В ночь с 16 на 17 июля закончился процесс, который был одной из главных интриг общественно-политической жизни Пскова на протяжении последних трех месяцев. Стали известны итоги референдума по вопросу формирования органов местного самоуправления. Явка составила 8,22%, или 13531 сознательный горожанин. Не дошли до участков 68 644 человека, чьих голосов бы хватило для признания референдума.
Псковский референдум показал главное - меру интереса граждан к вопросу формирования городских властей, а если быть более точным – к политической борьбе, развернувшейся вокруг нее.
Инициативная группа невиданного для Пскова действа сделало все, что было в ее силах для того, чтобы горожане самостоятельно смогли выбрать, как избирать власть города.
Информационное освещение было сопоставимо с губернаторской кампанией. Символ референдума – колобок – мелькал на каждом шагу: на остановках, на растяжках, на баннерах, в газетах и на телеэкране. Недостатка в информации о том, какой именно вопрос и какие варианты ответов на него были предложены псковичам, не было. Было распространено более 400 тысяч экземпляров бюллетеня референдума, прошел трехдневный пикет, проведено сотни встреч. Надписи мелом, призывающие придти на референдум, мозолили глаза на каждой автобусной остановке.
Можно с уверенностью говорить, что информационная волна референдума «накрыла» подавляющее число горожан.
Ставка инициаторов референдума была сделана на их «активную гражданскую позицию по формированию органов местного самоуправления». Авторы этого детища были убеждены, что псковский люд крайне озабочен вопросом избрания местного градоначальника. Но 81% горожан, имеющих право голоса, оказались равнодушными к предложенному им выбору. Градус политических страстей в Пскове, который референдумом хотел измерить его инициатор Лев Шлосберг, оказался крайне низким. На уровне крепкого пива. Горячая вода в кране, нормальные дороги, возможность съездить на дачу – это гораздо ближе и понятнее. И не имеет значение, кто и в какой системе отвечает за то, чтобы это было. Главное – чтобы было.
Итоги референдума показали, что выбор схемы формирования городских властей оказался интересен только представителям псковского политического бомонда: инициативной группе во главе со Львом Шлосбергом, Псковской городской Думе, администрации Пскова и лично мэру Михаилу Хоронену.
В ходе длительной борьбы за схему избрания главы города (все-таки именно это было наиболее главным моментом) все стороны процесса так или иначе апеллировали к мнению горожан – мол, им небезразлично, как будет избираться глава города. В разное время делались ссылки на соцопросы, телефонные звонки псковичей. Особенно в этом преуспел мэр Пскова Михаил Хоронен, который неоднократно еще во время активной борьбы за Устав города заявлял о том, что более 80% горожан за прямые выборы главы города. Не без его негласной поддержки с инициативой референдума вышли три разных группы.
Но более 90% избирателей, не пришедших на референдум показали, что все отсылки к их общественному мнению – фикция. Пыль. Ничем не подкрепленный аргумент в борьбе политических игроков.
Так же натянуто и бессмысленно выглядят апелляции Льва Шлосберга к тому, что из пришедших на выборы 81,36% избирателей голосовали за прямые выборы мэра, что, по его мнению, означает наибольшую легитимность данной модели. На самом деле это только около 7% от всех избирателей Пскова поддержали этот вариант.
Как раз напротив, повальное игнорирование горожан референдума (который многими воспринимался как последний шанс вернуть в Устав города прямое избрание мэра) косвенно подтвердило необходимость появления в структуре местного самоуправления так называемого сити-менеджера, исполняющего прежде всего хозяйственные функции (та самая вода из крана, свет и тепло). Псковичей все меньше устраивает нынешний статус градоначальника, смешивающего хозфункции с политическими, причем явно в ущерб первым.
После референдума также неубедительны и лукавы отсылки «отца» референдума к проведенным качественным социологическим исследованием, по итогам которых подавляющее большинство граждан поддерживает прямые выборы. Зачем тогда, спрашивается, вообще нужен был референдум, когда всегда можно сослаться на опросы общественного мнения? При такой логике и сам референдум становится не больше, чем большим опросом.
Так или иначе, но новая схема формирования органов городского самоуправления вступит в силу только после истечение срока полномочий нынешнего мэра Михаила Хоронена и депутатов Псковской городской Думы. До этого момента еще довольно много времени, которое можно потратить либо на противостояние, либо на разрешение накапливающихся снежным комом городских проблем. Прежде всего - это выбор для городских властей.
Александр Машкарин