Центр города. Улочка Профсоюзная. Именно она соединяет Октябрьскую площадь и выход к реке Великой. Именно здесь величественно расположен обновлённый ЦУМ, навязчиво предлагающий все или почти все мирские блага искушённому покупателю. В двух шагах от ЦУМА сверкает огнями магазин «Алмаз», приветливо приглашая не самых бедных псковичей выгодно вложить деньги в вечные ценности. Часть людских потоков пытается оттянуть на себя областная библиотека, расположившаяся чуть ниже по улице, ближе к реке. Но народная тропа к ней хоть и не зарастает, но и не ширится. Ничего не поделаешь – такова примета времени.
Старая добрая Профсоюзка… Одна из самых коротких (всего пара сотен метров) и многострадальных улиц нашего города. Некогда тихая и уютная, она не избежала печальной участи других улиц центральной части Пскова.
Здесь стало больше торговли. Оно и понятно – центр есть центр. Риэлторы, отжимающие у доверчивых бабулек убогие хрущёвки на первых этажах, ловко отдают помещения под бутики, салоны, магазины и прочие забегаловки. Такие квартирки – лакомая доля рынка недвижимости, поэтому процент нежилого фонда будет только расти. Глядишь, лет через пять таких магазинчиков будет больше раза в полтора. А то и в два.
Говоря о Профсоюзке, нельзя не упомянуть об Октябрьском проспекте и об улице Советской. Фигурально выражаясь, это – три артерии, питающие «сердце» - Октябрьскую площадь. Так сложилось, что последняя стала фактически единственным местом проведения подавляющего большинства городских мероприятий – легкоатлетические пробеги, сельскохозяйственные ярмарки, дни города, новогодние гуляния и другие так полюбившиеся псковичам всероссийские масленицы.
В общем, деловая, торговая, культурная и развлекательная роль Центра повышается. Каждый из нас минимум раз в день здесь бывает – что-то купить, где-нибудь перекусить или кого-либо встретить. А то и просто отдохнуть, тем более что в будущем году обещают открыть обновлённый Детский Парк. Всё меньше народу сюда идут пешком, чаще стараются на автобусах или на машинах. Причём, наличие последних, по сути дела, и сподвигло меня к написанию этой статьи. Автомобилей стало много. Даже слишком много. Авто перестало быть роскошью, теперь это предмет повседневного обихода, помощник в быту. Впервые за долгие годы машина стала сверхдоступной – за руль сели студенты, домохозяйки, пенсионеры и даже профессиональные сборщики стеклотары. И, кажется, ничто не может удержать современных россиян от соблазна обладания личным транспортом – ни рост цен на топливо, ни грабительские проценты по кредиту, ни идиотский транспортный налог, ни ОСАГО, ни расходы на ремонт и обслуживание.
В итоге – российская муниципальная транспортная инфраструктура оказалась не готовой к возросшему числу машин. Самые яркие примеры – Москва и Ленинград. Не сильно отстают от них города поменьше – Омск, Томск, Красноярск, Ростов, Новосибирск, Челябинск и другие. Но сигналы SOS посылают и малые города, к числу коих относится и Псков. Что же делать? Как быть?
На форумах то тут, то там раздаются истерические возгласы о том, чтобы сделать центр Пскова пешеходной зоной. Дескать, это обеспечит безопасность, сохранение культурного фонда и так далее. Отличная идея. Но неправильная. При реализации этой затеи в любом варианте город встанет в пробках на периферии. Первыми умрут Рижский, Октябрьский, Труда и Поземского. Вслед за ними – Коммунальная, Юбилейная, Фабрициуса, Горького и далее все остальные. Резко возрастёт нагрузка на мосты. Несколько облегчить последствия такого нокаута можно, проведя мероприятия по усовершенствованию улиц, как лежащих вне Центра, так и примыкающих к нему. Справедливости ради скажу, что у Пскова есть некоторый ресурс для увеличения пропускной способности дорожной сети путём расширения некоторых улиц. Это Октябрьский проспект, Яна Фабрициуса, Рижский (после сноса «Коровника»), Горького. Однако это сложно, долго и очень дорого. Но даже если всё это воплотить в реальность, то проблему пробок на объездных улицах это не решит. Автомобилей всё равно СЛИШКОМ МНОГО. Кроме того, что делать с общественным транспортом и оперативными службами, которые по-прежнему захотят курсировать через пешеходный Центр?
В общем, проект пешеходного центра отпадает. Не можем мы себе этого позволить.
Двигаемся далее. При ближайшем рассмотрении проблемы оказывается, что дороги используются нерационально. Какой бы широкой ни была улица – её невозможно использовать во всём диапазоне ширины. Всё большее число дорог перестают быть ПРОЕЗЖЕЙ ЧАСТЬЮ, становясь парковочной зоной. Итогом имеем сужение, затруднённый проезд и, как следствие, повышенную аварийность. Например, улица Советская от ЦУМа до ВТБ24 и Профсоюзная по всей длине. Автомобили ставятся с обеих сторон улиц, и порой проехать можно бывает только в одном направлении, реверсивно. В этом отношении интересна позиция городских властей и ГИБДД. Они, видимо действуют по принципу: если не можешь победить проблему – забей на неё или сделай вид, что борешься. Вот и происходит либо бездействие, либо имитация. Проиллюстрирую двумя примерами.
На Профсоюзке, прямо напротив «Алмаза», стоял знак «Остановка запрещена». На него клал с прибором и стар и млад. Храня честь мундира, доблестные сотрудники ДПС периодически устраивали рейды в это место и как бы штрафовали нарушителей. Но радикально картину это не меняло. Поэтому решили плюнуть на это неблагодарное дело и открутить знак к чертям собачьим. Видимо, смекнули, что в соответствии с законами парадоксальной психологии, водители, проявляя врождённый бунтарский дух, нарочно (из вредности) нарушали запрет, а с отменой данного ограничения они, конечно же, проявят гражданскую дисциплину и парковаться там перестанут. Однако ничего подобного не произошло. Парковаться стали пуще прежнего, чуть ли не ко входу в «Алмаз» стали заезжать.
В этом же месте на Советской решили сымитировать заботу о дорожном движении, установив на одной стороне знак о запрете остановки по чётным числам, на другой – по нечётным. Не нужно быть крутым спецом в области организации дорожного движения, чтобы предвидеть последствия. Тут нужно быть человеком и немного психологом. Вы, сидя за рулём и ежесекундно маневрируя в потоке, всегда держите в голове сегодняшнее число? Лично я – нет, каюсь. Я и номер собственной машины вспомню не сразу. А тут надо вспомнить число, прикинуть «чёт-нечет» и успеть принять решение об остановке. Короче, пока соображаешь, место займёт другой автомобиль, бойкий водитель которого не будет парить мозг пустыми и бесполезными рассуждениями. В общем, и эта благая затея обернулась пшиком. И за нарушения никого не наказывают.
Так что проблема избыточного присутствия транспорта в Центре прогрессирует. Меньше она точно не станет. Значит, в любом случае придётся что-то делать. Если не через год, то через два. Или через три, учитывая «расейский» менталитет. Будем терпеть до последнего, как перед визитом к зубному. Дождёмся до того, что увидим застывшие автомобильные потоки от Народной до Вокзальной и от вокзала до «Империала».
Как же разгрузить Центр?
Можно, например, схватившись за сердце, обратиться к псковичам по ТВ призывом пересесть на велосипеды или ходить пешком. Тем более, в интернетах часто слышно фразы типа «а нафига тебе тачка – весь город за полтора часа обойти можно?» Но держу пари – люди не особо проникнутся этой идеей. Во всяком случае, массово. Хотя есть тенденция к увеличению числа велосипедистов, хоть и незначительная. Так что это не наши методы, Шурик ©.
Также можно увеличить количество парковок. Только вопрос – где их создавать? Центр подвергается интенсивной застройке. Там, где вчера был пустырь – ныне элитный жилой или офисный фонд. И всё же место под паркинг поискать можно. Например, территория бывшей ТЭЦ между рекой Великой и баней на Советской. Возможно, само здание через несколько лет переделают под ночной клуб с названием «Central Heating Club», но ведь это будет нескоро. А пока можно смело благоустроить территорию и организовать там стоянку. Либо бесплатную, либо по приемлимой цене.
Кстати, насчёт платного паркинга. А почему бы и нет? Уже слышу проклятия в свой адрес и прочую анафему. А зря - всё равно к этому придём. Рано или поздно, придётся перенимать опыт соседей в лице Таллина, Тарту или Риги. Кстати, будучи намедни в последней, своими глазами видел, как это работает. Неторопливые латыши аккуратно паркуют свои Ауди, Мерседесы, БМВ и другие пежо, чинно подходят к паркоматам и, не теряя человеческого достоинства, оплачивают стоянку. В результате город более-менее дышит – нету ужасных пробок и проехать можно практически без проблем. Возможно, дорого парковка стоит – да, согласен: ценники доходят до лата за час. Но никто и не требует платить по рублю за минуту в Пскове! Давайте выработаем собственную ценовую политику, оптимально подходящую нам.
Кроме того, давайте заставим ГИБДД работать. Надеюсь, сотрудники ДПС помогут знакам «Остановка Запрещена» вновь стать функциональными дорожными единицами, а не оставаться формальной декорацией края проезжей части.
Давайте, и сами будем разумнее. Будем более взвешенно выбирать место и способ парковки, не создавая проблем другим участникам движения.
Данный материал прошу считать открытым письмом в адрес городских властей и прочих структур, ответственных за состояние муниципальной дорожной инфраструктуры.
Майк Миханзон