Недавно один журналист пытался доказать, что иконы тем и отличаются от картин, что могут сами за себя постоять. В качестве примера был приведен случай с иконой, которая, находясь в каком-то музее, представляла из себя черную доску, а как только вернулась в храм – на глазах начала светлеть, проявился лик Христа… За два месяца икона самостоятельно очистилась.
Это было продолжение старого спора о том, что же такое икона и не кощунственно ли вообще держать иконы в музеях? Некоторые сторонники тотальной передачи икон в храмы называют музеи темницами и, следовательно, иконы там «томятся в заточении». До тех пор, пока не придет православный человек с Большой Буквы и не вызволит очередную икону из «плена».
Похоже, таким героем в глазах части православных псковичей становится губернатор Псковской области Андрей Турчак, по чьей инициативе икона Спаса Вседержителя середины XIV века из Псковского музея-заповедника передается в собор Трёх святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста) Спасо-Елеазаровского монастыря.
На официальном сайте Псковской области размещена информация о том, что решение о передаче иконы было принято по инициативе губернатора Андрея Турчака во время визита в конце июля в Псковскую область министра культуры России Александра Авдеева.
Хотелось бы увидеть это решение. С подписью и печатью. А заодно узнать – на чем это решение основано? Где заключения специалистов?
Всем, конечно, понятно, что икона Спаса Вседержителя в XIV веке писалась не для Псковского музея-заповедника. Но надо иметь в виду и другое: предназначалась она и не для Спасо-Елеазаровского монастыря, а для Великопустынского мужского Спасо-Преображенского монастыря, там долгое время и находилась, пока этот монастырь не упразднили, а братство приписали к Спасо-Елеазаровскому монастырю (в течение 400 лет икона именовалась образом Спасителя из Великих Пустынь). Сейчас Великопустынский монастырь действительно находится в великом запустении, в окнах растут деревья, крыши нет…
А вот в нынешнем Спасо-Елеазаровском монастыре с крышей все в порядке.
Сама по себе передача икон из музеев в храмы не противоречит ни закону, ни здравому смыслу. Однако решения надо принимать взвешенные, учитывая ценность и степень сохранности. Не менее важно учитывать и то, в чьи руки передаются иконы и в какие сроки это происходит.
В своей 12-страничной статье «О чудотворной иконе Спасителя из Великопустынского монастыря», опубликованной на pskovcenter.ru в №28, Ирина Родникова (искусствовед, старший научный сотрудник Псковского музея-заповедника) привела примеры того, что может произойти, если такого рода решения принимаются поспешно. Икону XIII века «Богоматерь Боголюбская» передали из Владимиро-Суздальского музея заповедника в один из храмов. Недавно «Богоматерь Боголюбскую» пришлось возвращать в музей по собственной инициативе церкви, «потому что, несмотря на все предосторожности, ее «съела» плесень. Икона в полуразрушенном состоянии лежит на столе реставратора, и пока никто не знает, как ее воскресить». «Мы тоже этого хотим? - задает вопрос Ирина Родникова и вспоминает: - До сих пор неизвестно, куда исчезли серебряные литургические предметы (среди них уникальное кадило 1754 года) из Троицкого собора, переданные туда из музея в 1992 году, где находится уникальная икона «Благоразумный разбойник» из храма д. Теребени…»
Сегодня икона Спаса Вседержителя - самая древняя икона музейного собрания. С нее экскурсоводы начинают рассказ о возникновении Псковской школы иконописи. Это одна из немногих древних, известных на псковской земле чудотворных икон Спасителя, и единственная, сохранившаяся до наших дней.
Было бы разумно, прежде чем принимать какое-либо решение по поводу перемещения, провести микробиологическое и прочие исследования иконы. Ее состояние специалисты сейчас расценивают как ветхое (реставрация происходила примерно девяносто лет назад). Иконе явно требуется новая реставрация. Но сама икона срочно требуется игумении Елисавете. Что в данном случае важнее?
Сроки передачи иконы в монастырь уже обозначены. Передача должна произойти в июле 2010 года, в дни празднования присоединения Пскова к Московскому государству. Будет символично, если в честь этого юбилея погубят самую древнюю псковскую икону. Но лучше бы подобных символов избегать.
Надо помнить, что еще в средневековье существовала практика, когда наиболее ценные иконы, нуждавшиеся в реставрации, собирались в каких-то особых местах (например, в Московском кремле). А для храмов, в которых они раньше находились, делались «списки» (копии) чудотворных икон. Так было с новгородским «Спасом на престоле», с «Богоматерью Владимирской»… Почему бы не сделать «список» Спаса Вседержителя специально для Спасо-Елеазаровского монастыря?
Многие православные считают, что икона – это не произведение искусства, а окно в другой мир. Отлично, пускай это будет «окно». Но даже установка окон требует законных согласований. В древних храмах Пскова с некоторых пор полно чужеродных стеклопакетов, которые выглядят вызывающе. Вот и «окно в другой мир» пытаются выставить из одного места и вставить в другое волевым решением, своеобразно трактуя заключения специалистов.
Во всей этой истории с передачей иконы, на мой взгляд, религия вообще стоит на последнем месте (также как наука и искусство). Когда речь заходит о памятниках, в том числе и памятниках федерального значения, решения часто принимаются не из религиозных и не из научных соображений. Просто кто-то кому-то что-то обещал. А слово надо держать. И только после этого обращаются к специалистам, от которых ждут соответствующих заключений. Но не у каждого специалиста поднимется рука подписать то, что не соответствует действительности.
Кажется, что все уже окончательно решено. Для того, чтобы икона Спаса Вседержителя не переехала к игумении Елисавете в Спасо-Елеазаровский монастырь, должно произойти чудо. Осталось немного подождать и еще раз убедиться в том, насколько икона чудотворна.
Алексей Семенов