Честно признаюсь, не было до известного времени сомнений, а была даже уверенность, что памятник (хотя, в моём представлении, скорее памятный знак), посвященный 100-летию начала Первой мировой войны в феврале в сквере на ул. Леона Поземского откроют. Не случилось. Под влиянием внешних помех, вроде того, что «не то, что надо, и не там, где надо». А главный посыл тот, и все копья ломаются во имя и во благо сохранения исторического пространства. Вероятно, можно было бы дождаться сентября и увидеть памятный знак всё-таки именно на этом месте, но тут как раз подоспела новая интрига – теперь уже с памятником Ордин-Нащокину. Хотя, почему новая, ведь снова «не то и не там»… Правда, замес тут намечается покруче.
Несколько мыслей по поводу того, «что надо и где надо». Что-то не помню, чтобы кто-то выступал от лица общественности, что напротив педагогического института им. С.М. Кирова больше полувека простоял памятник Ленину. Равно, как и место расположения памятника тому самому Кирову, под народным названием «все там будем», никогда даже не бывавшему во Пскове, разве что инкогнито, претензий не вызывало. Как-то прошло стороною то обстоятельство, что Александр Невский никогда не княжил в Пскове, а собственно Ледовое побоище происходило никак не на горе Соколихе. И Красная Армия, как мы помним из курса школьной истории советских времен, «родилась в боях под Псковом и Нарвой», но, по вполне понятным причинам, монумент ставили не на месте первого окопа, а на виду у всех и вся. Даже пребывание в Пскове Пушкина, который «наше всё», а уж тем более его няни, не имеет никаких фактических подтверждений. И, поскольку сегодня, худо ли, плохо ли, но реконструируются набережные обеих рек, то для потенциального туриста в чём будет состоять принципиальная разница, где будет притормаживать автобус ещё раз?
Для обоснования возражений ссылаются на то, что это мнение общественности, выступающей чуть ли не от лица всех горожан. Рискну предположить, что, если бы авторы этих соображений, спросили хотя бы у своих соседей по дому, то в возможном порядке очередности первостепенные заботы этих самых соседей распределились следующим образом: давно не повышавшаяся зарплата, но кусающиеся цены на бензин и продукты; разбитые дороги и просто направления движения вместо городских улиц; куда пойдут (точнее, куда уйдут) деньги, собираемые на капремонт жилья и что делать с, будь они трижды неладными, общедомовыми нуждами. Дальше было бы что-то другое, но точно никак не место установки памятного знака или даже памятника. Да и, строго говоря, когда общественность «против», она выходит на улицу. У нас она сама, по своей инициативе, не выходит даже по поводу тех, других причин.
Простите, никого не имею целью не только обидеть, но и даже укорить, но… памятник, что один, что второй предполагается установить и благоустроить не за деньги городского бюджета, и не на личные средства горожан, что могло быть поводом для согласия или несогласия как раз общественности. Ещё раз прошу прощения, но памятники городу дарят. В третий раз прошу прощения, но общеизвестно, и ничего крамольного в этом не вижу, кто платит деньги, тот…, изменим редакцию известной поговорки: вправе иметь решающий голос в этом вопросе. Тем более что за примером из городской жизни далеко ходить не надо…
Накануне 1100-летия первого упоминания Пскова в летописи стало известно, что скульптор Клыков готов подарить городу памятник святой равноапостольной Ольги. Встал вопрос о месте. Было много суждений, проводились широкие совещания и советы, предлагались самые разные варианты, в том числе и под таким соусом: а не облагородить ли нам под это дело то или иное место в городе. А потом приехал в Псков сам автор. И было очень короткое и очень узкое совещание в кабинете у мэра. Хотя и совещанием это не назовешь – встреча. И автор памятника был на ней более чем лаконичен: или Ольга будет стоять в Пскове на нынешнем месте, глядя на Кремль, или … она будет стоять в другом городе. И … всё сразу встало на свои места.
Ровно также, как тогда же только ленивый не высказывался по поводу двух памятников. Прошло десять лет. Да, символом Пскова, судя по свадьбам и туристической продукции (к сожалению великому, и митингам) стала именно клыковская Ольга, но и вторая никому не мешает.
Меня трудно заподозрить в симпатии к нынешнему губернатору области и поэтому со спокойной совестью сошлюсь в своих размышлениях ещё на один пример. Когда присвоение звания «Город воинской славы» стало реальностью, даже те, кто, так сказать, меньше всего мог повлиять на принятие положительного решения, если мог вообще, стали искать памятной стеле подходящее место. Правда, пока они искали место, куда её поставить, губернатор дал команду поставить экскаватор на площади Победы и начать копать котлован. И именно во многом благодаря этому всё встало на свои места ... и стела тоже. И сегодня такое ощущение, что она как тут и была.
Вполне естественно, что высказанные мною мысли не бесспорны. Однако, попытаюсь подвести черту. Поставленный в итоге памятный знак 100-летию начала Первой мировой войны местом массового поклонения псковичей не станет, отторжения, тоже массового, не вызовет, но развитию туризма послужит. Ведь, приезжая в другой город, мы же не бежим в архив и не поднимаем всю бюрократическую историю появления памятника, прежде, чем сфотографироваться на его фоне?!
Евгений Самуйлов
P.S. Вчера в интернете появилось сообщение от лица администрации города о том, что там всё ещё изучают общественное мнение по этому поводу. Краткий курс практической социологии: вопрос всегда формулируется ровно таким образом, какой ответ вы хотите получить…, для обоснования необходимого вам решения…