Многих моих коллег и товарищей ввела в ступор одна из недавних новостей. Мы этой новостью обменивались и застывали в молчании, и о чем-то понимающе задумывались.
Прокуратура признала «иностранным агентом» Левада-Центр - старейший и один из крупнейших социологических центров России, независимый от государства, представленный замечательными учеными, выдающимися специалистами и просто хорошими людьми. Инкриминируется ему то, что он занимается «исследованиями политического характера на деньги иностранных заказчиков».
Основатель Центра, культовая фигура в отечественных социальных науках - Юрий Александрович Левада, фактически возродивший социологию в СССР, создавший первый социологический институт в нашей новейшей истории - Всесоюзный (ныне - Всероссийский) центр изучения общественного мнения, автор нескольких замечательных книг, умнейший, открытый и добрый человек. В 2003 году государство со скандалом добилось изгнания Левады из ВЦИОМа, вместе с ним ушли и все восемьдесят сотрудников, основавших впоследствии Левада-Центр. Сам Левада умер в своём рабочем кабинете в 2006 году. История вечной борьбы за возможность хоть что-то изучить и понять… И вот опять, уже после смерти, Леваду не могут оставить в покое. Нынешний руководитель Центра - Лев Гудков, выдающийся учёный, единогласно избранный на эту должность после смерти Юрия Левады, уже семь лет бьётся за право быть объективным – бьётся, причём, как с властью, так и с многими из её оппонентов.
Ну, ладно, положим, перекрыть транспарантом интенсивное пешеходное движение на Пушкинской площади - это уголовное преступление, но, что заниматься наукой - тоже уголовщина… Это сюрприз. И так-то науки почти нет, так ещё и это «почти» задавить? Интересная получается «политика модернизации»…
Что же это такое?
Я отсюда всего не вижу, но сдаётся мне, что на основе подобной мотивации можно прикрыть всё, что угодно, а уж если речь о каких-то исследованиях, то и мотивировка не нужна – просто: «А ну пошёл вон! Интеллигент, проклятый! Вырастили на свою голову! А ещё очки надел!» Что это, действительно, он тут копошится, да ещё и не понятно на какие-такие шиши... А политологов вообще сразу в цугундер, от греха подальше, ещё додумаются до чего-нибудь, что-нибудь поймут, не дай Бог… А историки? Что это они там изучают? Шестнадцатый век? Политику (!) Русского государства? А на чьи денежки? Мы им не платили… Биолог, профессор, член международных (!) ассоциаций, изучает тут наших (!) микробов, а потом там (!) на симпозиумах всю правду-матку о них рассказывает… Разве так можно?! А физик? Американскую стипендию получил, а тут у нас родные наши российские электроны да протоны изучает и в ихние журналы всё о них докладает. Да ведь с этим реально надо бороться! Закрыть! Убрать! Уничтожить!..
Ну и до каких ещё высот способна подняться страна, вооружённая атомной бомбой и погрязшая в фанатизме, человеконенавистничестве, скудоумие и теории заговоров?
Дело в другом, скажут многие, – дело в «иностранных деньгах». Вот тут я и хочу возразить. Давайте представим себе такую ситуацию: некая российская организация финансирует дорогостоящие социологические исследования в штате Мичиган. Трудно представить? Почему трудно? Во-первых, зачем это ей вообще хоть примерно может понадобиться, во-вторых, скорее всего сами американцы эти исследования и финансируют. Один современный американский проект по картированию нейронной деятельности мозга, осуществляемый Институтом здоровья, по финансированию в два раза превышает совокупные расходы России на собственные фундаментальные исследования. И кто виноват, что наших учёных никто кроме иностранцев не финансирует? Может быть иностранцы виноваты?
Вероятно, как и всё, что происходит в нашей стране, и эта акция есть либо великая тупость, либо великая хитрость. В любом случае (есть такая примета) – хорошего не жди. Тут уже, друзья, не до философии… Того и гляди…
Артем Верле, кандидат философских наук