По логике всех последующих действий получается, что кто-то где-то когда-то удачно донёс до президента государства мысль о том, что учителя получают мало. Более того, эта мысль отложилась. Ещё более того: в подкрепление и развитие темы стали даваться указания и приниматься нормативные документы. Как бы венцом всего стали те самые майские указы, о которых недавно отчитывалась, как в старые добрые времена, вся страна одновременно.
Так, всё-таки, стали или нет учителя получать больше?! И да, и нет. Поскольку, хотя речь шла о стране, в субъектах принимались свои законы о новой системе оплаты труда и, по сути ежегодно, в составе бюджета, утверждают базовую расчётную величину. В нашей области на нынешний год она определена в размере 6256 рублей. То есть ставка должностного оклада учителя равна именно этой величине.
Что получается потом. Потом появляются другие ингредиенты; они-то в совокупности сформируют и «грязную», и «чистую» сумму денег, которую перечислят дважды в месяц на банковскую карту. Времена, когда в одной ведомости расписывались, и директор, и уборщица канули в Лету, и, похоже, навсегда. Раньше этим гордились, теперь этого стесняются. Или есть чего стесняться?!
Итак, стаж даёт работнику от пяти до 15 процентов. Категория – от 10 до 15-ти. Классное руководство – тысячу рублей. Заведывание кабинетом ещё от пяти до 10-ти процентов. Столько же техническое обслуживание оборудования. В 15 процентов может быть оценена проверка письменных работ. Ещё 15 процентов от фонда оплаты труда распределяет по положению комиссия, созданная в школе. Это стимулирующие выплаты. Не у всех будут группы продлённого дня и далеко не у всех ведомственные награды, а тем более почётные звания. Кажется, всё. Иными словами, если повезло и, если у тебя есть почти всё и по почти максимуму, ты добавляешь ещё 6256. Итого – тринадцать тысяч. Власть отчитывается за двадцать с хвостиком. Хвостик, правда, коротенький.
Так получают ли учителя эти двадцать тысяч, а кто-то и больше? Да, в большинстве своём, получают. Кто же лукавит? Почти что никто. И секрета никакого здесь нет, а ситуация примерно одинаковая, что в большом городе, что в какой-нибудь Тмутаракани. Просто учителя за самым редким исключением давно уже не работают на ставку. Опять же большинство имеет полторы, очень многие 1.75, и далеко не единицы – две ставки.
Вы представляете себе командира взвода в десантной дивизии, судью, губернатора, работающих на две ставки?! Нет. Это нонсенс, а говорить об этом в приличном обществе даже в наше время сочтут плохим тоном. А вот учитель, врач, фельдшер, воспитатель, библиотекарь и далее по списку, - это нормально. Об этом ли вёл речь президент, когда начинал всю эту зарплатную сагу, не знаю.
Но что известно точно, это то, что в первоначальный список тех, чью зарплату нужно поднять на какой-то придуманный по принципу пол-потолок-палец уровень попали учителя, но не попали воспитатели детских садов. Потом добавили их, но напрочь забыли обслуживающий персонал. И ни разу за эти годы толком не вспомнили о работниках высшей школы и среднего, а тем более начального профессионального образования.
За этой хаотичной непоследовательной цепочкой решений стоит одна глобальная проблема. Эти люди, точнее представители этих профессий в нормальных странах считаются базовыми. Как-то неудобно, хотя и очень издали, пытаться напомнить руководству страны, что нет смысла искать великое будущее в стране людей неграмотных, но здоровых, здоровых, но неграмотных, а уж и недоученных, и недолеченных, - это полная ерунда. Но эту полную ерунду на официальных совещаниях обсуждают на полном серьёзе чиновники, облеченные властью, а кто-то и доверием народа.
Правда, появился слух, но очень надёжный, а у нас в стране нет ничего надёжнее слухов, что министерство образования на полном серьёзе уже к новому учебному году подпишет документ о ведомственных нормативах, касающихся зарплаты. Суть документа проста и очевидна, и, если это случится, спасибо министерству уже за это. Предполагается по каждому работнику зарплату чётко разделить на две составляющие: что есть в чистом виде оклад учителя, то бишь ставка, а что переработка. Представляете, если бы сегодня поручить компьютерам одномоментно пересчитать по этой методике нынешние парадные отчёты глав субъектов, включая и наш? Интересно, какие бы аргументы пошли бы в ход?
Хотя, надо посмотреть и эту интересную инициативу не иначе, как в деле, на практике. Ведь появилось же уже на уровне руководителей школ ещё одно новшество под названием «эффективные контракты». С первого марта для руководителей школ они уже действуют. Заранее оговорюсь, что я не присутствовал при приемке отчётов по ним, но позволю сослаться на анонимный источник в их кругах. Пишет директор «обеспеченность учебниками 100%», а ему говорят: «Ты что написал? Разве это твоя заслуга? Это же за бюджетные деньги». Пишет о полном охвате учащихся питанием - тот же вопрос. По логике министерства в перспективе каждый учитель должен будет быть переведён на эффективный контракт. Варианты развития такой ситуации в разных школах могут быть не только различны, они могут быть парадоксальны.
Как-то ещё удивительно, что в пылу подготовки всех этих глянцевых отчётов о двадцати тысячах «чистой» зарплаты учителя, подчас заработанных чисто потом и кровью, чиновники не реанимировали известную формулу брежневских времён о том, что «учитель у нас должен быть поставлен на такую высоту, на которой никогда не стоял и не будет стоять в капиталистическом обществе». Хотя люди со стажем, сколько я знаю, с изрядной долей ностальгии вспоминают то время, я вспомнил об этом лозунге по другому принципу: в нём была своя правда. Правда наоборот. Шиворот навыворот. Обещать, как известно, не значит жениться. Действительно, наш учитель никогда не стоял, да, пока не похоже, что и будет стоять на той самой высоте…
Один плюс для них. Падать некуда.
Евгений Самуйлов