Волею «Инстаграма» Ивана Цецерского псковская общественность последние несколько дней в очередной раз задается вопросом, что делать с проявлениями вандализма в городе. Тема для Пскова далеко не новая, однако действенной «вакцинации» от проблемы в администрации муниципалитета так и не нашли. Если, конечно, не считать таковой аховые посты градоначальника в социальных сетях. Только это, вроде, не работает.
Новый «артхаус» от гопников Цецерский обнаружил во время прогулки. А потом так и написал, дескать, омрачил вандализм мою прогулку по городу с товарищами. Вообще, поводов испортить настроение главе Пскова в последнее время предостаточно: от неудачных результатов (на фоне оппозиции) на выборах в гордуму, до сдвигающихся сроков реконструкции некоторых объектов (стадион «Машиностроитель») в рамках Ганзейских дней. А тут на тебе, еще и вандалы отметились: повалили скульптуру лисы и мусорные урны в Детском парке, да к тому же через «наскальные записи» на областной администрации призвали чиновников решить проблему с дорогами в регионе. Где ж тут радостным ходить?
В этой истории удивляет реакция городских властей на произошедшее. Иван Николаевич предложил разобраться с вандалами силами… дружинников. Знаете, как пел Сергей Чиграков, «в конце концов, я еще не старик» и поэтому часто бываю в городе поздним вечером. Дружинников встречаю, мягко говоря, редко. А те, кого вижу, уж простите, едва ли смогут справиться или догнать гопника, списанного со среднестатистических лекал.
Единственный плюс от подобной профилактики в том, что она практически не требует финансовых затрат, а значит можно нацепить шоры и до следующей прогулки просто не замечать ничего вокруг.
При желании городской администрации можно посочувствовать. За всей гопотой действительно не углядишь. Когда пару лет назад хулиганы побили фонари подсветки стены Окольного города ниже устья Псковы вдоль Великой, начальник управления городского хозяйства Алексей Захаров голосом огорченного мальчишки жаловался, мол, отлично – каждый фонарь стоит по 50 тысяч. Поставить на место лису и урны, разумеется, обошлось дешевле, да и краска для фасада областной администрации не сильно ударила по городскому бюджету. Но тут другая проблема обнаружилась.Закрашенные надписи не совпадают с основным колером стен, заметил Иван Цецерский, а стало быть, сделал вывод градоначальник, туристы будут воспринимать город не лучшим образом.
На самом деле, туристы не воспринимают город должным образом из-за разваливающихся домов на ближнем Запсковье, например. Или из-за разбитых дорог, на ремонт которых 250 млн рублей в год, увы, недостаточно. К слову, надпись на администрации Псковской области в этом смысле показательный посыл. Ее можно было бы пока и не закрашивать, как напоминание властям.
По словам директора городского парка культуры и отдыха им. А. С. Пушкина Евгения Шелембы, акты вандализма в Летнем и Ботаническом садах происходят минимум раз в два месяца. Это замечательная реплика, которая свидетельствует о том, что, во-первых, гопота у ряда горожан сформирована на генетическом уровне, во-вторых, администрация Пскова удивительным образом ничего не предпринимает черт его знает сколько времени.
В опросе на сайте ПЛН (как следует бороться с вандализмом в Пскове?) горожане выбирают повсеместную установку видеокамер, попутно возлагая ответственность за происходящее на правоохранительные органы. Разопните меня, но единственный вариант борьбы с вандализмом – нормальное образование для молодежи. Развесьте камеры хоть по всему городу, а толку не будет. Подросток или хоть чуть-чуть соображающий гопник постарше замотают лицо шарфом, наденут капюшон и с удовольствием станцуют перед камерой.
Изначально не должно быть предпосылок для вандализма, их не должно быть в голове. Но пока в стране бюджет формируется с прикидкой, сколько нужно «Искандеров» для Сирии, средства на образование и культуру выделяются по остаточному принципу. А потом оказывается, что в отдельно взятом областном центре гопники особо не выбирают, что им испортить в следующий раз.
Конечно, тема воспитания и образования – это такой трюизм, который лежит на поверхности. Точно так же понятно, что ситуация не изменится в ближайшие лет десять или двадцать. Потому проблема, разумеется, шире, она не ограничивается судьбой малых архитектурных форм в Пскове. Жечь кнопки в лифтах, ломать почтовые ящики сейчас не так модно, но, тем не менее, некоторые подъезды, куда не добрался капремонт по-прежнему остаются экспериментальной площадкой для гопников.
Сюда тоже камеры вешать?
Владимир Капустинский