Навсегда.
Покидают нас, чтобы никогда не возвращаться.
Уходят вопреки нашему желанию оставить их на грешной земле, но в полном соответствии с циничными законами природы, следуя которым, молодые клетки вытесняют отживший своё биологический материал.
Да, наверное, так и должно быть. Но… не должно!
Потому что нарушается закон равновесия, когда убывает нечто большее, а прибывает нечто меньшее. Уходят титаны, глыбы. На смену приходит горсть щебёнки.
Нет, я не говорю, что всё уж совсем плохо. Есть актёры из так называемой новой гвардии, работой которых я восхищаюсь, – Евгений Миронов, Виктор Сухоруков, Сергей Безруков, Алексей Серебряков, Александр Балуев. Это то, кого вспомнил навскидку. Если подумать – вспомню ещё. Но в любом случае число этих актёров не превысит двух десятков. Практически всё остальное – это профнепригодная сериальная шушера, неизвестно/известно как попавшая в мир российского синематографа.
Между тем, с удивлением узнаёшь, что путь великих актёров в самом его начале был весьма тернист. Юрий Васильевич был одним из тех, кому хотели закрыть дорогу как на театральные подмостки, так и на голубой экран. Двадцатилетний Юра подал документы во ВГИК. Вердикт приёмной комиссии прозвучал как приговор: «нетелегеничен». Однако в Щукинское его всё же взяли. Но учёба, что называется, не шла. Дошло до того, что первый курс он окончил с «неудом» по актёрскому мастерству. А ведь это, простите, основная дисциплина. В общем, дело вполне логично шло к успешному отчислению. И однозначно отчислили бы, если бы не Юрин педагог Цецилия Мансурова, которая смогла разглядеть в молодом человеке будущего гиганта отечественного театра и кино.
Но Яковлев был не единственным, кого пытались «запороть» на самом старте.
Тот же самый Леонид Куравлёв, коллега по фильму «Иван Васильевич Меняет Профессию», чей вход в мир кино также не был триумфальным. Во ВГИК с первого раза не поступил – с треском провалился на экзамене. Да и будучи студентом был дважды под угрозой отчисления.
А Юрий Никулин? Его вообще никуда не принимали – ни во ВГИК, ни в другие театральные институты. Все комиссии указывали на отсутствие актёрских способностей. В итоге в кино пришёл через цирк, где отработал полвека и директором которого стал.
Да что там говорить – сам Вячеслав Тихонов в далёком 1945 году провалил попытку поступить во ВГИК, и если бы не вмешательство профессора Бибикова, то мы, возможно бы никогда не узнали всю широту таланта актёра. Справедливости ради нужно отметить, что молодой Слава полностью оправдал надежды профессора и закончил ВГИК с отличием.
Неудачи на киношном Байконуре преследовали и других народных любимцев – Ролана Быкова, Владимира Этуша, Леонида Быкова, Александра Абдулова, Маргариты Тереховой… Но несмотря на это они стали теми, кем стали. Они – легенды. Киноленты с их участием – это золотой фонд нашего кино. Но задумайтесь: если в своё время ставили под сомнение профессионализм ЭТИХ людей - то что можно сказать о кумирах сегодняшних?
Мне скажут: раньше отбор был строгий, и вся масса абитуриентов просеивалась сквозь неприлично мелкое сито, и идеологический критерий был не последним фактором, и скольких выгоняли и т.д. и т.п. Наверное, это правда. Выходит, сегодня данное сито либо слишком крупноячеистое, либо вообще дырявое. И посему на выходе имеем бесчисленное количество сериалов, зашкаливающий уровень чернухи и небывалый рост жанра «стэндап» с уровнем ниже плинтуса и юмором ниже пейджера.
Оно ясно – мерилом всего и вся стали деньги, которые куются процентами рейтинга, коэффициентами телесмотрения (вот словцо!), количеством рекламы и прочими вещами, которые лишили кино, театр и ТВ воспитательной роли. А «реальное» бабло срубить можно, если потакать страстям, прихотям и похотям большинства, то есть толпы. И это грустно.
Давайте чаще вспоминать НАСТОЯЩЕЕ, а не его дешёвые суррогаты. Давайте помнить тех Мастеров, которые ушли и аплодировать Мастерам ныне здравствующим. Тем самым, которым так сложно найти себя в Новой (прости Г-споди) России. Тем, которые вышли из той, старой школы. Той школы, которая воспитала и подарила нам Юрия Васильевича Яковлева.
Вечная ему память.
Пока готовился материал, в США трагически погиб актёр Пол Уокер, звезда франшизы Fast&Furious. Масштаб, конечно, несравним, но жаль, что так рано…
Майк Миханзон