Лидер Псковского регионального отделения партии «Яблоко» Лев Шлосберг лишен мандата депутата областного Собрания. Решение о досрочном прекращении полномочий местного парламентария едва ли не единогласно приняли сегодня его коллеги. В ходе тайного голосования за исключение господина Шлосберга высказался 41 народный избранник, против — трое. Если общий итог волеизъявления депутатов не принес никаких сенсаций (он был легко прогнозируем еще 16-сентября, когда стало известно об обращении в Собрание прокурора Сергея Белова), то ход рассмотрения данного вопроса на сессии и содержание спичей самых заметных участников процесса во многом оказались неожиданными и вряд ли могли быть заранее прописаны «сценаристами» и «консультантами».
Впрочем, начиналось все относительно спокойно и предсказуемо. Сперва перед коллегами выступил вице-спикер Виктор Остренко, на возглавляемую которым комиссию по контролю за достоверностью сведений о доходах и имуществе была возложена работа по проверке поступившей из прокуратуры информации. Напомню, Лев Шлосберг имел неосторожность представлять в судах автономную некоммерческую организацию «Центр социального проектирования «Возрождение» - АНО, отнесенную Минюстом к так называемым «иностранным агентам». Как все уже уяснили за последнюю неделю: депутатам, работающим на профессиональной основе, исполнять подобные функции запрещено. Прокуратура возвестила Собрание об этом факте нарушения с тем, чтобы коллеги господина Шлосберга приняли к нему меры воздействия. Лишать господина Шлосберга мандата «око государево» не призывало, однако в Доме Советов поступившую бумагу истолковали именно так: есть все основания ставить перед депутатами вопрос о лишении яблочника мандата.
Следом за Остренко выступил еще первый заместитель председателя Собрания, глава комитета по труду и социальной политике Виктор Антонов (комитет рекомендует включить вопрос), тут же Лев Шлосберг вновь проговорил свои аргументы: мол, норма закона, на которую ссылаются коллеги, к нему не применима, лишением его мандата создается прецедент (и в будущем в подобной ситуации может оказаться любой), в связи с чем призвал всех голосовать «лично, тайно, по совести и по закону».
После чего началось самое интересное. Областные депутаты, а также их коллеги, приехавшие из Москвы и Петербурга поддержать единомышленника-оппозиционера, слово за слово родили весьма жаркую дискуссию, в ходе которой стороны вспоминали Государственный департамент США (Льва Шлосберга его оппоненты несколько раз назвали «Рупором Госдепа»), российские-украинские отношения, 76-ю дивизию ВДВ, могилы десантников и многие другие моменты, казалось бы, не имеющие прямого отношения к самой резонансной теме сегодняшней сессии и, возможно, всего периода работы областного Собрания нынешнего созыва. Народные избранники не раз высказали мысль о том, что Шлосберг своей деятельностью вредит не только областному Собранию, но и интересам Российской Федерации. Главными обвинителями стали Алексей Севастьянов (ЕР), Сергей Макарченко (ЛДПР) и вице-спикер областного Собрания Виктор Антонов (ЕР).
Именно характер дискуссии и прозвучавшие упреки дали основания Льву Шлосбергу заявить о том, что «за 30 минут выступлений вы 10 раз проговорились» об истинной причине принимаемого рещения. По мнению псковского яблочника, а также его коллег — депутата Госдумы Дмитрия Гудкова и представителя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Бориса Вишневского, решение о прекращении полномочий Шлосберга объясняется политическими мотивами, по сути своей незаконно и может привести к крайне негативным для Псковского областного Собрания последствиям (отмечу, что приехавшему в Псков и присутствовавшему на сессии председателю партии «Яблоко» Сергею Митрохину возможности выступить не предоставили. Позднее в эфире радио "Эхо Москвы в Пскове" он назвал увиденное "самым позорным заседанием" и "политическим судилищем").
«Не позорьтесь» - призывали под объективами камер федеральных СМИ известные представители оппозиции. И тут отмечу, что своими выступлениями Гудков и Вишневский еще больше озлобили и настроили против их подзащитного» псковских депутатов. Если в этом была стратегия защиты — то она провалилась.
«Вы пришли в наш дом, и не надо нас учить», - звучало в ответ. Не буду подробно пересказывать перекличку депутатов, их мнения уже приведены на Псковской Ленте Новостей, к тому же желающие могли наблюдать за сессией в прямом эфире. Попробуем по горячим следам сделать первые выводы. При этом сразу оговорюсь, что не берусь оценивать правовую сторону вопроса. Мнения тут существуют разные, наверняка последует продолжение в судах. Именно об этой перспективе в ходе брифинга заявил сам Лев Шлосберг. Документы в суд он намерен подать уже в понедельник, 28 сентября.
Несомненно, для регионального лидера «Яблока» эта история должна стать уроком и поводом задуматься. В том числе о том, почему из более чем сорока депутатов Собрания его поддержала всего пара коллег. Едва ли все дело в том, что представители фракций голосовали в соответствии с некими установками от администрации области. Тут можно больше сказать — как заявил на сессии первый секретарь обкома КПРФ Александр Рогов, коммунисты постановили отдать принятие решения по данному вопросу на откуп каждому члену фракции: дескать, как считаешь нужным — так и голосуй. Тем более, голосование-то тайное. Если судить по конечному результату, фактически никто из псковских оппозиционеров на сторону Льва Шлосберга не встал. Молчали как рыба об лед. Отмечу, что все члены фракции «Справедливой России» в ходе обсуждения резонансного вопроса не проронили ни слова. Из всех представителей фракции КПРФ активность при обсуждении проявлял лишь Игорь Савицкий, в определенный момент даже вступивший в острую полемику с господином Гудковым.
Таким образом, остается лишь констатировать, что сегодняшнее решение областного Собрания депутатов (в том числе количество голосов «за» и «против») вполне закономерно. Лев Шлосберг не сумел выстроить отношений с другими представителями псковской оппозиции, откровенно раздражал коллег нравоучениями и воззваниями к совести.
Что касается политических оценок, то операция по лишению оппозиционера депутатского мандата представляется мне очевидной ошибкой региональной власти — тем более, в нынешней ситуации, когда руководство области само оказалось в центре громкого информационного скандала. Никакой целесообразности в подобном шаге не было. К тому же, как отмечают многие мои коллеги, до конца полномочий Собрания депутатов нынешнего созыва остается менее года — «можно было и дотерпеть». А так — получили еще один скандал федерального звучания и как это слово псковских властей отзовется, не дано предугадать. Что до господина Шлосберга, то, как уже неоднократно заявлено, он продолжит заниматься тем же самым, чем и занимался — пусть и без мандата и возможности выступать с парламентской трибуны.
Андрей Степанов