Что мне нравится у китайцев, так это термосы. Особенно те, советских времен, которые добывались по сугубому блату, с огромными розами на металлических корпусах. Что мне нравится в нашем правительстве, так это сходство со знаменитыми термосами. Оно респектабельно с виду, оно окружило себя почти непробиваемой стеной, но вот производимые им идеи оказываются на поверку как та самая зеркально-стеклянная внутренность термоса. Блестящая, быть может, но хрупкая.
Хотя далеко не частная история, о которой сегодняшние заметки, началась давным-давно, за точку отсчета возьму декабрь прошлого года. Именно тогда в интервью изданию «Лента.ру» глава Минстроя Михаил Мень сделал сенсационное открытие. Оказывается, 16 тысяч, работающих в нашей стране управляющих организаций, дальше - внимание: ведут «нешуточную борьбу» за потребителей. Из чего следовало, что одна из важнейших задач реформы ЖКХ - привлечение частного капитала в эту сферу деятельности. Необходимое дополнение от себя к сказанному министром: управляющие организации, - это, как, надеюсь, читатели в большинстве своем согласятся, все то, что связано с текущим содержанием жилых домов и, опять же, текущим, ремонтом.
Ключевая фраза здесь, конечно же, по поводу «нешуточной борьбы» за потребителей. Спору нет, страна у нас большая, и, возможно, кто-то где-то и «борется». Нет, я даже допускаю, что микрорайоны новостроек в ближайшие десять-двадцать лет после их сдачи могут представлять потенциальный интерес, как потребительский бизнес. Только потребителем выступать будет как раз сама управляющая организация. Мне хотелось бы посмотреть на нормального адекватного капиталиста, который будет вкладывать свои средства в хрущевки, говоря вообще, или, применительно к Пскову, в наши дома на Псковкирпиче, на Шоссейном переулке, в общежития на Льва Толстого или на Плехановском посаде и дальше по списку.
Недавно всплыли четыре многоквартирных дома, от которых отказались все, включая МБУ «Жилище». Стоимость ЖКУ с квадратного метра была там около десяти рублей. Стандартная, в основном, для нашего города. Посчитав реальные затраты по ним, дома выставили на конкурс с ценой почти 28 рублей за метр и … не поступило ни одной заявки. По логике вещей должен состояться новый конкурс с еще более высокой ценой. И чисто теоретически можно предположить, что его выиграет некое иногороднее ООО, чтобы хотя бы несколько месяцев пособирать деньги с добросовестной части жильцов, а потом просто испариться. Но ведь и в этих домах тоже живут люди!
Не прошло и полгода, как заместитель министра Андрей Чибис обозначил стратегическую задачу Минстроя - до 2020 года перевести 80 процентов унитарных предприятий ЖКХ в управление частным компаниям. Посыл примерно тот же, что и в предыдущем случае: на данный момент менее 15 процентов организаций управляются частниками и ведомство стремится привлечь бизнес в эту сферу. А дальше, обратите внимание, «стратегия развития ЖКХ будет окончательно оформлена в августе 2015 года и осенью ее вынесут на рассмотрение правительства». Воленс-ноленс, но из этого следует, как минимум, два вывода. Первый, - до этого стратегии не было вообще, что слишком похоже на правду. Второй – это то, что предыдущая стратегия провалилась, что тоже очень смахивает на истину. Само собою, это обещание тянет за собою уже не раз упоминавшееся и обсуждавшееся, в том числе и на ПЛН, слово «концессия». Свою точку зрения на этот счет уже высказывал, повторяться не буду, тем более что одной концессией, похоже, в Минстрое ограничиваться не намерены. На повестку дня в очередной раз может быть поставлено условие обязательной приватизации унитарных предприятий. Тем более что предлог, и весьма благовидный на первый взгляд, лежит под руками: в стране кризис, соответственно, выгодно продать. Продолжение этой истории я уже слышал в свое время в одной из зарубежных командировок, как под предлогом пополнения городского бюджета продали водоканал, а потом, спустя несколько лет, когда в буквальном смысле всё г… поплыло наружу, срочно брали кредит в банке и выкупали его обратно.
Сообщения о начавшейся осенней сессии Госдумы напоминают в этом отношении своего рода сводку боевых действий, но - разрозненных партизанских отрядов. По данным Федеральной службы по тарифам с первого июля коммунальные услуги в среднем по стране выросли на 8.3 процента. Сильнее всего подросло водоснабжение – 9.1 процента. Электроэнергия добавила 8.5, тепло – 8.4, газ – семь с половиной. Взносы на злополучный капремонт разнится от трех рублей за метр в северной столице до 15 в Москве. Инициатив в Госдуме – не счесть. Владельцев не отремонтированных домов предлагают от взносов освободить. Размер коммунальных платежей, по крайней мере, в той части, что регулируется субъектами Федерации, предлагают ограничить. Предлагается установить норматив, свыше которого плата за ОДН взиматься не будет. Пенсионеров старше 80-ти лет, особенно одиноких, от уплаты взносов на капремонт освободить. Ввести в 2016 году мораторий на рост тарифов. Размер взноса установить в один рубль за метр. И это далеко не полный перечень. Помнится, уже было прямое поручение о том, чтобы ежегодная индексация роста тарифов не превышала уровня инфляции.
Отбросим элемент предвыборной риторики, осень все-таки на календаре. А на будущий сентябрь еще и думские выборы запланированы. Оставим сухой остаток. Попробую заочно сформулировать, как мне кажется, простой, обывательский вопрос Минстрою. Вы там действительно всерьез полагаете, что одновременно в развитие сферы ЖКХ будет вкладываться частный бизнес, имеющий целью извлечение прибыли, но при этом парламент, правительство и субъекты Федерации будут всё регламентировать и регулировать, побуждаемые необходимостью сохранять в обществе зыбкое равновесие?! Или таким образом всего лишь собираются, используя частный капитал, как коллекторов, не мытьtм, так катаньем выбить один триллион долгов и неплатежей в этой сфере?! И если это и есть суть «новой» стратегии, то лежачего, то бишь ЖКХ, будут и дальше бить все кому не лень. Долго и нещадно.
Евгений Самуйлов