Кто сегодня может повлиять и при удачном стечении событий попытаться хоть немного изменить положение дел в стране? Кроме политиков, разумеется. Может, журналисты? Пожалуй, нет. Мало ли в СМИ проблемных материалов, которые могли бы привлечь внимание правоохранительных и контролирующих структур, а вызывают лишь гнев анонимных комментаторов? Но собака лает, караван идет. Сколько было исправлено по мотивам статей? Думаю, дай бог, если одна десятая. И это еще оптимистичная арифметика.
Может, блогеры? Опять же — нет. У Алексея Навального в «Живом журнале», как и у ряда других интернет-летописцев целый урожай спелого компромата на чиновников, но Бастрыкин с Маркиным совсем не спешат проводить проверки по фактам, что «нарыл» фонд борьбы с коррупцией: не вижу, не слышу, не говорю, не читаю зла...
Возможно, поэтому многие деятели культуры, такие как актеры, писатели и музыканты, все чаще открыто заявляют о своем несогласии с положением дел в стране. Видят, что СМИ не слушают, и тоже молчать не собираются. Поэтому Юрий Шевчук пытается понять незаконность «Марша несогласных», Андрей Макаревич пишет открытые письма Путину, Михаил Ефремов с Дмитрием Быковым делают программу, где осмеивают различных «господинов хороших»... Кстати, заметили как помпезно осветили по федеральным каналам шестидесятилетие Бориса Гребенщикова? У Ивана Урганта в гостях побывал, концерт по Первому показали, передачи про «Аквариум» прошли. В то же время шестидесятилетие Макаревича, по большому счету, осталось в стороне от телевизионных софитов. Просто один поддерживает политику государства, говорит, что такой уж народ никудышный ему достался, а другой делится своими впечатлениями после гастролей по стране и пишет о коррупции и откатах, в которых сегодня погрязла Россия.
Музыканты вообще разговор отдельный. Занимая активную политическую позицию каждый, конечно, руководствуется внутренним фильтром. Иосиф Кобзон, пускай он и не музыкант, предпочитает вместе с другими депутатами петь гимн избранникам России. Лидер петербургской рок-группы «Телевизор» Михаил Борзыкин наоборот, постоянный участник оппозиционных митингов и выступлений. В соседней Белоруссии вообще запретили выступать группе «Ляпис Трубецкой» за то, что Сергей Михалок сотоварищи открыто выступают против режима Лукашенко, который, по их мнению, не что иное, как форменный тоталитаризм. На Украине свою политическую позицию открыто выражает лидер «Океана Эльзы» Святослав Вакарчук. Сейчас меньше, чем раньше, но все же. Кстати, в свое время Вакарчук принимал активное участие в «Оранжевой революции». Вот так бунтарь-рок противопоставляет себя вечно согласной эстраде.
Казалось бы, не трогай ты десятиметровой палкой эту власть. Пой, пиши, читай, руби бабло. А нет, с чем-то не согласны, пытаются что-то изменить, до кого-то докричаться, вдруг услышат. Хотя дело здесь, вероятно, не в отклике. Куда важнее не идти на компромисс с собой и дать россиянину понять, что он не одинок в своих сомнениях и, подчас, нигилизме по отношению к отдельным проявлениям жизни.
Кто еще может повлиять на общественно-политическую жизнь в стране? Или хотя бы открыто выступить с несогласием. Силовики? Нет, конечно. Зачем, если у них крупные новогодние премии, соцпакет, постоянное повышение зарплат... Общественники? Вот здесь – пожалуй. Если для чего и стоило проводить выборы в сентябре прошлого года, так это ради победы в Екатеринбурге Евгения Ройзмана, основателя фонда «Город без наркотиков». Впрочем, вполне возможно, что это то самое исключение, которое подтверждает тезис, что сегодня повлиять на положение дел в стране почти невозможно.
Владимир Капустинский