Прошло достаточно времени после завершения фактически так и не завершенной реконструкции Детского парка, на которую ушло 93 миллиона бюджетных средств, чтобы прогуляться по нему и визуально, и документально. Что касается прогулки, то первое, что приходит на память - это известная реприза Райкина на тему: «Кто сшил костюм…?». Только по 94-ому ФЗ, сидя в другом далёком городе России, никогда не ходя по Детскому парку и не собираясь этого делать, можно было нафантазировать весь этот набор безобразий, который потом с лихвой дополнили подрядчики. Вы, наверное, тоже будете смеяться, но легендарный теперь «Поезд «Чух-Чух» был приобретен подрядчиком у …ОАО «Великолукский мясокомбинат». Правда, доподлинно неизвестно: детские аттракционы для него - профильная основная продукция или отходы производства?!
Честно говоря, читать документы об этой эпопее нисколько не менее занимательно, чем спотыкаться об углы неправильно спланированных дорожек. Попробуй кто-нибудь, даже делая что-то за счёт своих средств, не оформить вовремя нужный документ - проверяющих организаций и надзорных органов - аж 36. Что же до Детского парка, то, хотя в аукционной документации заявлен вид строительства «реконструкция», однако разрешение на нее управлением городского хозяйства получено не было. Как, впрочем, до недавнего времени не было и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. И, уж совсем скверно и не к лицу уважаемым организациям звучит то, что основной правоустанавливающий документ - свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком получено только 28 января 2013 года, хотя работы были начаты на объекте ещё в 2012 году. Правда, возможно уже в самом этом был для кого-то свой резон, если Счётная палата области выяснила, что ещё на этапе формирования начальной максимальной цены контракта она была завышена на 2,8 миллиона рублей.
Чтобы картина получилась ярче, лучше писать её крупными мазками, да и, к тому же, на детали тут просто не хватит места. Печально известный, но тогда действовавший 94-й ФЗ не допускал при заключении и исполнении контракта изменение его условий по соглашению сторон или в одностороннем порядке. Однако в ходе исполнения контракта № 21 изменения в него вносились семь (!) раз, три из этих соглашений касались ни много ни мало, а изменения объемов и видов работ. Причём формулировка решения, принятого на одном из совещаний звучала дословно следующим образом: «На основании первоначальных смет составить максимально приближенные сметы по факту выполненных работ»…?! Но при всем при этом остались фактически не выполненными дорожки и площадки с покрытием из гранитной брусчатки на сумму 1,3 млн руб.; не была построена площадка с покрытием из бетона под каток (роллердром), которая потянула на 2,5 млн руб.; зеленый театр, который и в целом шёл с огромным скрипом, так и остался без сцены и ограждения; не повезло деревьям, которые требовали пересадки, и кормушкам для птиц. Но зато невыполнение работ, предусмотренных аукционной документацией, необоснованное завышение начальной цены, а также уменьшение объемов работ позволило изыскать средства на замену материалов на более дорогие, но, как показало время и проверка Счётной палаты, менее качественные.
Отдельная история с тем, что Детский парк и Анастасиевский сквер - это зоны особо охраняемые, входящие в культурный слой древнего Пскова и порядок работы на них - тоже особый. Но, как нас уже приучили в нашей стране, нет такого правила, из которого бы не было исключения. Увы, но разрешением на проведение работ на территории объекта культурного наследия, ни заказчики, ни подрядчики в ходе реализации проекта не располагали. Помните, что по мере приближения долгостроя в парке к завершению, самым частым, похоже, был вопрос: «Ну, а лестница - то? Ну, когда же?» А никогда! И разгадка проста в свете вышесказанного. Недаром и с зеленым театром тянули до последнего. Работы и там, и, особенно, на лестнице требовали археологических раскопок. И, обратите внимание, чтобы подрядчику не делать их, заказчик отказывается от благоустройства одного из ключевых элементов парка?! Парадокс и изрядный. Но на данном объекте - не единственный. Ведь, при отсутствии документов, подтверждающих согласование на проведение проектирования и выполнения работ, при отсутствии сведения о проведенных археологических раскопках, оплачены деньги за археологическое сопровождение (наблюдение) за работами… которых не было.
Абзац посвятим парадоксам. Только тот, кто не занимался стройкой, не знает, что заказчик по ходу дела просит что-то изменить. Вроде, по закону не положено, но хотя бы по-житейски объяснимо. В ситуации с Детским парком всё с точностью до наоборот: инициатором всех и весьма дорогостоящих изменений выступал … подрядчик. Например, в проекте не была предусмотрена ликвидация дорожек. Её производили и при этом засыпку осуществляли весьма дорогим плодородным грунтом. При устройстве дорожек из брусчатки подстилающий слой стал на пять сантиметров тоньше, чем планировалось, а куда делась демонтированная плитка, вообще доподлинно неизвестно.
Со скамейками вообще беда. Все три их вида были изменены по отношению к проектным решениям, причём все три изменения были сделаны в сторону удорожания и произведены - ну, конечно же - по инициативе подрядчика. Худо ли, плохо ли, а только на этом маневре накапало 1,8 млн рублей. В этом деле главное – изобретательность. По проекту газоны предполагалось сеять тракторной сеялкой, поскольку на дворе, как-никак, а 21-й век, но, судя по актам, их решили сеять по старинке - вручную, зато в два с половиной раза дороже. Правда, для такого эффекта необязательно идти по пути удорожания: например, площадь покрытия «Мастерфайбер» по сравнению с заявленной в контракте просто уменьшили на 409 квадратных метров, а эффект получился равный 2,4 млн рублей. И это далеко не полный перечень далеко не детских шалостей.
Чем подытожить это грустное цитирование? На мой взгляд, что бы по-настоящему украсило Детский парк, - так это красивая решетка со стороны Октябрьского проспекта и улицы Советской, но, то ли фантазии проектировщикам не хватило, то ли то, что над землею труднее поддаётся освоению. Красивая решётка – это тебе не клумбы на газоне в виде могильных холмиков на заброшенном деревенском кладбище. Хотя то, что фантазия, её реальное осуществление и людская благодарность сосуществуют рядом, лучше всего продемонстрировала парковая скульптура, подаренная «Мегафоном» и ставшая подлинным украшением парка. И это уже не мой взгляд: от тысяч благодарных рук она скоро из бронзовой превратится в золотую…в самом лучше смысле этого слова.
Евгений Самуйлов