Депутат с двадцатилетним стажем Владимир Никитин покидает Госдуму. Чем на самом деле объясняется эта ротация по-коммунистически? Какое будущее ждет парламентария? Чревата ли утрата экс-первым секретарем Псковского обкома КПРФ мандата и влияния в федеральном центре неприятностями для его псковских однопартийцев во главе с Александром Роговым? Сегодня ПЛН попытается найти ответы на эти вопросы, проанализировать причины данного кадрового решения и предугадать его последствия.
Разговоры о том, что Владимир Никитин покинет Госдуму, появились достаточно давно. Пенсионный возраст депутата, потеря им позиций в руководящих органах КПРФ, внутрипартийная конкуренция - все это придавало предположениям об отставке правдоподобность. Тем более, что уже дважды (последний раз накануне губернаторских выборов прошлого года) появлялись слухи о уходе из ГД. Однако все равно прозвучавшее на прошлой неделе заявление о грядущей ротации во фракции компартии было воспринято многими, в том числе среди самих коммунистов Псковщины, как неожиданность, чуть ли не сенсация. Мало того, что зюгановцы отправили своего верного товарища на покой, не дожидаясь 2016 года — окончания срока полномочий парламента нынешнего созыва, так еще и версии относительно причин ухода прозвучали противоречивые и достаточно сомнительные. В частности, секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов, первым объявивший о замене Никитина на калининградца Игоря Ревина, во главу угла поставил желание партии «дать дорогу молодым». Согласимся: процесс это естественный. Если взглянуть на возраст членов фракции коммунистов, то можно без труда отыскать потенциальных кандидатов на ротацию по возрастному признаку. Например, Жоресу Алферову 85 лет, однофамильцам Романовым - одному 77, другому 71, список можно продолжать — к слову, самому лидеру партии Геннадию Зюганову уже восьмой десяток. Однако на выход из Госдумы указали 67-летнему Никитину, что, как минимум, заставляет сомневаться: в возрасте ли тут дело? Да и 56-летний сменщик к категории «молодежь» может быть отнесен весьма условно. Бросалась в глаза и другая странность: в то время, как однопартийцы говорили о решении, принятом «коллективным разумом», сам Никитин настаивал на том, это его собственный шаг: дескать, «я уже в том возрасте, когда все решения принимаю сам». Кроме того, он вписал свой уход в некую, едва ли не стратегическую, линию: еще несколько лет назад он якобы обещал калининградским коллегам, что передаст мандат представителю их области. На закономерный вопрос, почему мандат депутата не был отдан калининградцу еще в 2011 году, сразу после парламентских выборов, Владимир Степанович ответствовал, что на тот момент перед ним стояли партийные задачи (вопрос: куда они делись?), и поэтому он продолжил работу в Госдуме. Но вообще-то он де и не собирался избираться в Думу в 2011-м, уже хотел уйти, но этому помешал... Андрей Турчак. Губернатор назвал коммуниста политическим динозавром» и предрек крах КПРФ, в связи с чем Никитин все-таки решил доказать, что «порох в пороховницах есть» и списывать со счетов его рано. По прошествии трех лет, видимо, доказал - и теперь уж уходит из парламента.
Подобные несостыковки в «показаниях» членов партии кому-то могут показаться пустяками, однако разночтения в мотивах произошедшего тут же породили версию, согласно которой товарища Никитина просто-напросто почетно «слили». Хотя — почетно ли — вопрос тоже дискуссионный: 5 апреля депутата поздравили с днем рождения, а уже 7-го без лишних сантиментов объявили о расставании с ним. Причем, ни Зюганов, ни кто-либо другой из руководителей партии или фракции не стал выражать единомышленнику благодарность за «годы совместной и плодотворной работы», «огромный вклад» и т.п. Возможно, оставили эту часть проводов до двадцатых чисел апреля, когда уход парламентария из Госдумы будет оформлен де-юре.
Было время, лидер КПРФ наведывался в Псков поддержать своих соратников. В прошлом году Геннадий Зюганов не приехал в наш регион в ходе губернаторских выборов, даже несмотря на публичное заявление-анонс Владимира Никитина
Как бы то ни было, Никитин покидает парламент, и на ум сами собой приходят формулировки вроде такой: «уходит человек-эпоха». Для того, чтобы лучше понимать значение Владимира Степановича для компартии в целом и для ее Псковского регионального отделения в частности, предлагаю совершить небольшой исторический экскурс. Политическая биография уроженца Опочки началась еще в середине 1970-х, с работы в Великолукском горкоме ВЛКСМ. Затем он перешел в Великолукский горком КПСС, а уже в начале 1980-х переехал в Псков и перестройку встречал в должности заведующего отделом строительства Псковского обкома КПСС. В сентябре 1986-го Владимир Степанович был избран первым секретарем Псковского горкома партии. В марте 1990 года на первых альтернативных выборах баллотировался в народные депутаты РСФСР по Псковскому городскому округу, однако избран не был. В том же году Никитина избрали депутатом и председателем Псковского горсовета, а затем и первым секретарем обкома КПСС.
Августовский путч 1991-го и последовавшие за ним события, в том числе обвинения КПСС в антиконституционной деятельности и Указ президента РСФСР Бориса Ельцина о прекращении деятельности партии, не могли не отразиться на карьере коммуниста. Тем более, что поддержавший на первом этапе горбачевскую перестройку Никитин к 1991 году стал ее противником и выступал сторонником ГКЧП. В 1992—1996 годах он работал в бизнесе, возглавлял строительно-коммерческую фирму «Псковское возрождение», при этом являлся председателем правления псковского отделения Российского фонда помощи беженцам «Соотечественники».
Поворотным в его судьбе стал 1995 год. Владимир Никитин вошел в состав Центрального комитета КПРФ и стал первым секретарем Псковского обкома партии. В конце 1995-го он был избран депутатом Государственной думы — и прописался в ней на долгие два десятилетия. Наш герой — единственный из псковских депутатов, кто работал в нижней палате российского парламента более двух созывов: он там находился более четырех сроков. Причем, ни разу не избирался по одномандатному округу, каждый раз проходя по партийному списку.
Владимир Никитин во главе колонны демонстрантов в Пскове
Биография вкупе с несомненными лидерскими качествами и приобретенным авторитетом уже давно превратили Никитина в своего рода «живую легенду» местного отделения коммунистов. Следствием такого положения дел стало то, что в последние годы, даже уделяя родной области относительно немного времени и не будучи привязанным к ней официальным статусом, он все равно оставался для однопартийцев гуру и неформальным лидером. Впрочем, даже сторонники «нашего Степаныча» не спорят с тем, что были в его работе и очевидные ошибки. Если одни из них - такие, например, как тактические просчеты на важнейших выборах, в частности, отказ от личного участия в парламентской кампании 1995 года по одномандатному округу и в губернаторских выборах 1996 года (при том, что КПРФ в то время была на подъеме, а Псковская область фактически входила в так называемый "красный пояс" и на президентских выборах-1996 проголосовала за Геннадия Зюганова), а также неудачи в избирательном цикле 1999-2000 годов — это дела давно минувших дней и памятны разве что старожилам, то другие промахи еще свежи в памяти и, более того, оказывают влияние на ситуацию в региональном отделении КПРФ до сих пор. К числу таких ошибок следует отнести, в первую очередь, кадровый вопрос. На протяжение многих лет персек Никитин подбирал преемника, то делая ставку на старшего товарища Сергея Гоголева, то выводя на авансцену молодежь — например, Армена Бениаминова и Павла Николаева (мнение о последнем у многих коммунистов следующее: "продал свою партию, уйдя в услужение к Гавунасу"), то передавая эстафету Александру Рогову.
Армен Бениаминов и Павел Николаев в свое время рассматривались в качестве потенциальных преемников Владимира Никитина на посту первого секретаря обкома КПРФ. Однако уже давно ни того, ни другого ничто не связывает с прежними товарищами
При этом одни из потенциальных сменщиков — лидеров областной организации по своим личным качествам явно не соответствовали должности первого секретаря обкома, другие, как показало развитие событий, были не более чем "попутчиками" коммунистов, третьи изначально оказались поставлены в непростые условия и, находясь под "присмотром" Никитина, не могут быть до конца самостоятельны, вынуждены работать в условиях фактического "двоевластия". Как итог - сложная ситуация в региональной организации КПРФ, союзе весьма эклектичном, объединяющем представителей различных коммунистических призывов. Ни для кого не секрет, что отношения между выходцами из КПСС и «новыми коммунистами», оказавшимися в партии «транзитом» через другие организации, в том числе партию власти, - весьма непростые. Порой дело доходит до острых конфликтов, и неслучайно Никитин, обладающий авторитетом и рычагами, принадлежа к другой "весовой" категории, зачастую был вынужден вмешиваться в происходящее, примирять, уговаривать, сглаживать острые углы или, напротив, принимать решения о кадровых перестановках.
Владимир Никитин и один из лидеров областного отделения КПРФ, депутат регионального парламента Анатолий Копосов
Все это заставляет задаваться сегодня вопросами о том, насколько серьезно может сказаться на будущем всего областного отделения КПРФ потеря Никитиным мандата депутата. Насколько значима для Псковского обкома эта потеря, если понимать под расставанием лидера коммунистов с Госдумой его отход от активной политической жизни и утрату позиций в федеральном центре? Каковы в этой связи перспективы КПРФ в преддверии выборов 2016 года? Образно говоря, заметит ли отряд потерю бойца?
По моему мнению, заметит — и очень скоро. Последствия проанонсированной ротации для псковского обкома весьма печальны, для него это - большая потеря.
Во-первых, статус регионального отделения в федеральной структуре КПРФ неминуемо понизится. Одно дело, когда лидером (официальным или неформальным — не суть важно) местной организации являлся действующий депутат Госдумы, ближайший соратник Зюганова и председатель центральной контрольно-ревизионной комиссии. И совсем другое — когда такого матерого человечища в руководящих органах и фракции нет. Региональное отделение, к политологам не ходи, опустится вниз.
Во-вторых, в связи с заменой псковича Никитина на калининградца Ревина скобари-коммунисты, судя по всему, надолго потеряют представительство в парламенте. Почти наверняка Ревин не победит на сентябрьских выборах губернатора Калинградской области (а необходимость повысить статус политика на старте избирательной кампании называется в числе причин ротации) и, таким образом, не покинет Госдуму. Вероятно, именно он, действующий депутат, получит мандат по партийному списку (разумеется, в том случае, если КПРФ на парламентских выборах-2016 покажет результат, позволяющий ей делегировать в ГД коммуниста с запада страны). Победа же Александра Рогова или другого кандидата от компартии в псковском одномандатном округе представляется весьма маловероятной.
В третьих, региональное отделение КПРФ с уходом Никитина из Госдумы лишается своего лоббиста в Москве. Прежде именно он мог привлечь внимание Зюганова, способствовать принятию тех или иных решений в руководстве партии, делать запросы в федеральные министерства и ведомства, Генпрокуратуру, чем неоднократно портил настроение псковским региональным властям. Отныне делать это будет просто некому.
Владимир Никитин и Александр Рогов на приеме у лидера КПРФ Геннадия Зюганова
В-четвертых, как уже было сказано, на протяжение многих лет Владимир Степанович был для псковских однопартийцев непререкаемым авторитетом. Потеря им статуса, уход из активной политической жизни, вероятная концентрация на написание книг вроде «Заговора против человечества» и «Секрета сталинских побед», а также едва ли не полное погружение в философские размышления о судьбах цивилизации в рамках возглавляемого им движения «Русский лад» - все это, скорее всего, означает, что период активного вмешательства "тяжеловеса" в дела местного отделения партии останется в прошлом, апеллировать участникам конфликтов в отделении КПРФ будет не к кому, гасить страсти и успокаивать тоже. Вместе с тем следует понимать, что противоречия внутри организации просто так не исчезнут, нынешние руководители не обладают всеми рычагами управления, авторитетом и личными деловыми качествами, чтобы сделать организацию по-настоящему монолитной. Проблемную ситуацию усугубляет отчасти и то, что первый секретарь обкома Александр Рогов вошел в кадровый резерв президента, готовится к поездке в Москву на обучение по кремлевской линии и, вероятно, видит продолжение своей политической карьеры именно в этом направлении. Такой поворот событий мало того, что не устраивает многих членов партии (прежде всего, тех самых идейных коммунистов с партийным стажем в десятки лет), настроенных по отношению к действующей власти критически, так еще и рождает вопрос: кто может сменить Рогова, если его назначение за пределы региона все-таки состоится? При всем уважении к секретарям обкома - действующим региональным депутатам среди них лидера, способного подхватить красное знамя и достойно нести его, не видно. К тому же вслед за Никитиным могут уйти и другие представители "старой гвардии" Анатолий Копосов и Геннадий Бубнов, всегда являвшиеся основой обкома.
Наконец, в-пятых, достаточно состоятельный (и не только по меркам рядовых коммунистов) Владимир Никитин, помимо прочего, был спонсором регионального отделения КПРФ. Насколько возможно, он финансировал деятельность обкома, обеспечивал его нормальное функционирование, приобретал материальные ценности, издавал агитационно-пропагандистские материалы в своей типографии «Псковское возрождение». Сохранится ли этот источник финансирования обкома? Однозначного ответа на этот вопрос в настоящее время нет.
Таким образом, совершенно очевидно, что уход Владимира Никитина из Госдумы и потеря им позиций в партийной иерархии — это серьезный удар по региональному отделению КПРФ, которое и само по себе переживает далеко не лучшие времена. Областное отделение партии теряет кадры, занято внутренними «междусобойчиками», раз за разом проигрывает выборы, демонстрируя неспособность навязать власти бой и стать центром притяжения протестного электората. За примерами далеко ходить не надо: уж сколько раз за полгода, после окончания губернаторской кампании, «подставилась» действующая власть (от «оптимизации № 2» до экономического кризиса и падения уровня жизни), а псковские коммунисты сидят ровно. Громкие и актуальные инициативы — вроде требования отменить закон, обязывающий граждан платить за капремонт домов — единичны, в основном же мы становимся свидетелями каких-то не поддающихся логическому объяснению действий обкома КПРФ, наподобие «кипеша» из-за того, что некие крепкие парни не пустили коммунистов под красными знаменами на траурный митинг у памятника 6-й роте. Очевидно, что пассивность и алогичность действий такой системной оппозиции не может не радовать региональную власть. Для нее беззубость и немощность обкома КПРФ — настоящий подарок. Если дело и дальше пойдет так (а оснований сомневаться тут нет), то уже в следующем электоральном цикле компартия в Псковской области рискует не повторить даже прежние весьма и весьма скромные результаты. Тем более, если принцип формирования Псковского областного Собрания по инициативе единороссов будет изменен, и доля депутатов-представителей партийных списков станет меньше. Как показывает практика, в одномандатных округах кандидаты от партии власти в абсолютном большинстве случаев побеждают представителей оппозиции. И это позволяет сделать однозначный вывод: при сохранении существующих тенденций даже первые лица областного отделения КПРФ рискуют остаться через полтора года без депутатских мандатов.
Александр Савенко
Фото из архива