Как и следует из названия, в предлагаемых сегодня заметках речь пойдёт о жанре эпистолярном. Замечено, что тяга к написанию писем в последнее время как-то стала преобладающей. Вот и на апрельской сессии городской Думы предлагалось обратиться с письмом в администрацию области о том, что не плохо, а точнее, хорошо бы пересмотреть нормативы на общедомовые нужды. Мудрость завсегдатаев рюмочных гласит, что «поздно пить «Боржоми», если почки отказали». Время для обращения упущено – раз, и ничего бы оно не изменило, даже будь написано год назад – два. Правила игры, со ставками в которой пытались спорить инициаторы письма, определены не в доме на Некрасова, 23, а в первопрестольной. После обсуждения на сессии обращение не состоялось, хотя проблема осталась. Само слово «норматив» применительно к сфере ЖКХ сегодня склонно вызывать только ненормативную лексику, ведь по областным центрам, входящих в Союз городов Центра и Северо-Запада России, норматив, к примеру, по электроэнергии на общедомовые нужды различается в разы?! При том, что туда входят города, расположенные, как за Полярным кругом, так и в средней полосе России. Нет, зря вы так подумали: всё, как раз наоборот, это в Мурманской области норматив намного ниже, чем в Тверской.
А примерно за месяц до этого ко мне на приём пришла крайне возмущенная псковичка и требовала, чтобы я непременно написал письмо Галине Хованской: как это так, дескать, в Питере есть двуставочный тариф на электроэнергию, а у нас нет. Не стал и я писать никакого письма, правда, постаравшись обиженной избирательнице разъяснить следующее. Есть то, что она называет «двуставочным» тарифом (проще говоря: «день – ночь») и в нашей области тоже. И, к слову сказать, от Санкт-Петербурга он отличается буквально на копейки. Вопрос в другом: смысла для жителя в нём нет никакого. Разницы в оплате не будет никакой. Больше того, простой расчёт даёт результат, что пользоваться обычным тарифом выгоднее. А этот, «ночной вариант», выгоден только тем потребителям, у кого электрическое отопление в домах. Так не для них ли он только и принят?! Но ведь никто с экрана телевизора этого вслух на всю страну не сказал. И не скажет, поскольку экран не для этого предназначен.
Кому писать по поводу областного закона по взносам на капитальный ремонт – мнения расходятся. Скорее всего – кому угодно. И всё без толку. Ведь федерация утвердила именно предельные нормативы по каждому субъекту РФ, и они примерно одинаковые. А дальше, кроме совершенно объективных факторов, вроде состояния жилого фонда, уровня платежеспособности населения, территориальной разобщенности населенных пунктов, начинают действовать ещё и иные, причём, совершенно не экономические факторы. Хотя, понятное дело, шило в мешке не утаишь, но ведь ещё и в средствах массовой информации с чьё-то легкой (или не легкой?!) руки под определенным соусом подаётся, что «…Губернатор Георгий Полтавченко подписал постановление о минимальном размере взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Петербурге в 2014 году в размере двух рублей». «…Я принял решение о снижении размера взноса с шести-девяти рублей за квадратный метр в месяц, до двух-двух с половиной рублей», - заявил Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер. Навскидку: минимальный размер взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Мурманске - 4 рубля, Кирове - 6,7 рубля, в Ульяновске - 5,2 рубля. Это информация, растиражированная на всю страну, априори должна какой эффект дать: успокоить общественное мнение или взбудоражить его?!
Уже собирался подводить черту под сегодняшней сборной солянкой, как зашёл очередной посетитель с просьбой написать президенту. Его претензии касаются индексации пенсий ежегодно на процент инфляции, как то и заявлено на самом высоком уровне. У него маленькая пенсия – 7800, у кого-то – в два раза больше; соответственно, и прибавка у того, другого, будет в два раза выше, а цены, тарифы, услуги выросли равно пропорционально для обоих. Арифметика простая, и логика его рассуждения, может быть сермяжная, но оспорить её трудно: из них двоих ему компенсировали ровно половину. А с учётом того, что ещё одна сермяжная правда состоит в том, что люди с маленькими доходами покупают чаще самые ходовые продукты питания, на которые цены растут опережающими темпами, то разница становится ещё более ощутимой. Иными словами, бедные у нас проигрывают заведомо, всегда.
Возвращаясь к той, давнишней истории, с мальчиком-подмастерьем Ванькой Жуковым. Может и ладно, может оно и к лучшему, что не дошло его письмо до дедушки Константина Макаровича, а попало с оказией к великому русскому писателю Чехову. Что бы ответил дедушка? Что, в своё время, хозяйка точно также «брала селёдку и начинала её мордой ему в харю тыкать…».
Раз уж зашла речь о письмах на самый верх, то сама собою вспомнилась история из середины 90-х. Московские знакомые дали почитать очередной анализ обращений граждан в администрацию президента. Был разгар зимы и было в числе прочих приведено коллективное письмо жителей дальневосточного посёлка, в котором среди зимы вышла из строя котельная, а сверх того начались перебои со светом, а значит и с водою. Сам текст из серии: читаешь – и мурашки по коже. Это был отчаянный крик о помощи, но, поскольку аналитическая записка предназначалась первому лицу, то для пояснения ситуации, после изложения части текста письма, чиновником было сделано примечание, и стояла следующая чудовищная фраза «посёлок предназначен к ликвидации»…
Я попробовал представить: сколько же писем в нашей стране пишется каждый день «…на деревню дедушке» и …ужаснулся от самой только мысли об этом.
Евгений Самуйлов