Высшим силам было угодно, чтобы я почти месяц отсутствовал в родном городе и пропустил его день рождения. Меня не было, а он праздновал своё старение. Месяц – это не тысяча сто десять лет, но тоже срок немалый. Даже недолгое отсутствие позволяет взглянуть на место возвращения взглядом постороннего. Мне почудилось, когда я отправился в первою по возвращении прогулку, что я некий чужестранец, осматривающий места, где, оказывается, тоже живут люди. И что я увидел?
Путешествие моё началось с посещения автобуса, который и должен был привезти меня в сердце города. Оказалось, что маршруты обслуживаются кондукторами – старая как мир русская традиция, позволяющая трудоустроить массу замечательных женщин. И внутри, и снаружи всё выглядит так, что представить здесь систему электронных билетов так же маловероятно, как и маршрутку на Сириус. Всё добротно, по-старинке, даже хочется сфотографировать… Кстати, очень порадовало то, что к моим услугам было подано сразу два автобуса с одинаковыми маршрутными номерами. Можно выбирать на свой вкус: либо автобус с рекламой шоу обезьян недельной давности, либо автобус следующий, судя по информационному стенду, в пригород Женевы. Как бы там ни было, я благополучно добрался до центра сити.
Центральная площадь встретила меня приветливо. Тротуары асфальтированы, магазины уютно вмонтированы в первые этажи – эти апгрейды домов выглядят очень колоритно: можно забегать и сбегать по лесенкам, тренирую и ноги, и лёгкие. Всё облицовано добротно отваливающимся то тут, то там искусственным плитнячком. Очень милое место – длинный магазин под козырьком – он встречает заинтересованного путника неповторимым ароматом, разнообразием лавок, разгороженных хозяйственными решётками, узкими улочками и укромными уголками, где можно подлатать часы, купить собачьего корма на вес и закусить позавчерашней ватрушкой, обзаведясь по ходу дела золотым украшением.
Интересно устроены в городе ларьки с печатной продукцией. Мне пришлось ужом извиваться, дабы разглядеть хоть что-то за фасадным великолепием из дешёвой канцелярской продукции, раскорячившись при этом, простите, как рак. Забавно, наверное, наблюдать со стороны за этими извиваниями. Вернёмся немного назад. Там площадь украшена интересным декоративным сооружением сказочного содержания – в небольших нишах приютились милые гномики – прямо переносишься духом куда-нибудь в Шварцвальд, любуясь их истерзанным видом. Газон заботливо вытоптан там, где гражданам уже много десятилетий удобнее подходить к остановке и магазину. Перейдём дорогу и осмотрим обширно раскинувшуюся автобусную остановку. Небольшое, украшенное крышками люков возвышение облюбовала стая голубей, мирно уживающаяся с парой плешивых кошек. Разномастный народ живописно рассредоточился в ожидании транспорта. На покосившемся столбе угрожающе нависают доски с расписаниями автобусов, а по всей длине остановки тянется загадочный провод. Чуть в отдалении возвышается здание кинотеатра. Интересно заметить, что некоторые афиши под словом «Сегодня» имеют в виду, как оказалось, какое-то другое сегодня, но не сегодняшнее. Внутренние просторы кинотеатра описывать не берусь – здесь требуются перья Эмиля Золя и Ги де Мопассана. Отмечу только, что слово «дизайн» авторам этого убранства вряд ли знакомо.
Перед осмотром Кремля, направляюсь на противоположную сторону, где высятся массивные здания. Левое из этих зданий имеет крайне своеобразную архитектуру, в здании этом расположился огромный обувной магазин, где стёрший подошвы путник может сменить по-дешёвке свои сандалии – очень важное дело для центра города. В подвале – кафе, спёртый аромат которого вьётся аж над остановкой. А в завершении широкой и высоченной лестницы – ещё одна точка общественного питания. Зайдём туда на секундочку. Слова бессильны описать великолепие место сего, призванного окормлять страждущих странников. Уйдём-ка отсюда по добру, да по здорову, пока целы.
Ну, вот и всё. Ах, да – Кремль. А, впрочем, может не надо в Кремль?
Артем Верле,
Кандидат философских наук