В России просто не хватает людей. Нет, просто людей пока хватает, даже новые нарождаются. А вот подходящих людей не хватает. Всё больше остались неподходящие. Нет, они, конечно, не совсем неподходящие – к чему-то они подходят, но всё более очевидно, что это их «что-то» до добра не доведёт. Есть, например, ловкий и пронырливый чиновник средних лет, скромно и постепенно отстраивающий себе трёхэтажный домик в Уграде. Но сколько же можно нам работать на его благополучие? Есть какая-нибудь дама в шалях с восторженным придыханием во всём теле по поводу пушкинского духа. Но сколько можно высшие знания и ценности превращать в занудный фарс? Есть заурядные и весьма недалёкие люди, которые морщат лоб при словах «культурное наследие», пытаясь посредством узора морщин изобразить понимание. Но сколько можно выдавать за культуру затянувшуюся на десятилетия декламацию типа «Влейте свои ручейки в нашу реченьку и потечём по Псковской землице-матушке»?
Это не сейчас началось, конечно. Было время, когда учителя пошли колбасой торговать, а бандиты – президентов консультировать. Да так и осталось всё наперекосяк и шиворот-навыворот. Была модель – были в ней люди. Модель развалилась, а люди кое-как состряпали себе новую, но с голодухи да непривычки – хреновенькая получилась. Многие понимают теперь – нужна совершенно другая модель – современная, перспективная, живучая. Но что делать-то: кто ж заставит теперь владельца пяти ларьков с колбасой пойти учителем работать, или бандита вернёт в тюрьму, когда он уже губернатором стал, а завтра, гляди, в министры попадёт? Поэтому и говорят очень многие мыслящие, а потому и печальные люди, что перспектив у нас нет. Оптимизм сохраняют в настоящий момент только радикалы-анархисты, которым чем хуже, тем лучше.
Может быть, кто-то надеется на молодёжь, верит в неё и на неё уповает. Дело, конечно, его, но я бы поостерёгся сильно-то уповать. Среди этой самой молодёжи очень распространено скептическое отношение к самой себе. Главное, с чем мне приходиться бороться как преподавателю, это самоубеждение студентов, что они ни к чему не годные дураки. Сказать «Я ничего не понял» стало совершенно естественным. Важно понять, что деградации умственной нет, но есть деградация интеллектуальной и культурной самооценки. Нет, даже не деградация, а смещение – человек может оценивать себя довольно высоко, но как-то не в том, в чём хотелось бы, не в том, в чём нужно было бы.
Всё это в целом я могу просто определить как неадекватность – несоответствие действий и реакций реальным обстоятельствам. А когда и представления о реальности смещаются в зоны фарса, имитации, демагогии и лжи, то появляется и квазиадекватность, что значительно хуже. Всё как-то непропорционально и не туда выходит.
Возьмём частную проблему – пресловутый туристический кластер. С чего надо начинать его развитие? С реконструкции набережной? Представляю, живёт человек в Калуге и думает: «Поеду во Псков – там есть набережная». Даже представить смешно, а у нас на деле пытаются реализовать. Для города – очень важно, а для туризма – вторично. Начать надо было бы с бесплатных карт города в туристическом центре и с грамотного информирования о кафе, гостиницах и музеях. Вот, например, обычные туристические указатели на все значимые объекты обустроить – и то хорошо. В любом нормальном и уважающем себя городе это есть, а тут почему-то не догадаться. Неужели никто из этих комитетов по развитию хотя бы в Тарту ни разу не был? Всё это мне, например, просто смешно. Да и денег бюджетных это почти не требует – всё можно за счёт заинтересованных лиц из кафе, гостиниц и прочего устроить. Что получается – просто управленческая неадекватность, а может и, не дай Бог, злой умысел. Кто знает? Чужая душа – потёмки. И проходит деятельность этих чужих душ в потёмках отчётов, планов, целей, задач и заявок, результатом которых является простой и неказистый пшик, который в новинку удивляет, а будучи повторён дважды – вызывает отвращение. Смотришь на этих людей, бывает, и сам их внешний вид и стиль речей уже говорят о многом. Там, внутри какой-то модели они, возможно, и адекватны, но лично я открещиваюсь от их реальности как от кошмарного наваждения.
Артем Верле