То, что человек оставляет каждый миг после себя, в разных случаях называется отбросами, мусором, а на официально-канцелярском языке звучит как «твердые бытовые отходы». По мере того, как жизнь становится более цивилизованной и обустроенной в бытовом отношении, мусора только прибавляется, причём такого, который, в отличие от прошлых веков, разлагаться сам не собирается, по крайней мере, в ближайшем веке. Правда, как уверяют люди, знающие это не понаслышке, нынешние свалки, особенно вокруг больших городов, - это в буквальном смысле «золотое дно». Туда вывозится такое и в таком количестве, что просто диву даешься. Но речь сегодня не об этом. А, всё-таки, именно об утилизации мусора. Ведь, судя по некоторым приметам, что-то похожее в некоторых городах и странах Европы можно было наблюдать, забастовка именно мусорщиков, а не авиадиспетчеров или врачей может привести к отставке не только мэра города, но и правительства целой страны. Впрочем, что-то подобное и у нас в городе лет десять назад разворачивалось отнюдь не на шутку. Но обо всём по порядку.
Полигон ТБО, а в просторечии «свалка», был спроектирован и построен в Пскове в послевоенные годы. Он исходил из конкретной ситуации тех лет, а также из тех прогнозов развития города, которые строились по тогдашним меркам. Полигон располагался в ту пору достаточно далеко от города, правда, не далеко от реки Великой, но там вполне подходящая для этого гидрогеология. Расчётный срок его эксплуатации был 50 лет, и он истёк в конце прошлого века, причём, последние годы, работая на пределе, поскольку город вырос, и свалка оказалась практически в его черте.
Примерно с этого времени полигон стал не только проблемой жилищно-коммунального хозяйства и экологии, но и политики. В ходе избирательной компании по выборам мэра в 2000 году эта карта, как и уборка города от мусора, разыгрывалась по определенной схеме. Под это даже создали общественное движение «Уютный город». Градус общественного недовольства был настолько велик, что Евдокименков вышел во второй тур. В полном объеме эту карту разыграли в ходе избирательной компании 2004 года, когда в ход против Хоронена свалка пошла в полном масштабе: с судами, прокуратурой, МЧС, санэпидстанцией, введением режима чрезвычайной ситуации и т.д. Не помогло во многом потому, что за предыдущий срок Хоронен сумел решить проблему уборки города, а вот проблема полигона ТБО так и осталась. А поэтому, накануне или в ходе тех или иных избирательных кампаний, а равно резко обострявшихся конфликтов между губернаторами и мэром Пскова, свалка периодически горела, и въезд на неё ограничивался, а город начинал задыхаться и от дыма и гари, и от мусора.
В 2011 году прокуратура города инициировала судебное разбирательство по данному поводу, и суд обязал администрацию города к первому января 2015 года прекратить эксплуатацию ныне действующей свалки. Достаточно большой срок был дан для того, чтобы найти пути решения этой проблемы, поскольку лёгкими и быстрыми они не могли быть по определению. На очередной планерке в администрации города в феврале этого года представитель прокуратуры напомнила о том, что они держат исполнение этого судебного решения на контроле. Возможно, это тоже всего лишь хорошая мина при плохой игре, поскольку им, как никому другому известно, что есть особый порядок исполнения подобных судебных решений, а в бюджете города на этот год на данные цели не заложено ни рубля. А, кроме закрытия старого полигона, нужно ещё иметь и новый.
Город уже на протяжении ряда лет пытается, так или иначе, решить вопрос с местом размещения полигона ТБО. Поскольку в границах населенных пунктов он располагаться не может по санитарным нормам, то в любом случае место для него нужно искать в каком-то из районов области. В разное время предлагались разные варианты такого полигона в Псковском районе. И всякий раз муниципалитет находил какую-то возможность отказать в этом, чаще всего, ссылаясь публично на якобы экологическое благополучие для жителей, а на самом деле банально ставя вопрос перед городом и областью и том, чтобы они компенсировали это району прямыми денежными средствами. Этот пинг-понг продолжается уже несколько лет, и при этом все прекрасно понимают, что отправлять мусор на Луну Псков не будет. При этом все стороны в нужном для них направлении пользуются разночтениями в федеральном законодательстве, которое определяет, что сбор и вывоз отходов – это полномочия местного самоуправления, а строительство межрайонных полигонов ТБО – это полномочия субъектов федерации. Это логически объяснимо, поскольку не может быть построен полигон ТБО на территории другого муниципального образования без согласия всех сторон.
Справедливости ради следует сказать, что проблема не нова и на территории Палкинского района ещё в 80-е годы прошлого века была выбрана площадка под полигон ТБО с надлежащей гидрогеологией, и к ней построена дорога, и она частично используется, поскольку была подготовлена под складирование отходов надлежащим образом. Нравится это кому-то или нет, но этот полигон уже отведён и оформлен, существует и будет существовать. Что же касается большого межрайонного полигона для северных районов области. Те, кто говорит категорическое «нет» в Палкинском районе, одновременно должны сказать столь же категорично, а в каком тогда районе они планируют его разместить: в Островском, Порховском или любом другом.
Компромисс, который возможен сегодня. Кстати, именно так вопрос ставил в своё время Псковский район, уверен, что с таким вариантом согласится и Палкинский: компенсируйте нам возможные издержки каким-то иным способом: газифицируйте наши деревни, заасфальтируйте дороги и т.п.. Сделать это напрямую из бюджета области в чистом виде вряд ли будет возможно, но вполне законно будет выглядеть вариант, если все районы северной зоны (южной, в свою очередь) заключают между собою договор с участием области о том, что за аренду нового полигона они перечисляют ежегодно в бюджет района, где он будет располагаться, определённую сумму, которую, в свою очередь, либо закладывают в свои бюджеты, либо в ставку платы для населения. Ведь и сегодня местные бюджеты несут эти расходы.
…Честно говоря, в целом, это тот случай, когда подход советской власти к решению подобных вопросов был, уверен, наиболее прагматичным. И, продержись они тогда ещё лет десять, полигон точно был бы построен уже хотя бы потому, что иного не дано…
Евгений Самуйлов
N.B. Кстати говоря, на подъезде к Санкт-Петербургу, рядом с Пулково слева от дороги видна огромная черная гора, на которой всё время копошится бульдозер и куда равномерно следуют машины – это не залежи редких полезных ископаемых, это одна из петербургских свалок….