Кампания по выборам депутатов Псковской городской думы выходит на финишную прямую. Результаты голосования станут известны менее чем через две недели, 10 сентября - однако уже сейчас можно подвести некоторые предварительные итоги предвыборного марафона. Одной из его отличительных особенностей стало значительное число анонимных изданий, разного рода фальшивок и подделок реально существующих газет, а также выпуск высмеивающих кандидатов листовок, плакатов, наклеек без всякого указания на их авторство. За несколько последних недель жители областного центра получили возможность полюбоваться «во всей красе» на то, что принято называть «черным пиаром». Практически вся такая продукция выполнена на грани или за гранью фола и анонимно.
Этот «пир черного пиара» выглядит достаточно неожиданно, если вспомнить, что ни на прошлогодних выборах депутатов Государственной Думы и Псковского областного Собрания, ни в ходе губернаторской кампании-2014, ни на муниципальных выборах (в том числе в Пскове в 2012 году) ничего подобного не было. Нынешняя ситуация даже дает некоторым политикам основания говорить о том, что это была «самая грязная избирательная кампания» чуть ли не во всей новейшей истории. Но это, конечно, преувеличение — возможно, у нынешнего поколения псковских политиков просто короткая память, и они уже подзабыли, что в 1990-е и в начале 2000-х все мы наблюдали схожую картину. Подделок, анонимок и прочего «добра» из портфелей недобросовестных политтехнологов тогда было уж точно не меньше, чем сейчас. Так что нынешняя волна черного пиара выглядит скорее возвращением в конец прошлого века, чем ноу-хау.
В любом случае такой разгул черных технологий отмечается впервые с начала 2000-х. Большое количество черного пиара является особой приметой нынешних выборов. Именно поэтому, готовя традиционное обозрение событий и явлений политической жизни, мы решили обратиться к этой теме. И прежде чем перейти к конкретному разговору и публикации некоторых образчиков данного предвыборного жанра, хотели бы отметить несколько весьма важных моментов. Во-первых, мы не знаем, кто выпустил тот или иной продукт (так что можем подозревать, но ничего в этом смысле не утверждаем). Материалы анонимные — и с авторством (как и с соответствием избирательному законодательству) тут должны разбираться соответствующие органы. Впрочем, необходимо понимать: то, что в листовке «мочат» того или иного кандидата или партию, не всегда означает, что за выпадом стоят их оппоненты. На псковских выборах бывали истории, когда сами кандидаты в тех или иных целях выпускали как бы компромат на себя. Так что тут порой не все так однозначно. Во-вторых, публикуя конкретные примеры этого предвыборного «творчества», мы ни в коей мере не занимаемся агитацией или контрагитацией, не призываем к чему-то или против кого-то. Мы исключительно информируем вас о такой стороне нынешних выборов, как использование черного пиара и предоставляем читателю пищу для размышлений. В-третьих, следует отметить тот факт, что описываемое явление носит на выборах-2017 массовый и разносторонний характер: черный пиар направлен на различные категории кандидатов, как членов партии власти, так и представителей оппозиции. Короче, абсолютно на всех!
Черным по белому... и пушистому «медведю»
Как и можно было предполагать, основной удар по «Единой России» и ее кандидатам наносится в связи с тем, что они — «партия власти», действующие депутаты и по определению должны отчитываться о выполнении ранее взятых на себя обязательств.
Причем, от единороссов требуют ответа по обязательствам как реально взятым, так и по тем, которые просто приписываются партии власти. В частности, в ходе этой кампании на все лады обыгрывался так называемый «Манифест Единой России» 2002 года, в котором партия якобы брала на себя, мягко скажем, повышенные обязательства и декларировала «громадье планов». Однако тут необходимо понимать, что данный манифест — не более чем фейк. Такого документа ЕР никогда не принимала, тиражируемые тезисы были опубликованы в одном из СМИ и лишь обсуждались членами партии и общественностью. Что не мешает оппонентам ЕР раз за разом возвращаться к этой теме.
Впрочем, этим фантазия оппонентов ЕР на выборах в Пскове не ограничивалась. Были и более жесткие, нетрадиционные наезды, в том числе с использованием подчас поистине фантастических аргументов.
Фрагмент анонимной листовки, направленной против Ивана Цецерского
В этом смысле показательна красочная двусторонняя листовка, выпущенная без каких-либо выходных данных и посвященная критике главы Пскова — лидеру списка ЕР на выборах Ивану Цецерскому. В отношении градоначальника его анонимные недоброжелатели использовали крайне оскорбительные эпитеты, а самое убойное обвинение в адрес муниципального управленца кратко выражается следующим образом: «Глава города — спонсор НАТО». Насколько мне известно, в ЕР сомнений относительно того, кто мог стать заказчиком этой анонимки, не испытывают и вспоминают, что ранее со схожими обвинениями в адрес Цецерского выступал Олег Брячак — председатель регионального отделения «Справедливой России», лидер партийного списка на выборах в Пскове и соперник Цецерского в одномандатном округе №5. По нашей информации, Иван Цецерский написал заявление о клевете и, насколько известно, тут есть перспективы по возбуждению уголовного дела.
Фальшивое обращение руководителей фракций областного Собрания депутатов с критикой «Единой России». Представители оппозиционных партий в один голос открестились от своих подписей под этим «документом» на бланке регионального парламента
Черный пиар против «Единой России» на выборах в Псковскую городскую Думу носит массовый характер, горожане с ним регулярно сталкиваются, несмотря на работу так называемых «групп зачистки».
«Группа Гавунаса»: смешались в кучу деньги, люди...
Что до уже упомянутого Олега Брячака, то ему от тайных недоброжелателей достается, главным образом, за союз с так называемой «группой Михаила Гавунаса» - и не ему одному, а целому ряду псковских оппозиционеров. Под раздачу здесь попали как сотрудники предприятий, подконтрольных бизнесмену («Империал», «Евро-Керамика» и др.), и руководители региональных отделений партий, в списках которых оказались представители данной группы, так и те, кто вроде бы в прямых связях с господином Гавунасом замечен не был. Например, депутат областного Собрания, руководитель областного отделения партии «Яблоко» Лев Шлосберг. В частности, на одном из анонимных коллажей главный псковский яблочник выведен в роли участника планерки у Гавунаса под жарким солнцем Израиля, где все последние годы находится экс-зампредседателя Псковского областного Собрания депутатов.
«Планерка у Гавунаса». Опубликовано в социальных сетях на странице кандидата в депутаты Павла Николаева
При этом надо понимать, что версии о якобы состоявшихся в свое время переговорах о включении членов группы Гавунаса в список кандидатов от «Яблока» (в частности, Николая Рассадина) и печати тиражей «яблочных» газет на деньги «олигарха» так и не получили никакого подтверждения. Сам Лев Шлосберг категорически опровергает какие-либо соглашения. И если в официальных СМИ и агитматериалах кандидатов эта версия практически не упоминается, то в продукте от черных пиарщиков она по-прежнему присутствует, в том числе на созданной в социальных сетях странице под названием «Вечерний Кавунас».
«Жених и невеста», обвенчанные «Империалом». Фото из социальных сетей
Говоря о черном пиаре против «группы Гавунаса» и ее союзников (реальных и мнимых), следует особо подчеркнуть, что это явление не носит массового характера, а по большей части является троллингом в социальных сетях. Жало этой своеобразной критики и сатиры направлено отнюдь не на предполагаемого заказчика и спонсора операции, а на псковских исполнителей.
«Куда Гавунас нас отправит». Мысль о подчиненности и несамостоятельности кандидатов и целых партийных отделений проходит красной нитью через большинство «творений» недоброжелателей псковской оппозиции. Фото со страницы в Фейсбуке кандидата Павла Николаева
Отдельные кандидаты и целые партийные списки представляются на листовках и в интернете то в образе гармошки в руках бизнесмена, то — еще обиднее — в виде использованных контрацептивов. Сам же «олигарх» предстает примерно в том же образе, что и в легальной единороссовской контрпропаганде — он выглядит эдаким кукловодом, дергающим за нитки послушных марионеток. Отметим, что некоторые из образцов этого предвыборного творчества выполнены, что называется, со знанием дела, с чувством юмора и даже способны вызвать улыбку.
Предвыборное переосмысление картины «Тройка» Перова. Дети тянут на выборы кандидата в образе «ждуна»
Макулатура в почтовых ящиках
Наряду с листовками и наклейками использовали черные пиарщики и такую форму, как выпуск и распространение огромными тиражами газет. В первую очередь упоминания здесь заслуживает информационный бюллетень некой «Псковской областной общественной организации охотников и рыболовов «МОХ».
Издание называлось «Только факты!», были распространены, как минимум, два выпуска. В обоих главный удар наносился по представителям оппозиции (причем, не только по кандидатам, но и по представителям несистемной оппозиции, которые прямого участия в выборах не принимают) — причем, реальные факты были перемешаны с откровенным вымыслом. Партии власти там тоже доставалось, но, скорее, по касательной...
Фрагмент газеты "Мох". Фото со страницы в Фейсбуке Алексея Малова
Печатный продукт псковских «охотников и рыболовов» не остался незамеченным. В частности, на него обратили внимание в офисе американского политтехнолога Джейсона Смарта, работающего в том числе в Киеве («Только факты!» писали о контактах с этим «идеологом цветных революций» небезызвестного псковского деятеля Василия Краснова), а Лев Шлосберг в эфире радио «Свобода» в Москве остановился на том, как псковское предвыборное издание преподнесло факт получения им премии имени Бориса Немцова. «Грязные листовки, карикатуры, анонимные тиражи газет, где, допустим, на первой полосе церемония вручения премии Бориса Немцова мне в 2016 году в Бонне (там Жанна Немцова, Владимир Кара-Мурза в кадре) и подписывается, что вот Лев Шлосберг получает деньги олигархов, чтобы подрывать Россию. Это распространяется тиражом в сотни тысяч экземпляров», - сказал руководитель псковского «Яблока».
По заявлениям некоторых оппозиционных кандидатов, «Только факты!» раскладывали по почтовым ящикам те же люди, которые распространяли агитматериалы других партий — в частности, ЕР и «Родины». Фото со страницы в Фейсбуке кандидата в депутаты Николая Рассадина
Что до откровенных подделок, то с этим на выборах-2017 в Пскове столкнулось региональное отделение ЛДПР. В областном центре и Псковском районе распространялся агитационный листок с «черным» пиаром, стилизованный под газету Псковского регионального отделения Либерально-демократической партии России.
Поддельный выпуск газеты псковского отделения ЛДПР
Как отметили в пресс-службе ЛДПР, в выходных данных этого издания, помимо свидетельства о регистрации СМИ, указано, что она оплачена из средств «избирательного фонда Псковского регионального объединения ЛДПР», что противоречит закону и здравому смыслу, подчеркнули в партии. Газета ЛДПР Псковской области выходит тиражом 30 тысяч экземпляров, зарегистрирована как СМИ, каждый номер регистрируется в соответствующих органах и оплачивается из партийных средств, напомнили «соколы Жириновского».
Подводя итог сказанному, отмечу, что представители различных политических групп, сталкиваясь с проявлениями черного пиара, пытаются публично дать ему объяснение, при этом побольнее пнуть соперников. Власть обвиняет оппозицию, оппозиция — власть. По мнению оппозиции, выпуская анонимный компромат, власть пытается не просто очернить своих визави и повлиять на их результат на выборах, а сознательно работает на понижение явки в день голосования. Дескать, чем она ниже — тем проще обеспечить нужный результат с помощью административного ресурса и прочих преимуществ, которые дает властное положение. Кстати говоря, явка вообще обещает быть невысокой (с учетом достаточно низкого уровня выборов — муниципального и того обстоятельства, что кампания проходит в сезон отпусков, каникул и дачных хлопот). Черный пиар тут служит дополнительным методом воздействия со стороны сильных мира сего на избирателя: мол, на выборах все очень грязно, честному человеку нечего в этом и участвовать — так представляет ситуацию оппозиция. У партии власти свое объяснение: поскольку оппозиция не может победить «Единую Россию» в честной борьбе, не может представить реальных дел, безупречных биографий кандидатов, содержательных программ и т.д, она пускается «во все тяжкие» и идет на недобросовестные методы, подкуп, выпуск анонимок, клевету и прочее. Таковы позиции сторон, ничего удивительного в них нет — это обычные аргументы и методы ведения агитационной работы. На самом деле у появления такого количества черного пиара есть другое объяснение. Практически всегда он появляется в условиях реальной конкуренции на выборах. Когда есть явное противоборство и участники, обладающие необходимыми ресурсами, в том числе сколько нибудь значительными финансовыми средствами. Наличие денег позволяет использовать различные формы предвыборной борьбы, а еще с 1990-х годов у нас так принято, что на выборах надо «мочить» конкурентов и задействовать в том числе черный пиар. Тем более, что такие материалы не оплачиваются из избирательных фондов, что тоже немаловажно, когда официальные траты кандидатов ограничены и прозрачны.
Вывод из всего сказанного следует однозначный. Черный пиар — это, безусловно, недобросовестный метод ведения предвыборной борьбы за гранью избирательного законодательства, и уже только поэтому он заслуживает исключительно осуждения. При этом тем, кто все-таки рискует и прибегает к таким методам, необходимо понимать, что выпуск черного пиара - это дело тонкое, требующее известных умений, в определенном смысле профессионализма и понимания, как «слово отзовется» — иначе говоря, надо понимать, какой месседж и какой группе населения посылается, зачем это делается, какой будет реакция. Недостаточно закинуть на вентилятор общественного обсуждения известную субстанцию — и радостно потирать ручки: дескать, разлетелось... К тому же и избиратель стал умнее и не ведется на сомнительные уловки. Было бы странно, если бы за четверть века нашей «демократии» и каких-никаких выборов избиратель не стал опытнее и оставался в массе своей наивным. Так что завершая этот разговор о черных технологиях на выборах, я бы хотел выразить надежду на то, что нынешняя кампания была последней, когда участники массово и активно прибегали к подобным формам ведения борьбы. В 21-м веке, когда весь мир стал «глобальной деревней», научно-технический прогресс шагает вперед семимильными шагами и наряду с традиционными СМИ все большую роль играют нетрадиционные сетевые, глупо рассчитывать на эффект от анонимок в почтовых ящиках или оскорбительных наклеек на стенах подъездов. Так что, играйте честно, господа.
Игорь Макаров
Фото: социальные сети. Карикатура Алексея Меринова, «Московский комсомолец»