Когда сегодня в здании по улице Некрасова Петр Слепченко еще только заканчивал последнюю в должности сити-менеджера Пскова планерку, на той же улочке в соседнем здании поменьше, числящемся на балансе местной гордумы, уже началось заседание комиссии, которое отчасти определит судьбу преемника г-на Слепченко. Выбирать нового главу администрации депутатам гордумы предстоит на общей сессии, но конкурсная комиссия наделена правом не допускать кандидатов, напортачивших с документами. Кроме того, комиссия же выставляет этим кандидатам баллы. Корреспондент Псковской Ленты Новостей побывал на первом заседании комиссии и постарался понять, чего он нее ждать кандидатам в сити-менеджеры.
Комиссия эта, как положено, прославилась еще «на старте». Прокуратура опротестовала решение о начале ее работы, поскольку депутаты поспешили, не дождавшись двух кандидатур от губернатора, и нарушили свой же регламент. Все, конечно, потом разрешилось, и г-н Турчак все ж таки назначил в комиссию представителей - депутатов областного Собрания - единоросса Юрия Сорокина и лидера псковских «яблочников» Льва Шлосберга.
Последний, являющийся, как известно, оппонентом властей по стремящемуся к максимуму кругу вопросов, был тем не менее назначен в эту комиссию; думается, главным образом для того, чтобы зорким взглядом подкованного в юридической бюрократии и дотошного в таких делах человека предостеречь город от очередных «казусов» и «просчетов» комиссии… По крайней мере, именно эту функцию он исправно выполнил на первом заседании, обратив внимание на формулировку, касающуюся сроков завершения конкурса. Но – обо всем по порядку.
На заседание прибыли 5 из 6 членов комиссии: собственно сам глава города Иван Цецерский, уже упомянутые Сорокин и Шлосберг, а также депутаты гордумы - единоросс Александр Копылов и коммунист Виктор Дуля. Еще один член комиссии – замглавы города Наталия Соколова – была в отъезде.
Сходу члены комиссии определили, что условия контракта с будущим сити-менеджером опубликуют 20 июня, а дальше начали решать, в какое время принимать документы от заявителей (делать это будет Виктор Дуля).
Иван Цецерский предложил принимать документы только до конца рабочего дня 10 июля, потому что 12-го – так записано в решение о создании комиссии – она должна уже закончить свою работу. Время приема документов глава города предложил ограничить двумя часами – с 16.00 до 18.00
«Прием в течение всего 2-х часов день? Надо хотя бы 4», - обеспокоился Лев Шлосберг.
«А смысл какой? Кандидатов-то будет всего… 7 – и они всё прекрасно понимают», - с паузой перед числительным удивился глава города. Но г-н Шлосберг уверил его, что «найдется кандидат, которому будет неудобно».
В итоге сошлись на предложении принимать документы с 15.00 до 18.30. Последние полчаса добавлены по предложению Льва Шлосберга – чтобы граждане могли подать документы после рабочего дня. В этот момент я живо представил, как человек (пусть это будет какой-нибудь служащий), которому никак не уйти с работы днем, покидает свое рабочее место в 18.00 и взмыленный бежит сдавать документы в надежде на резкий карьерный взлет, когда отпрашиваться с работы будет уже не он, а – у него.
Тем временем Юрий Сорокин поинтересовался, будет ли у соискателей возможность «донести» какие-то забытые документы. «У меня не может быть такого, что кто-то каких-то документов не принес: я их попросту не приму», - отрезал Виктор Дуля.
Тут же его поддержал и Иван Цецерский, заметивший, что нужно принимать документы строго по описи, а если чего-то не хватает – сразу об этом говорить. «Зачем нам ждать последнего дня, чтобы мы отказали по формальным признакам, сказав, что не хватает каких-то двух фотографий», - сказал глава.
А меж тем секретарь комиссии Виктор Дуля решил поделиться информацией о том, что у него, де, сегодня «один товарищ» (значило ли это обращение, что кандидат имеет в кармане красную корочку КПРФ?) консультировался по необходимому для участия в конкурсе пакету документов – и выяснилось, что пакет этот у него уже собран.
Тогда Иван Цецерский тоже продемонстрировал свою «вовлеченность в процесс», заявив, что к нему-то уже обращались целых 3 человека, которых он консультировал по подаче документов. И, по его словам, все это люди, которые имеют опыт руководящей работы в городе «на очень серьезных должностях». Казалось, что он уже ручается за них перед самой комиссией.
Затем стали определять, когда пройдут два этапа конкурсного отбора: оценка документов и собеседования.
Сначала решили, что 11 июля, в среду, проверят документы, а 12-го проведут собеседования. Долго решали, сколько на это планировать времени.
«Ну, коллеги, собеседование - дело уже такое серьезное – там и баллы, и вопросы, и суждения. Я боюсь, что два часа, что мы отводили на документы – это мало», - обратился к присутствующим Иван Цецерский.
Виктор Дуля робко предложил: «Если будет 6 человек – каждому по 10 минут не хватит?» «Да вы что – минимум по полчаса!» - осадил его Лев Шлосберг. Глава города поддержал лидера «Яблока»: «Мы будем задавать вопросы, слушать ответы. По крайней мере надо узнать, знаком ли кандидат с уставом города» - сказал он, отчего-то усмехнувшись при упоминании устава.
В итоге определили, что собеседования пройдут с 14.00 «и до последнего клиента».
Но тут Лев Шлосберг поинтересовался, а как было записано в решение о работе комиссии – «до 12 июля включительно» или без последнего слова. Глава города сначала отнесся к этому как к формальности, но закаленный во многих юридических тяжбах областной депутат настаивал на уточнениях и сверкой с ГПК. Вызвали юриста. Пришла девушка, которая тут же заявила: закончить работу комиссии необходимо до 00.00 12 июля – то бишь 11-го.
Тогда уже без всяких обсуждений члены комиссии как-то разом согласились, что за 11 июня и документы проверят, и собеседования проведут.
На этом месте, казалось, повестка дня первого заседания оказалась исчерпанной, но вопросы, как водится, остались.
«А в требованиях к соискателям указано обязательное наличие высшего образование – любого или какого-то профильного?» - уточнил Юрий Сорокин.
«Да, любое - это просто свидетельство того, что человек образован на уровень высшего образования. Другое дело, что мы будем давать свои оценки, соответствует или нет…», - пояснил глава города, чем вызвал новую дискуссию – о критериях оценки. Лев Шлосберг настаивал на том, что нужно определиться с критериями выбора и алгоритмом выставления оценок.
Иван Цецерский предложил систему предельно простую: «Я думаю нужно оценивать: первое – теоретическую подготовку и второе – видение проблем города». Однако Лев Шлосберг словно пропустил эту фразу мимо ушей и поинтересовался, нет ли какого локального акта, регламентирующего данную процедуру. На что услышал: «Нет, все субъективно».
Тогда представитель «Яблоко» предложил встретиться по этому «существенному вопросу» отдельно.
«Мне кажется, мы все равно не сойдемся во мнениях, - вставил свое слово Юрий Сорокин. - Вот есть художественное катание…» Лев Шлосберг засмеялся: «Там есть понятие элемента художественности!»
То ли эта оброненная фраза, то ли конкретные планы, завуалированные в формулировке «видение проблем города», но Иван Цецерский в свою очередь через некоторое время уже фантазировал о том, как соискателей можно проверять каверзными вопросами по городскому уставу. «Заодно его можно спросить и бюджет, бюджетные параметры без подготовки», - развивал мысль глава города.
«Заодно определим, как он ориентируется в сложной ситуации», - поддержал коллегу Виктор Дуля.
«А то мы не можем позволить себе поставить человека, который еще долго будет разбираться в том, что такое действующая правовая база, - продолжил городской глава. – У нас нету времени».
«Так у меня вопрос: как мы сделаем оценки и градацию, чтобы определить», - вернулся к исходному Юрий Сорокин. Шлосберг предложил, что все члены комиссии должны сойтись в единых критериях оценки, а вот баллы за них будет уже выставлять каждый сообразно его представлениям.
«А вы можете сейчас же с ходу привести пример хотя бы одного критерия?» - перебил его Юрий Сорокин. «Да, могу. Первое: опыт муниципальной службы – есть или нет. Второе: знание законодательства…» - быстро проговорил г-н Шлосберг. «А как мы вот этот первый критерий будем оценивать?» - не унимался г-н Сорокин. «Ну как: либо есть в трудовой книжке запись о государственной или муниципальной службе, либо нет», - развел руками оппонент.
«Ну так у нас и так в требованиях прописано требование опыта руководящей работы» - пояснил причину своих вопросов Юрий Сорокин.
«Нет, ну там много страховых случаев прописано. Человек может иметь опыт руководящей работы где угодно, но если он имеет опыт работы в структуре муниципальной власти, мы должны учитывать это как преимущество», - разъяснил Лев Шлосберг.
«…Кстати, можно добавить – имеет ли опыт работы…. Это тоже очень важно» - вдруг словно очнувшись сказал Иван Цецерский. Можно было подумать, что это какой-то странный анекдот: если речь шла вообще о трудовом стаже соискателя, то в требованиях к кандидатам и так прописан пункт об опыте работы на руководящих должностях (то есть «прыщавый студент» или хронический тунеядец сити-менеджером стать не сможет). Но тут, после затянувшейся паузы, глава города добавил… «опыт муниципальной службы».
Неловкий момент разбавило «итого» от Льва Шлосберга: «Я думаю, что в сумме это будет около 10 критериев».
«Я думаю, что тут зацикливаться на ограниченное количество условий не надо – для нас может быть важен даже такой критерий, как, скажем, - произнес коммунист Дуля и, спустя паузу, приглушенно, словно говорит крамольные вещи, продолжил, - скобарь он или не скобарь. Чисто…»
«Жестко - в свою очередь рассмеялся Шлосберг. – Это будет фильтр!»
«Для нас важно назначить человека, который будет работать на пользу города!» - продолжил Виктор Дуля.
«Тогда надо вводить критерий знания истории», - шутя заметил лидер псковского «Яблоко». «А вот Лев Маркович затронул не совсем шутейный вопрос, - отреагировал Иван Цецерский. – Потому что на самом деле: если человек не знает историю Пскова, он не понимает, где, вообще, работает!»
Тут инициативу перехватил Юрий Сорокин, который обратился к инициатору «скобарского фильтра»: «Я думаю, Виктор Федорович, что критерий пскович-не пскович действительно будет фильтром. И у нас есть примеры, когда не псковичи, - тут я грешным делом подумал, что сейчас он скажет о знаменитом князе Довмонте, коли речь только что шла о знании истории, однако ошибся, - …когда не псковичи, особенно в последние годы… Ну, видны результаты их работы»
В результате определились, что по вопросу критериев члены комиссии отдельно соберутся в понедельник, 25 июня.
А еще они успели обсудить, что на сессии оглашать депутатам – только ли итоговые решения комиссии, или оценки каждого из ее членов, как предлагал Лев Шлосберг. Определились, что депутатам сообщат только итоговые оценки, но – отдельно по каждому из критериев.
Сергей Васильев