфира - главный редактор радиостанции Максим Костиков и главный редактор ЭПИ «Псковская Лента Новостей» Александр Савенко побеседовали с ним о работе регионального парламента, о предстоящей сессии, актуальных вопросах общественно-политической жизни города и области. Предлагаем вашему вниманию стенограмму беседы.
Александр Савенко: Добрый день, уважаемые радиослушатели. В прямом эфире программа «Дом Советов», у микрофона журналист, главный редактор интернет-портала Псковская Лента Новостей Александр Савенко и главный редактор радиостанции «Эхо Москвы в Пскове» Максим Костиков. Добрый день, Максим.
Максим Костиков: Добрый день.
Александр Савенко: И сегодня у нас снова в студии председатель Псковского областного Собрания Александр Котов. Здравствуйте, Александр Алексеевич. Рады приветствовать вас в нашей студии.
Александр Котов: Добрый день.
Александр Савенко: Говорить мы сегодня будем о работе псковского регионального парламента, о предстоящей сессии, бюджете региона и других актуальных вопросах общественно-политической жизни города и области. Первый вопрос у меня будет по поводу предстоящей сессии областного Собрания. Посмотрел я проект повестки - 29 вопросов, и обратил особое внимание на пункт 9 - о проекте бюджета Псковской области. Достаточно много мнений было высказано и в этой студии, и на сайте ПЛН, и на публичных слушаниях по поводу того, какой это бюджет. По мнению одних, это бюджет-катастрофа, и такого у нас никогда не было. Другие говорят: «А что в нем такого особенного? Бюджет как бюджет, тем более есть надежда, что федеральный центр еще подкинет нам 5 млрд рублей, и тогда вздохнем совсем уже облегченно». Вы наверняка слышали все эти мнения, изучили цифры проекта бюджета, сформировали свое мнение, послушали коллег и экспертов. Как вы можете охарактеризовать проект бюджета на 2019 год? Чем он принципиально отличается от предыдущих? И чего вообще жителям Псковской области ждать от следующего года с таким бюджетом?
Александр Котов: Особенно ничем бюджет не отличается от предыдущих. Подходы примерно те же самые. Единственное изменение, которое я бы отметил, связано с тем, что в этом году подписан майский указ президента №204.
Максим Костиков: Версия 2.0.
Александр Котов: … в соответствии с которым намечен целый ряд направлений, и они будут выражены в 12 национальных проектах. В этом бюджете предполагается, что и на федеральном, и на региональном уровне найдет отражение финансирование этих мероприятий. Но все находится в стадии серьезной проработки. Недавно президент проводил заседание Госсовета, где было сказано, что нацпроекты должны носить более прикладной характер, а показатели, заложенные там, быть конкретными и осязаемыми для жителей. Думаю, если серьезно поработает правительство, и если мы в регионах поработаем над этой темой, нам удастся заложить эти осязаемые показатели. Завтра мы рассматриваем бюджет в первом чтении — общие параметры.
Александр Савенко: Как я понимаю, там 26,5 млрд рублей - предполагаемые доходы, а 28 - расходы...
Александр Котов: По консолидированному бюджету, с учетом муниципальных образований немножко выше, и есть уверенность, что мы получим допсредства из федерального бюджета, в том числе на реализацию нацпроектов, и общий объем средств будет даже выше, чем по факту 2018 года. Поэтому ничего катастрофического в этом точно нет. Самое главное, что бюджет - финансовый документ, который предполагает работу в течение всего года. Как известно, по бюджету работает и губернатор с федеральным правительством, и исполнительная власть региона с Псковским областным Собранием.
Александр Савенко: Вы регулярно можете вносить в бюджет изменения.
Александр Котов: Да, но для этого нужно проводить соответствующую работу в профильных министерствах и ведомствах, чтобы претендовать на получение средств из федерального бюджета, в том числе участвуя в тех или иных федеральных программах на условиях софинансирования. Если интересно, я могу коротко перечислить направления, по которым будут выделены дополнительные средства.
Максим Костиков: Конечно.
Александр Котов: Они уже озвучены, но не лишним будет их напомнить. Субсидии на ЕДВ в случае рождения третьего и последующих детей - дополнительно 415 млн рублей, на оснащение медучреждений - это еще более 700 млн рублей. Будет продолжена программа строительства детских садов для обеспечения местами детей от 1,5 до 3 лет - на эти цели будет выделено более 500 млн рублей. Будет строиться новая школа. Продолжит работу партийный проект «Единой России» «Комфортная городская среда» - более 200 млн рублей на эти цели будет выделено. Дополнительные средства - более 500 млн рублей - пойдут на повышение зарплат бюджетникам. Этого мало, чтобы в целом решить проблему индексации зарплаты, но это начальный этап, а дальше будем над этим работать, чтобы и собственные источники найти, и помощь из федерального бюджета получить. На дорожную деятельность в 2019 году предусмотрен 1 млрд 600 тыс. рублей. Это связано с тем, что со стороны президента поступила задача привести дороги в нормативное состояние. Такая работа началась с дорог федерального значения. Мы можем наблюдать, что часть дорог Псковской области приведена в соответствие, и сейчас завершаются работы на трассе Санкт-Петербург - Республика Беларусь. Мы все испытываем неудобства, но надо потерпеть, без этого никак не обойтись.
Радиослушатель: Добрый день, это Николай Филиппович. У меня очень короткий вопрос. Как депутаты используют результаты публичных слушаний? Вот прошли недавно слушания по бюджету, там были вопросы и по первому чтению, и по второму - по расходной и доходной части. Прошел комитет по бюджету, и вроде никаких обсуждений не прозвучало. Вы принимаете то, что озвучивает администрация региона, как данность, или вы все-таки это обсуждаете? Сегодня у вас три комитета, по доходной части пять предложений. Будете обсуждать, не будете?
Александр Котов: Да, Николай Филиппович, на прошедшем заседании комитета по бюджету и не могли рассматриваться никакие предложения, связанные с бюджетом, потому что мы готовим его к первому чтению, где рассматриваются только основные параметры. Далее будет создана согласительная комиссия, которая и будет рассматривать все обращения, поступившие в областное Собрание в том числе в письменном виде. Публичные слушания - процедура, которую проводит в соответствии с регламентом администрация Псковской области. Она фиксирует все прозвучавшие вопросы и обязана оформить протокол и предоставить ответы на прозвучавшие вопросы. Если будет необходимость, какие-то вопросы мы сможем рассмотреть на согласительной комиссии, и будет подготовлен проект постановления областного Собрания, где перед исполнительной властью ставится задача по отработке поступивших в областное Собрание обращений ко второму чтению. Мы понимаем, что нам и самим над этим предстоит работать.
Максим Костиков: А сами депутаты в процессе дискуссии учитывают чаяния граждан, апеллируют к публичным слушаниям? На них ведь зачастую приходят обычные граждане, которые чем-то озабочены, и им сложно сформулировать свои предложения в виде поправки, да и возможности законодательной инициативы у них нет. Депутаты вообще берут это на вооружение?
Александр Котов: Безусловно, берут. Во-первых, я сам всегда присутствую на слушаниях и фиксирую для себя проблемы, которые обозначают участники. Проблемы, которые озвучиваются, не новы. Часть из них носит достаточно длительный характер. Мало того, когда у нас и в прошлом году было принято постановление о бюджете, в нем многие из проблем отражены, но не нашли полного решения, хотя частично что-то меняется. Они остаются на контроле и будут опять зафиксированы. Но справедливости ради скажу, что простых решений проблем нет. Это во многом связано с финансированием. И такие же проблемы испытывают и другие субъекты РФ. Федеральное правительство над этим работает.
Максим спрашивал, как депутаты реагируют на предложения жителей. Могу сказать на примере фракции «Единая Россия». Мы подготовили на встречу с губернатором целый ряд вопросов. Так же поступили и наши коллеги-депутаты из других фракций. Мы постарались обозначить самые системные проблемы: вопрос об индексации социальных выплат, который пытаемся решить из года в год. Пока это не получилось, но в этом году пришла пора принимать конкретные решения. Это вопрос об изменении нормативов на образование, вопрос строительства поликлиники в Пскове. Как известно, вторая поликлиника — целая история, и есть ряд предложений. Надо понимать, куда дальше двигаться и по какому проекту. Вопрос погашения кредиторской задолженности по субсидиям, выделяемым ресурсоснабжающим предприятиям в связи с принятым законом о тарифах на теплоэнергию. У нас есть обязанность компенсировать им выпадающие расходы. Достаточно большая проблема по погашению кредиторской задолженности учреждений здравоохранения, пересмотр порядка предоставления компенсации за жилье и ЖКУ ряду категорий граждан. Это то, что мы обсуждаем с губернатором, с исполнительной властью, и, думаю, ко второму чтению важные решения по этим вопросам будут приняты. Так что все на контроле, обязательно реагируем и ко второму чтению будем решения готовить.
Максим Костиков: Александр Алексеевич, а вам не кажется, что, если посмотреть на бюджетный процесс со стороны обывателя, то все выглядит как-то, мягко говоря, странно. У нас вносится проект бюджета и тут же говорится: вы не расстраивайтесь, сейчас рассматриваются основные параметры, нам еще федерация должна в течение года 5 миллиардов подбросить. Для чего тогда депутатский корпус принимает бюджет, если нам говорят, что уже через две недели параметры этого бюджета могут поменяться? Почему федерация ставит нас в такое положение? Хоть бюджет и живой организм, но все равно это планирование. Сказали бы тогда четко: «дорогие друзья, на это можно рассчитывать, а на это нельзя. А мы живем ожиданиями: дадут или не дадут, успешно ли чиновники администрации съездят в ведомства, или их пошлют прямо с порога, поменяется ли министр в течение года, выполнятся ли нигде не закрепленные обещания или нет. Как можно в таких условиях бюджет принимать?
Александр Котов: Сложно в таких условиях не только принимать бюджет, но и планировать работу. Сейчас мы наблюдаем последствия, когда деньги выделены, а в календарные сроки освоить их сложно.
Максим Костиков: И потом они уходят обратно в федеральный бюджет.
Александр Котов: То, о чем вы говорите, как причина того, что не всегда удается вовремя заключить контакты и освоить выделенные средства. Мы тоже не удовлетворены таким подходом, полностью его изжить не удалось, но движение есть. Раньше мы их получали вообще в марте, а то и апреле, а теперь будем уже до конца года иметь четкое представление, какой объем средств, по каким программам мы получим из федерального бюджета. С одной стороны существуют объективные трудности, а с другой, Максим, вы правы: нужно сделать так, чтобы до конца года было понятно, какой объем средств на какие программы будет заложен.
Максим Костиков: Наш регион дотационный, и не секрет, что уже много лет ведутся разговоры, в том числе в «Единой России», о том, чтоб провести процесс выравнивания бюджетной обеспеченности регионов, изменить подходы к выстраиванию межбюджетных отношений. Я помню, что во время Дней Псковской области в Совете Федерации эта тем поднималась, и вы оже выступали. Отмечаете ли вы динамику в решении этого вопроса? Потому что помнится, и лидер партии Дмитрий Медведев обещал, что федерация повернется лицом к регионам, и подходы будут меняться. Мы понимаем, что к регионам с разным экономическим положением невозможно применять единые стандарты. Что меняется в этом плане?
Александр Котов: Неоднократно этот вопрос уже поднимали на уровне Совета Федерации, Госдумы, Совета ЗакСобраний, и губернаторы этот вопрос постоянно ставят. Сейчас Минфин работает над проектом так называемого модельного бюджета. Процедура сложная, но в двух словах можно сказать, что модельный бюджет предусматривает финансирование самых необходимых расходов — на выплату зарплат бюджетникам, меры социальной поддержки, функционирование школ и больниц. Некий стандарт. Помните, в начале 2000-х годов, когда принимался закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», ставился вопрос о минимальных социальных стандартах? Сейчас от этой терминологии ушли, потому что это тема с далеко идущими последствиями, заменив ее на «модельный бюджет». Его постепенно внедряют, какие-то элементы появятся уже в следующем году. И, насколько мне известно, мы получим 500 млн рублей в виде дополнительной помощи из федерального бюджета в связи с его реализацией. Есть намерения внедрять его и дальше. Но возникает такая ситуация: такие дотационные субъекты, как Псковская область, от этого выиграют, но проиграют все, у кого сегодня высокая доходная часть. На мой взгляд, это объективно. Есть условия, которые сложились территориально. Где-то есть газ, где-то есть нефть, где-то есть условия для крупного промышленного производства. В Псковской области этого нет, и мы в некоторой степени являемся заложниками этой ситуации.
Александр Савенко: То есть с нашей позиции это справедливо.
Александр Котов: Поэтому процесс движется, хоть и не так быстро, как хотелось, но нас удовлетворяет, что федеральное правительство и федеральный законодательный орган эту проблему видят и предлагают варианты ее решения. И мы тоже участники этого процесса.
Радиослушатель: Добрый день, меня зовут Елена. Александр Алексеевич, появилась информация, что планируется ликвидация районных газет, путем присоединения к «Псковской правде». Как мне кажется, это вряд ли пойдет на пользу районкам. Скорее, люди их вообще перестанут выписывать. Каково ваше личное мнение и будет ли позиция депутатского корпуса по этому вопросу?
Александр Котов: Такой актуальный вопрос вы поднимаете. Только формулировка неправильная. Никакой ликвидации не планируется. Я, честно говоря, так уж сильно не владею тонкостями, но понимаю, что речь идет о том, чтобы объединить усилия по выпуску районных муниципальных газет. Предполагается, что этим будет заниматься одно юрлицо — медиахолдинг. Соответственно это будет одна бухгалтерия, процесс минимизации расходов. Я уже высказал по этому поводу мнение, и с Михаилом Ведерниковым мы это обсуждали. Сама по себе задумка-то, может, и неплохая, но надо сделать так, чтобы на выходе в каждом районе была своя районная газета, чтоб люди читали ее так, как привыкли. Например, как раньше, человек сидел бы за столом или у камина и читал «Гдовскую зарю». Важно, чтобы сохранилось название, формат газеты и чтобы, самое главное, там превалировали новости местного значения, чтобы полосы не заполнялись только новостями федерального и регионального плана. Иначе читатель потеряет интерес к этой газете.
Максим Костиков: Кроме пропаганды должна быть еще и жизнь.
Александр Котов: Совершенно верно. Интересно же, что происходит вокруг тебя. Районная повестка больше внимания привлекает, чем региональная и федеральная. Эти новости можно узнать и в других источниках. По телевидению - пожалуйста, и на сайтах. При желании эту информацию получить гораздо легче, чем информацию о том, что происходит у тебя в районе. Вот если удастся это выдержать, ничего страшного не произойдет. Но для этого надо очень тщательно поработать. Надеюсь, так и будет, и губернатор, органы исполнительной власти учтут, что районные газеты надо обязательно сохранить в том виде и названии, к которым привыкли люди. А как они будут издаваться - медиахолдинги, не медиахолдинги, какая разница? Человеку важно, чтоб газету принесли в привычное время и чтобы он мог прочитать именно свои местные новости.
Радиослушатель: Здравствуйте, Александр Алексеевич. Хотелось бы спросить по ситуации. Псковичи были в этом году возмущены появлением так называемых боксоматов в исторической части города. Даже в Кремле был один экземпляр. Вы взялись за решение проблемы и, пользуясь случаем, хотелось бы спросить ваше мнение, как городские власти вообще позволили разместить их там, где их быть не должно. Есть ли надежда, что уже в следующем году их там не будет?
Александр Савенко: Я бы пояснил для радиослушателей, о чем речь. Это такие развлекательные автоматы, где боксерская груша, по ней можно ударить, и тебе покажут силу удара и дадут характеристику, кто ты - балерина или силач.
Максим Костиков: Хорошо руководитель ОЭЗ «Моглино» Ольга Торбич продемонстрировала в ролике возможности эти боксоматов.
Александр Савенко: Полагаю, многих горожан возмущает, что они размещаются в исторической части города, на фоне святынь.
Максим Костиков: А не в «Моглино».
Александр Котов: Постараюсь коротко изложить самую суть. Псковским областным Собранием принят целый ряд постановлений, которыми определены зоны охраны объектов культурного наследия. Зоны разные, с разными режимами охраны. Если говорить про центр Пскова, то вокруг Кремля, нашего исторического «сердца», нашей гордости, установлена зона охраняемого природного ландшафта, и тут действуют самые жесткие режимы, поэтому на той территории нельзя размещать вообще никакие стационарные объекты, будь то боксоматы или какие-то другие объекты. Сказать о том, почему городская власть допустила размещение этих объектов, я не могу. У юристов есть термин «добросовестное заблуждение», когда не знали, недооценили, не прочитали.
Максим Костиков: Не придали значение.
Александр Котов: Считаю, это было именно так. В настоящее время после того, как был целый ряд обращений граждан, и на ПЛН были публикации, общественность достаточно сильно возмущается, и была реакция со стороны областного Собрания. Мы же следим за тем, как принимаемые нами законы и постановления исполняются. Боксоматы, слава богу, убраны. Они не то чтобы портили исторический облик города, но выглядели совершенно безобразно. Но до конца эту работу не довели. Например, с территории Финского парка должны убрать контейнеры и временные сооружения, которые предоставляли разного рода услуги. Но есть и другая сторона этого вопроса. Многие говорят: есть парк, дорожки, где можно заниматься активным отдыхом, а как тогда эти услуги предоставлять, где взять ролики и велосипеды? Надо идти по законному пути. В рамках действующего постановления что-либо законное придумать невозможно, поэтому надо вносить изменения в постановление, менять режим охраны и выделять спецточки, где эти услуги можно предоставлять. При этом временные сооружения, которые предоставляют эти услуги, не должны выглядеть вызывающе. Есть специалисты, которые должны согласовать их архитектурный облик, чтоб было приятно глазу и не портило впечатление туристов о нашей исторической части, которой мы гордимся и собираемся привлекать туристов. Если мы все заставим боксоматами и уродливыми контейнерами, простите, сараями, кто к нам поедет-то? Никто ж не поедет. Поэтому надо об этом думать.
Радиослушатель: Здравствуйте. Все задают вопросы, далекие от жизни. А у нас транспортный коллапс. Когда он ликвидируется? На 400 рублей подняли стоимость проездного, которая является для пенсионеров неподъемной. Вы слуги народа, мы вас выбираем. Как вы собираетесь его решать? Второй вопрос, обещанный ее прежним губернатором — по созданию вытрезвителя. Бьют пьяницы поставленные к Ганзе светильники, уродуют все, и когда наведут порядок? Спасибо, я закончил.
Максим Костиков: Спасибо. То есть первый вопрос — по ситуации на предприятии «Псковпассажиравтотранс». Следите ли вы за ситуацией по задержкам зарплат, конфликтам внутри коллектива, повышению стоимость проезда?
Александр Савенко: Только давайте я сначала внесу ясность. Радиослушатель сказал, что решение о повышении стоимости проездных на 400 рублей уже принято. Это, насколько мне известно, было в планах, но вроде как пока от них временно отказались. Так что в этом смысле, уважаемый радиослушатель, пока не волнуйтесь.
Александр Котов: Давайте по порядку. По поводу предприятия «Псковпассажиравтотранс». В отличие от своих коллег я не употребляю термин «катастрофическая». На мой взгляд, ситуация чрезвычайная. Буквально в кратчайшие сроки нужны меры, чтобы сохранить предприятие. Неважно, сохранится ли оно в форме государственного предприятия или будет акционировано. Важно, чтобы оно существовало и выполняло социальные функции. На мой взгляд, новое руководство «Псковпассажиравтотранса» сделало ряд каких-то странных и необъяснимых шагов. Зачем выделили из общей массы два маршрута - №№22 и 30? Может, они и прибыльные, но нам также интересно, чтобы обслуживались и убыточные маршруты. Если брать это в совокупности, то будет меньше нагрузка на бюджет. А если разделить, и прибыльные маршруты будет обеспечивать одна компания, а неприбыльные другая, то нагрузка на бюджет увеличится в разы, что нам не под силу. Мы (бюджет Псковской области - ред.) и так этому предприятию недоплачиваем то, что должны. А выплачиваем ему как раз именно разницу между экономически обоснованным и установленным тарифом. Так вот эту разницу мы выплачивали в неполном объеме в надежде, что предприятие сможет компенсировать свои убытки. Но из года в год предприятие не могло этого делать, проблема нарастала и достигла такого критического уровня, когда уже требуется хирургическое вмешательство. Плюс, опять же, ряд странных решений, о которых я говорил. Наверное, руководитель предприятия все-таки объяснит, зачем это сделали.
Максим Костиков: Пока руководитель предприятия не идет на контракт ни с профсоюзами, ни со СМИ, и вообще полностью закрылся, и это вызывает еще большее недоумение и возмущение.
Александр Котов: Совершенно верно. На контакт надо идти и свои действия объяснять, чтоб люди, в том числе власть, понимали, какие шаги предлагается сделать, чтоб выйти из кризиса. Второй момент. Спасибо, что этот вопрос задали. В Пскове сохранилась уникальная ситуация, когда транспортные услуги качественно оказываются автобусами большой вместимости. Это очень важно, потому что перевозится достаточно большое число пассажиров, автобусов у нас немного, они особо не создают пробок и обеспечивают необходимую потребность для пассажиров.
Максим Костиков: Так было.
Александр Котов: Да. Мы видим примеры, когда на автобусах меньшей вместимости, которые курсируют по маршрутам №22 и 30, люди ездят, как селедка в бочке, испытывая неудобства. Либо тогда надо увеличивать их количество. Но у нас в часы пик и так пробки, но тогда их еще больше будет. Хороший пример в Великих Луках. Там государственное предприятие, которое обслуживало пассажирские перевозки, развалилось, автобусы большие поставили к стенке и заполнили город «Газелями». Это неудобство и для пассажиров, и для участников дорожного движения. В Пскове нельзя этого допустить. Уникальную ситуацию надо во что бы то ни стало сохранить. Не нужно экономить на автобусах. Нужно, чтоб были автобусы большой вместимости, и тогда будет удобно всем.
Радиослушатель: Александр Алексеевич, вас беспокоит житель Псковского района Дмитриев Виктор Алексеевич. Скажите, пожалуйста, когда мы перестанем кормить подпольных миллионеров? «Дикоросы» скупают по низкой цене — за копейки, а за рубеж те же грибы за пять тысяч перепродают. Когда потребкооперация начнет шевелиться?
Александр Котов: Давайте тогда ответим на вопрос Виктора Алексеевича, а потом вернемся к вопросу другого радиослушателя — там еще по вытрезвителю был задан вопрос. Наверное, справедливое с вашей стороны предложение. Когда-то скупкой грибов и ягод активно занималась потребкооперация, у них это достаточно успешно получалось, они имели с этого неплохой доход. Думаю, потребкооперация об этом задумается, но в полном объеме все восстановить невозможно. Это конкурентная среда, и запретить предпринимателям закупать грибы невозможно. Те, кто занимается заготовкой дикорастущих даров природы, должны иметь право выбора - предпринимателю продать, в потребкооперацию или самому напрямую в Эстонию и получить ровно такие же деньги, как предприниматель, предварительно их скупающий. Это конкурентная среда, и мне кажется, здесь не надо административными методами это решать. Да и в рамках законодательства это невозможно. Но подтолкнуть потребкооперацию надо - совершенно верно. Мы с руководителем обязательно это обсудим.
И вопрос был задан по поводу создания вытрезвителя. Это вопрос, который находится на контроле в Псковском областном Собрании. Мы уже неоднократно его поднимали, провели несколько парламентских часов по этой теме, выслушивали разные предложения органов исполнительной власти, которые обладают соответствующими полномочиями. К сожалению, пока мы далеко не продвинулись, но есть понимание, как решать вопрос. В том числе надо добиться некоторых изменений в федеральном законодательстве, над чем мы сейчас и работаем. Думаю, эту проблему мы все-таки решим до конца.
Максим Костиков: Давайте немного поговорим о работе областного Собрания, в частности о свежей инициативе, которую озвучила руководитель фракции «Справедливая Россия» Наталья Тудакова. Она предлагает неучастие депутатов в голосовании считать нарушением депутатской этики и привлекать к ответственности, если они по каким-то причинам не голосуют. Дальше пошла дискуссия, что и за отсутствие на сессиях тоже надо привлекать депутатов к ответственности, обсуждая это на комиссии по депутатской этике. Как относитесь к этой инициативе?
Александр Котов: Для начала свою личную позицию по этому поводу могу высказать. Я всегда голосую либо за, либо против.
Максим Костиков: И не воздерживаетесь.
Александр Котов: У нас еще есть позиция «воздержался», а есть четвертая — просто не голосовал, хотя на сессии присутствовал. Вы меня вытаскиваете на откровенный разговор...
Максим Костиков: А это всегда приятно.
Александр Котов: Не участвовать в голосовании, на мой взгляд, - попытка депутатов немножко скрыться, спрятаться. Это тоже объяснимо, а с другой стороны, мы ж все-таки депутаты и должны объяснять свою позицию: проголосовал против - объясни почему, выйди и объясни. Проголосовал за или воздержался - тоже. И когда воздержался - объясни, почему у тебя возникли сомнения. А когда совсем не голосовал - это вообще просто неправильная позиция. Согласен с Натальей Тудаковой с точки зрения постановки вопроса, но юридически, думаю, что вряд ли мы найдем какую-то конструкцию, чтобы принять меры по отношению к неголосующему депутату. Скорее всего, вряд ли. Но мы будем обсуждать на сессии и какое-то решение принимать. И потом я не думаю, что это надо делать именно обязательным методом, жестко прописав в Регламенте, что ты не можешь не голосовать. Это надо делать, скорее всего, внутрифракционными объяснениями. Можно сказать депутатам: «Ну ребята, давайте честно обозначим свою позицию и объясним, какая бы она ни была». Мы же сами избрали этот путь, став депутатами, значит должны свою позицию уметь объяснить.
Радиослушатель: Здравствуйте. Начали по поводу ответственности, голосования говорить. Скажите тогда сейчас честно в прямом эфире, как вы голосовали по поводу повышения пенсионного возраста. Спасибо.
Александр Котов: Вот видите, Максим? Вы спровоцировали. Теперь не только вы вытаскиваете меня на откровенный разговор, но и наши радиослушатели. По поводу пенсионного возраста я голосовал за. Я свою позицию объяснял на сессии и более того просил депутатов поддержать решение правительства, и президент тоже свою позицию высказал. Этот федеральный закон долго рассматривали в Госдуме, Совете Федерации. Считаю, что это крайне крайне непопулярная мера, но необходимая именно на этом этапе. Долго не хочется впадать в пространные обсуждения, что это несет определенный негатив. Кстати, если уж совсем откровенно, я ж тоже в числе пострадавших. Если использовать известную терминологию, «трешечка-то» мне тоже прилетела к пенсионному возрасту. Но я понимаю, что по-другому нам не обеспечить выплаты людям, достигшим пенсионного возраста. Предпринятые шаги рассчитаны на годы вперед, и их надо было сделать. Издержки, прежде всего, политические, в основном попадают на «Единую Россию», и я как секретарь регионального отделения партии и председатель регионального парламента хорошо это понимаю. Но еще раз говорю: я считаю это крайне необходимой мерой.
Максим Костиков: Давайте в заключение вернемся к теме бюджета. Вы сказали, что 200 млн рублей будет выделено Псковской области на проект «Комфортная городская среда». Это партийный проект, разработанный «Единой Россией», на который многие муниципалитеты сильно рассчитывают. В этом году даже прошел слух или неверная информация из администрации области, что на эту программу денег больше не будет, и они очень расстроились. В связи с этим вопрос. Секретарем Генсовета «Единой России» является Андрей Турчак. Удается ли использовать его возможности, связи, влияние, положение, чтобы по партийным проектам регион мог больше получить. Эта коммуникация работает?
Александр Котов: Да, удается. Но у нас же не принято говорить публично о каких-то тесных, может быть, даже личных, контактах. Но в данном случае я совершенно откровенно говорю, что личный контакт с Андреем Анатольевичем Турчаком нам очень помогает. Всегда доступен, ему всегда можно обозначить проблему. Отработав 9 лет в должности губернатора в не самом простом регионе, он четко понимает, с какими проблемами сталкиваются у нас люди. Поэтому проект «Комфортная городская среда» будет продолжен. Кстати, очень положительные отзывы о нем, потому что большое число улиц, дворов, проездов привели в порядок. Такого ж не было никогда. И важно, что это не только в мегаполисах. Андрей Анатольевич приезжал недавно и проводил прием граждан, я там присутствовал, и мы с ним как раз эту проблему обсуждали. Он делает все для того, чтобы на федеральном уровне позиция «Единой России» была услышана, и чтобы деньги выделялись. Кстати, в 2019 году вдвое больше средств будет выделено на эти цели — представляете? Соответственно, на нас это тоже отразится, и 200 млн рублей мы получим на реализацию этого партийного проекта. Важно сделать все, чтоб использовать их по целевому назначению, а ремонтные работы были выполнены качественно. А у нас это, к сожалению, немножко хромает.
Александр Савенко: Увы, приходит время завершать наш эфир. Напомню, что 50 минут в прямом эфире радио «Эхо Москвы в Пскове», которую сегодня впору было бы переименовать в «Откровенно о наболевшем», вместе с нами был председатель областного Собрания Котов. Благодарим вас, что в очередной раз наши время, пришли и ответили на наши вопросы. И ждем вас снова.
Александр Котов: Спасибо, всегда готов принимать участие.