И тут, вероятно, вы зададите мне вопрос:
«Эй, уважаемый, что за омлет, а где же яйца?»
Терпение, спокойствие, сейчас они появятся…
«Дискотека Авария»
Псковский бюджетный марафон, имеющий все шансы как и год назад превратиться в резонансный политический процесс, стартовал. Проект главного финансового документа области уже презентован на заседании администрации, внесен в законодательное Собрание на суд депутатов, губернатор и члены партийных фракций в региональном парламенте провели консультации. Более того – несколько часов назад завершились публичные слушания, на которых удивительным образом поменялась ситуация в стане псковской оппозиции. Доселе вроде бы непримиримые и острые на язык противники действующего губернатора, ранее однозначно объявившие о своем участии в выборах-2014, выглядели в стенах малого зала БКЗ замороженным гарниром к главному властно-бюджетному блюду. И напротив, те, кого уже стало общим местом записывать в безропотные союзники руководства области, устроили демарш и заставили по-новой задаваться вопросом «Что это за фрукты такие, или все-таки овощи?». Как водится на любой кухне (политическая – не исключение), не обошлось тут без яиц.
Депутат-коммунист, неофициальный кандидат в псковские губернаторы Александр Рогов отказался от потребления куриных яиц из-за их подорожания. Это несколько пикантное обстоятельство осталось бы малопримечательным и никому не известным фактом из частной жизни экономного парламентария, если бы об исключении из своего рациона белков и желтков верный зюгановец не сообщил на публичных слушаниях, посвященных обсуждению бюджета. Услышать товарища Рогова могли не только собравшиеся в концертном зале, но и все желающие: в интернете шла онлайн-трансляция дискуссии. Яичная тема, видимо, настолько наболела, что к ней депутат вернулся еще раз: уже под занавес мероприятия, в ходе прений, он призвал губернатора-устроителя особой экономической зоны «Моглино» Андрея Турчака ориентироваться не на сингапурцев, а на инвесторов из родной для Александра Анатольевича Белоруссии. Мол, тогда и яйца у нас будут дешевые. Не знаю, как вам, а мне в этих яичных страданиях видится эдакая метафоричность. Тем более с учетом демарша на публичных слушаниях другого депутата областного Собрания – справедливоросса Олега Брячака и его «группы поддержки». Произнеся в лицо главе региона обидные слова (и отнюдь не о том, что остался без дорогих яиц), Брячак-младший демонстративно покинул зал. По его призыву следом к выходу потянулись верные соратники.
Как уже было сказано, в ходе слушаний участники процесса как будто поменялись ролями. Брячак-джуниор, ранее немногословный, лояльный по отношению к областной администрации и запомнившийся разве что внесением популистских законов, жахнул что есть мочи по недавнему политическому союзнику семьи партийцев-бизнесменов. Как все мы помним, еще несколько месяцев назад Брячак-старший в интервью ПЛН называл Турчака «человеком образованным, с достоинством и самолюбием, с совестью и пониманием проблем», а также недвусмысленно давал понять, что псковские эсеры могут поддержать действующего руководителя на следующих выборах. Примерно в том же духе, что Михаил Васильевич, высказывался и Олег Михайлович. И – вот те раз: «убийство региона», «ваше присутствие, Андрей Анатольевич, обходится нам колоссально дорого» и прочие «наезды» с последующим уходом из-за зала, что, судя по всему, стало для команды Турчака полной и неприятной неожиданностью.
Олег Брячак, устроивший антигубернаторский демарш на публичных слушаниях, стал автором, пожалуй, самой громкой политической сенсации этой осени
Хуже для действующего главы области мог быть лишь сценарий, при котором следом за эсерами и сочувствующими покинули бы зал и другие оппоненты – прежде всего, персек обкома КПРФ Рогов и лидер местного «Яблока» Лев Шлосберг, ранее на подобных мероприятиях служившие объектами для тонкого, а иногда и не очень тонкого губернаторского троллинга, обвинений и шуток на грани фола. Ушли бы они – вот так слушания получились бы: верхушка администрации, депутаты-единороссы да специально приглашенная публика. Сиди-слушай тогда про трудный, но социально ориентированный бюджет. Однако ни коммунист, ни демократ зала не покинули и попытки сорвать мероприятие, организованное политическим противником, не предприняли. Более того – тот же Рогов еще и раскритиковал уже отсутствовавшего Брячака (дескать, никого палками сюда не загоняли – мог бы и вообще не приходить, а мы коммунисты, с ринга не уходим и продолжим бороться против антинародного бюджета), после чего в шутку попенял Турчаку: я руку тянул, а вы слово Брячаку дали – и что из этого вышло. Г-н Шлосберг привычной импульсивности не проявлял, провести нокаут языком не стремился. Назвал проект финдокумента «бюджетом принуждения» и охарактеризовал ситуацию с доходами как «сложную». Ну, так а где оно по-другому? «Проблема заключается в системе бюджетных отношений в Российской Федерации. Из 83 субъектов приблизительно 75-76 испытывают проблемы с доходной частью бюджета», - разъяснил яблочник. Стоит ли удивляться, что и губернатор, как давно известно, способный наградить собеседника хлестким эпитетом «террорист и политическая проститутка», навесить обидный ярлык «хозяйственный импотент» или, обращаясь к тому же Шлосбергу, пошутить на национальную тему («Это, как говорят у ВАС в Одессе, - две большие разницы»), на этот раз был подчеркнуто вежлив, обращался к лидерам фракций исключительно по имени-отчеству, выглядел отзывчивым и оппонентов никоим образом не обидел.
Глядя на воцарившуюся идиллию, даже трудно было поверить, что меньше недели назад Рогов назвал проект бюджета «катастрофой», а газета Шлосберга занялась чем-то вроде написания психологического портрета губернатора на современном этапе: «Андрей Турчак сильно нервничает… гудок отчаливающего от пристани парохода – для Андрея Турчака еще не прозвучал. И чем больше пауза перед гудком, тем сильнее страх, что это может быть как гудок приветствия, так и гудок прощания».
Тут следует напомнить, что в начале ноября псковский губернатор побывал в Москве и, пока он там находился, многие из тех, кто следят за политикой, заходили на официальный интернет-сайт президента России. Владимир Путин провел в те дни несколько встреч с региональными руководителями, которые недавно засветились в «рейтинге выживаемости» губернаторов с не самыми высокими оценками (г-ну Турчаку эксперты впервые и неожиданно «влепили» двойку). Ждала-ждала псковская политэлита сообщений на официальном сайте главы государства, но фамилии псковского управленца в хронике новостей среди собеседников главы государства там не появилось… Точно так же, как сайт президента, хранили молчание на этот счет портал госорганов Псковской области и местные СМИ. Разве что газета «Псковская губерния», ссылаясь на некие собственные источники, сообщила, что г-н Турчак 7 ноября якобы заходил в приемную Владимира Путина, был в ней зарегистрирован «на входе» и находился в комнате ожидания. В связи с чем издание высказало пару версий, согласно которым то ли из-за непредсказуемого графика первого лица государства аудиенция не состоялась (правда, тут же ПГ пишет, что «короткая встреча» все-таки была), то ли президент не захотел светить факт данной встречи с губернатором, решение о дальнейшей судьбе которого якобы пока не принято (ну и соответственно не факт, что исполняющим обязанности главы области в феврале станет действующий руководитель). При этом в контекст были вплетены и встреча Турчака с главами муниципалитетов, и даже интервью на ПЛН спикера областного Собрания Александра Котова, в котором он, помимо прочего, заявил об отсутствии губернаторских амбиций и исключил возможность своего участия в выборах 2014 года. Как итог - автор пришел к уже процитированному мной выводу о страхе и гудке прощания. Образно и доходчиво, конечно, однако ж примерно в тех же «страхо-нервических» выражениях газета описывала в 2012 году состояние самого Путина перед президентскими выборами. Что, разумеется, не помешало ВВП набрать 70 с лишним процентов и вернуться в Кремль. Так что будем справедливы: подобные «диагнозы» в отношении фаворитов выборов – тем более, на страницах оппозиционного СМИ - можно считать для них хорошей приметой.
«Ложечка за маму, ложечка за папу, ложечка за губернатора…» Андрей Турчак контролирует процесс приема пищи дедовичскими детсадовцами
Что до действий самого Турчака, то под шушуканье политусовки он продолжал в ноябре следовать линии, ранее обозначенной рупорами областной власти из государственного медиахолдинга следующим образом: губернатор не ведет избирательную кампанию, напротив, занят рутинной каждодневной работой. Поводы, по которым Андрей Анатольевич появлялся в публичном пространстве, были очень разными, подчас противоположными. Так, он трижды выражал соболезнования: в связи с авиакатастрофой в Казани, смертью главы Куньинского района Вячеслава Макаренко и гибелью людей при обрушении крыши магазина в соседней Латвии. Поздравлял с профессиональными праздниками: правда, чествовать полицейских Турчак отправил свою заместительницу Веру Емельянову, она зачитала правоохранителям приветственный адрес от начальника. Из череды мероприятий, в которых Турчак участвовал лично, выделю поездку в Дедовичский район, встречу с министром финансов Антоном Силуановым (после этого было громко объявлено о выделении области дополнительных 1,5 миллиардов рублей) и, конечно же, хлопоты в рамках бюджетного марафона.
Что там, в черном ящике папках начальницы финуправления Татьяны Бариновой?.. Внесение бюджета в областное Собрание в этот раз напоминало пафосную церемонию и рождало воспоминания о выносе черного ящика в программе «Что? Где? Когда?».
Наряду с публичными слушаниями заметными событиями стали «бюджетные встречи» губернатора с представителями фракций в областном Собрании. Реакция депутатов-партийцев на обсуждение и сам предмет разговора хотя и выглядела достаточно предсказуемой и взывала в памяти «Урра!» из пасти патриота, «Долой!» из глотки бунтаря», все-таки была лишена, по большей части, категоричности и «черно-белого» взгляда. Единороссам, как и следовало ожидать, бюджет понравился - естественно, по причине своей «социальной ориентированности» (но с оговорками: дескать, он непростой, хочется большего, однако «что есть, то есть»). При этом каждый из комментаторов от партии власти постарался внести что-то свое. Секретарь регионального политсовета ЕР Котов назвал очень важным решение губернатора принять личное участие не только в консультациях с фракциями, но и в деятельности комитетов. «Мы готовы работать над законопроектом и посвятить ему всё ближайшее время», - пообещал Александр Алексеевич. Его заместитель в Собрании Виктор Антонов признал, что «где-то пришлось ужаться». «Но мир трясет от экономического кризиса, чему мы так удивляемся? Напряженный ли бюджет? Да, напряженный. Но он реальный и исполнимый», - постарался сделать из лимона лимонад политический тяжеловес-долгожитель. Депутат Алексей Севастьянов обратил внимание на то, что «проект бюджета – жизненный, составлен профессионально и позволит области двигаться вперед». Юрий Сорокин не сомневается, проект бюджета позволит выполнить социальные обязательства: «Катастрофу и крах прогнозируют каждый год, но мы до сих пор живы, одеты и обуты». Владимир Яников нашел, что бюджет будущего года ничем не хуже нынешнего. Ирина Богачева на мелочи внимания обращать не стала, продекларировала традиционное: «бюджет выполняет свою главную задачу - исполнение всех социальных гарантий». В общем, медведи, как и следовало ожидать, хором исполнили, насколько это возможно в данной ситуации, бодрый марш.
Оппозицию же бюджет столь же ожидаемо разочаровал, правда, и тут было не все так однозначно: находили повод и похвалить исполнительную власть – например, за то, что в ходе встречи в Доме Советов были получены исчерпывающие ответы на вопросы. В частности, информационный голод на встрече с Турчаком утолил главный псковский либерал-демократ Сергей Макарченко. Его, в первую очередь, волновал вопрос кредитов. «В 2014 годы мы выработаем весь лимит кредитов, и есть надежда, что, раз кредиты не будут привлекаться, мы научимся жить по средствам», - сказал он. Лев Шлосберг посетовал на то, что «региональный бюджет становится все менее прозрачным из-за того, что формируется по системе финансирования госпрограмм» и «на ознакомление с ним у парламентариев было всего около 20 часов». Среди «плюсов» проекта областного бюджета он отметил, что администрация региона смогла добиться отсрочки для погашения одного из федеральных кредитов на сумму 3 млрд рублей. Правда, обслуживание кредита при этом возрастет. Почти неделю назад непонятный фортель выкинули справедливороссы. Речь о «первом звоночке» - демарше членов фракции партии Миронова 20 ноября. Эсеры просто не явились на встречу, на которой могли задать губернатору интересующие вопросы и внести свои предложения. Такие действия обычно сопровождаются хоть какими-то объяснениями, однако «расшифровывать» свое поведение брячаковцы до поры до времени не стали – даже на официальном сайте регионального отделения СР (последнее обновление там датировано аж 8 октября). И лишь в ходе публичных слушаний был дан исчерпывающий ответ на вопрос об отношении эсеров к губернатору и предложенному им бюджету.
А вот коммунисты на встречу с Турчаком сходили и общались с ним около часа. После чего сравнили проект бюджета с природным катаклизмом.«У нас сложилось стойкое убеждение, что это - катастрофа, тайфуны до Псковской области не доходят…При таком бюджете развиваться невозможно», - несколько дней назад подвел черту под знакомством с цифирью Рогов. Особо он подчеркнул нарушение администрацией срока внесения проекта бюджета и пнул оппонентов за «смешные цифры» в части, касающейся финансирования охраны окружающей среды. «В этом году была смешная сумма 35 млн. рублей, в следующем - 26 млн. рублей. На масленицу тратится больше чем на охрану окружающей среды», - «ввернул» словечко про приоритетный культур-проект команды Турчака глава фракции КПРФ.
«Геннадий Андреевич, Псковскую область спасать надо» - «Я обязательно поговорю об этом с Владимиром Владимировичем»
Остается добавить, что встрече Рогова с Турчаком и комментарию по ее итогам особый подтекст придавали предшествующие события. 13-го ноября Рогов был принят в Москве председателем ЦК КПРФ Геннадием Зюгановым. Псковский ходок рассказал своему «пролетарскому вождю» о «неудовлетворительном состоянии дел в регионе» и о том, что «область надо спасать». Лидер компартии поддержал такую оценку, при этом особо обратил внимание на приграничное положение Псковщины, в связи с чем, по его мнению, особенно важно, чтобы область возглавляла команда патриотов. Ну кто бы сомневался, как говорится. Интересным выглядело другое: по словам Рогова, Зюганов рассказал ему, что будет говорить о ситуации в Псковской области на запланированной встрече с Путиным. Как загодя сообщали СМИ, главный российский коммунист был намерен просить у президента политической поддержки в деле окрашивания одного из субъектов РФ (и почему бы не Псковской губернии) в любимый «красный» цвет, а именно в приходе на пост главы исполнительной власти одного из субъектов РФ представителя КПРФ.
19 ноября встреча в Кремле состоялась. Об этом написали все. Зюганов говорил о том, что коммунисты продолжат добиваться отставки кабинета министров, который, по их мнению, проводит неверную экономическую политику. Произносилось ли в разговоре название нашей области доподлинно неизвестно. В официальных источниках в описании открытой части встречи об этом ничего нет. Неофициально коммунисты секретничают, что о регионах Зюганов говорил – и Псковская область там прозвучала в ряду с двумя другими субъектами РФ. Впрочем, на мой взгляд, не столь важно, что сказал и о чем спрашивал проситель – только то и имеет значение, что ответил хозяин кабинета. Об этом можно только догадываться, а косвенный ответ мы узнаем, видимо, только в следующем году – так что советую запастись терпением. Пока же предлагаю от души наслаждаться спектаклями с массовым уходом артистов со сцены и монологами об утраченных яйцах. Что-то мне подсказывает, что шоу, которое, как известно, должно продолжаться, не ограничится выходкой эсеров на публичных слушаниях...
Игорь Макаров
Карикатура Алексея Меринова, «Московский комсомолец»