СМИ разнесли «благую весть»: 14 июня в столице на музейном фестивале «Интермузей-2010» пройдет презентация модели киота для иконы «Спас Елеазаровский». Киот представит публике питерская фирма «Раритет», ведущий производитель специального музейного оборудования.
Иначе говоря, пуленепробиваемый ящик ("киот" с греческого переводится как ящик или ковчег) для псковской святыни готов, и ее теперь можно будет спокойно, державно, красиво, под звон колоколов, и в присутствии первых лиц государства, среди которых Патриарх Всея Руси Кирилл, безвозмездно передать во временное пользование, то есть, по русским понятиям, - навсегда - Спасо-Елеазаровскому монастырю. Символический акт государственно-церковного вандализма свершится в любую погоду. Слабые и надрывные голоса противников сомнительного предприятия по сдаче святыни в безвозмездную аренду, которые еще полгода назад заискивающе и неуверенно, сквозь «глушилки» и завесу официальной пропаганды как-то прорывались на страницы или экраны оппозиционных изданий, давно смолкли. Затихли, сраженные бесполезностью усилий в неравном бою: со штыком против танка не попрешь, всё давно и высочайше решено, так зачем теперь штыки зря ломать? В хозяйстве пригодятся.
Все идет по плану, как хрипел незабвенный панк-рокер Егор Летов, и «план» этот, прежде всего, в том, чтобы убедить еще немногих сомневающихся: «Нет, пора понять правильно. По-вашему больше никогда не будет. Всегда будет только по-нашему. Захотим икону из музея, просим предоставить в срок. Все согласования есть, климат-контроль, пуленепробиваемое стекло, лояльность властей всех мастей, чего ж вам еще надо, господа несогласные?»
Я оглянулся окрест, и душа моя страданиями человеческими уязвлена стала. А вокруг – никого, они вчера не вернулись из боя. Боя с собственной совестью. Окстись, скажут мне, а была ли эта совесть у работников местного музея?
Где-нибудь в прогнившей Европе музейщики уже давно бы голодовку протеста объявили бы, костьми бы за экспонат легли. (Другое дело, что там, в Европе, никому из госчиновников и в голову бы не пришло «единицы хранения» разбазаривать по монастырям). Призвали бы на помощь мировое музейное сообщество... Подобное возможно, но только не в России, погрязшей в лицемерии. Псков здесь только подтверждает правило, Псков, так кичившейся своей якобы уникальностью, пал жертвой кампанейщины и бескультурья.
«Культуры» нет, и видимо, долго не предвидится, и только призрак хранителя псковской старины Творогова встает по ночам из гроба, и, беспокойный, носится по Поганкиным Палатам, стенает, сердешный: как могут наследники его памяти столь спокойно взирать на творящийся беспредел?
Вот и Бог, который, как известно, не Ермошка, и видит немножко, прибрал к себе настоятельницу Спасо-Елеазаровского женского монастыря игуменью Елисавету (Беляеву), бывшую одной из главных поборниц передачи святыни в стены обители. Но робкая надежда: «А, может, по столь печальному поводу отменятся оставят псковского «Спаса Вседержителя» в покое?» - тонет в заморочено-выморчной реальности 2010 года, в ее псковском варианте.
Нет, чуваки, ничего и никогда уже не отменится, а наоборот, отныне будет посвящено памяти почившей монахини (Царствие ей Небесное). Чиновники и музейщики, облобызавшись, дружно помянут идейную вдохновительницу добровольно-принудительного отъема у населения Псковщины и страны ее ценностей, и произнесут причитающиеся в таких случаях слова. Что станет с драгоценной иконой в пуленепробиваемом кондоме, не осыплется ли красочный слой, не возвратится ли в прах, никого уже, по большому счету, не волнует. Поскольку народ - пешки, а наглеж власти непререкаем.
На этом фоне все другие события, творящиеся всуе, кажутся необязательной мелочевкой. Если у нас на Псковщине главное культурное событие – сдача киота в эксплуатацию, что тогда можно говорить о прочих делах и делишках?
Вопрос риторический, между тем, пока Союз художников России выставлял (вместо местных авторов) пластмассовых движущихся динозавров из столицы, над Союзом сгустились тучи, причем вовсе не бутафорские.
Вполне вероятно, что вскоре члены правления и рядовые члены Союза, зажав в зубах членские билеты, окажутся на улице. Потому что у «отцов города» возникло свербящее желание выкинуть художников вон из уютного местечка в самом центре Пскова, а внутри бывшего магазина устроить еще один филиал ГКЦ (Городского культурного Центра). Информацию эту необходимо, конечно, проверить, но члены псковского отделения Союза художников якобы собирают подписи вод воззванием в защиту Союза. Причем собирают почему-то втихаря. Нет, чтоб раструбить новость по всем СМИ, но, вероятно, обгадившись с динозаврами (в смысле имиджа), верхушка Союза намерена решать проблему по старинке, сочинением письма, потому что никто так не поднаторел в сочинении доносов, как местные живописцы. И невдомек им, бедным, понять, что, в отличие от них, и власть (в данном случае муниципалитет), и бизнес действуют просто и открыто, то есть внаглую.
Что ж, в связи с густеющими административными тучами над выставочным залом на Ленина, 1, вполне возможно, что движение «ПсковАрт», дислоцирующееся в Доме купца Сафьянщикова, ждет уплотнение. Придется нонконформистам подвинуться и впустить в ветхие стены товарищей из местного отделения Союза художников. Вот тогда и забудутся все былые разногласия, будут вместе жрать шашлык, пить и слушать русский шансон, овевающий своей пошлостью удивительный ландшафт близ древней Варлаамовской башни.
Саша Донецкий