В конце прошлого года, когда мусорная реформа в очередной раз рассматривалась на парламентском часе в Псковском областном Собрании депутатов, заместитель главы региона Василий Осипов заверил, что ситуация у нас «выше среднего по России», и в целом мусорный вопрос уже не стоит так остро, как в начале этого тернистого пути.
«Коллапс нам не грозит», - заверили чиновники. Однако поверить в этот месседж очень непросто, поскольку очевидно, что в регионе затянулись «мусорные войны»: сложные, если не сказать, болезненные отношения выстраиваются у регоператора по обращению с ТКО с подрядчиками, отсутствие взаимопонимания у «Экопрома» и областного УФАС, плюс некоторые политики не упускают возможности тыкнуть побольнее власти в это слабое место.
Очередной удар по мусорной реформе нанесли на этой неделе. Компании «Мехуборка Псков» и «Экоконтинент», обслуживающие Псков и Псковский район, с 6 апреля в одностороннем порядке расторгли договор с компанией «АСПО» на транспортирование от объекта обработки до объекта размещения отходов. Следом мусороперерабатывающее предприятие «СпецТрансКом» приостановило прием твердых коммунальных отходов у регионального оператора, поскольку там посчитали, что сортировка мусора стала попросту невозможной.
Как водится, у каждой стороны своя правда и свои «железобетонные» аргументы. Псковская Лента Новостей решила посмотреть на обе стороны медали этого конфликта.
Было нашим - стало нашим
Конфликт на самом деле вырос не на пустом месте. Так что тут не скажешь - беда пришла, откуда не ждали. Передел мусорного рынка, который начался еще в прошлом году, не мог пройти безболезненно априори. Трения не заставили себя ждать с самого начала - взаимные претензии регоператора и «северных» подрядчиков в лице транспортировщика «АСПО» и сортировщика-переработчика «СпецТрансКома» - финансовые и организационные - сыпались, как из рога изобилия. Доходило даже до судебных исков.
И в этом году напряженные отношения сохранились. Так, в феврале директор «СпецТрансКома» Андрей Папчук уже возмущался тем, что машины «Мехуборки» не заезжают на их объект обработки с раздельно собранными отходами, тогда как «АСПО» поставляло почти тысячу кубов именно раздельно собранных отходов.
Точка кипения пришлась на и без того сложную весну. «Мехуборка Псков» и «Экоконтинент» приняли решение порвать все отношения с компанией «АСПО» и выполнять услуги по транспортировке мусора самостоятельно. Но ситуация быстро вышла из-под контроля.
В начале этой недели в «СпецТрансКоме» сообщили, что приостанавливают прием твердых коммунальных отходов у регионального оператора. Директор завода Андрей Папчук рассказал, что 3 апреля, во второй половине дня, он узнал, что с 6 апреля в одностороннем порядке расторгают договор с компанией «АСПО» на транспортирование от объекта обработки до объекта размещения отходов. Однако, по его словам, такое решение привело к технологическому разрыву мусорной цепочки.
Он пояснил, что транспортирование отходов проходит в два этапа: сначала мусор привозится на мусоросортировочный комплекс, а потом остатки вывозятся на полигон. «Для того, чтобы процесс сортировки шел непрерывно, мусор проходит по конвейерам, сепарируется, сортируется, падает в специальный компактор, и пресс заталкивает мусор в пресс-контейнер. С 6-го числа «АСПО» забрало все принадлежащие ей пресс-контейнеры. И таких пресс-контейнеров у «АСПО» было 11 штук. Процесс шел непрерывно: и днем, и ночью. Их хватало, чтобы мусор непрерывно двигался», - поделился Андрей Папчук.
По его словам, у регоператора нет ни одного такого пресс-контейнера, и сортировка мусора оказалась невозможна, потому что «линия разорвана».
«Мусор, который привезла «Мехуборка», остался лежать на площадке. Вывозить его никто не приехал, - сообщил он. - Так мы за день завалим территорию, и все. Потому что за день привозится 260-270 тонн отходов, это огромное количество мусора. Куда мы его денем?»
Причем, в минувшую пятницу, подчеркнул Андрей Папчук, «СпецТрансКом» проинформировал руководителя директора филиала ООО «Экопром» - регионального оператора по обращению с ТКО в регионе Сергея Пайста о невозможности приема и обработки отходов с 6 апреля. Копия письма была направлена также заместителю губернатора Василию Осипову. Однако превентивных мер не последовало.
Он уточнил, что линия была модернизирована в 2017 году в связи с приближением закрытия городской свалки. «Тогда такого вида деятельности как обработка не было вообще. Поэтому «СпецТрансКом» имел мало возможностей приобретать что-то. Самой богатой организацией из наших групп компаний была «АСПО», поэтому и пресс-компакторы, и пресс-контейнеры покупало «АСПО», и они на законном праве им принадлежат», - отметил директор завода.
На изготовление такого контейнера может понадобиться не один месяц. «Пресс-контейнер - это здоровая штука весом около 4 тонн, стоившая 350 тысяч рублей в 2017 году, когда «АСПО» комплектовалось», - рассказал Андрей Папчук.
Самым разумным выходом из сложившейся ситуации он считает разговор с «АСПО», итогом которого должна стать отмена решения и восстановление договора регоператора по обращению с ТКО с этой компанией. «Но они ищут другие пути», - заметил директор «СпецТрансКома». При этом он уточнил, что отсутствие пресс-контейнеров - проблема исключительно того, кто обеспечивает транспортировку отходов, «это к обработке не относится». «Посмотрим, как регоператор справится с этой ситуаций, не нами созданной», - заключил Андрей Папчук.
Ничего личного, только рыночные отношения
Разумеется, у директора ООО «Экопром» Сергея Пайста совсем другое видение ситуации. Он уверен, что мусороперерабатывающий завод должен полностью выполнять свою услугу, иметь собственные контейнеры и обеспечивать технологическую цепочку. Иначе зачем переработчик вообще ввязался в эту историю?
Сергей Пайст указывает на то, что «АСПО», «Экор.Ос» и «СпецТрансКом - аффилированные организации, поэтому и действуют исключительно в своих интересах. По его мнению, решение забрать бункеры принято для того, чтобы «регоператор с перевозчиком, занимающимся уборкой Пскова, Псковского района и половины области, как-то покувыркались».
«Мы считаем, что компания грубо нарушает условия как договора, так и территориально схемы обращения с ТКО и ставит серьезный вопрос по санитарно-эпидемиологической ситуации в Пскове в свете такого шантажа с заключением договора с другими субподрядчиками. Так делать нельзя», - высказался он.
При этом Сергей Пайст заверил, что транспортная компания регоператора «Мехуборка Псков» уже нашла необходимые пресс-контейнеры. Они на данный момент едут в Псков. Но когда еще прибудут… К тому времени из технологической цепочки экс-подрядчики могут и еще что-нибудь изъять. При этом возможности у площадки для временного складирования, куда сейчас вынужденно свозят мусор, крайне ограничены - дня три не больше.
«Если потребуется обратиться в суд, мы это сделаем. Рано или поздно мы все равно начнем жить нашей жизнью до всех этих событий. Поэтому считаю, что так быть не должно, и знаете, там есть оборудование, которое находится в «СпецТрансКоме», которое компании «СпецТрансКом» не принадлежит», - то ли прокомментировал, то ли на что-то намекнул Сергей Пайст.
Отвечая на вопрос, почему «Мехуборка Псков» разорвала договорные отношения с компанией «АСПО», руководитель регоператора указал на рыночные отношения.
«Кто-то нанимает того или иного перевозчика, а потом понимает для себя возможность или необходимость самостоятельно выполнять те или иные функции. Условно говоря, вы приняли для себя решение построить дом, наняли организацию. Она вам строит дом, все нормально, но в какой-то момент вы смотрите: «А гвоздь я прибью сам». И говорите: «Вот это я сделаю сам, сам гвоздь прибью», - постарался объяснить Сергей Пайст.
При этом он дал понять, что в переговорах с «АСПО» регоператор не заинтересован. «Вы знаете, если бы все так было просто, то сегодня не было бы закрыта сортировка, были бы бункеры, и люди были бы готовы к каким-то разговорам», - пояснил Сергей Пайст. Однако он заверил, что переговоры возможны со «СпецТрансКомом».
«Я готов к любому конструктивному диалогу, если такое возможно. Я вчера сделал предложение Андрею Папчуку - переговорите с учредителями, арендуйте эти бункеры. Это же ваша технологическая цепочка. Мне сказали, что такая возможность отсутствует в связи с тем, что решение принимается учредителями», - добавил руководитель регоператора по обращению с ТКО.
По его словам, если конфликт не разрешится в ближайшие дни, то возникает вопрос «с точки зрения саботажа и наплевательского отношения к территориальной схеме обращения с ТКО и ко всем жителям Пскова и районов, в которые у нас едут отходы».
Этого ли мы ждали?
Итак, сейчас скопившийся мусор хранится на временной площадке. Решить проблему нужно за ближайшие полтора дня. Иначе под угрозой оказывается санитарно-эпидемиологическая обстановка в Пскове. Вот только с конструктивным диалогом у участников конфликта выходит не очень. Не помог даже визит на «СпецТрансКом» заместителя губернатора Василия Осипова и председателя регионального комитета по строительству и ЖКХ Сергея Грахова. Каждый все равно остался, как говорится, при своих.
Надо признать, что очередной виток вся эта запутанная история с оборотом ТКО в Псковской области получила очень некстати. Сейчас, когда все озабочены коронавирусом и ограничительными мерами, которые могут в конечном счете уложить экономику на лопатки, все это кажется крайне несвоевременным.
Не стоит забывать, что мусорная проблема касается каждого жителя региона, поэтому хотелось бы, чтобы эта цепочка работала, как прежде. И нам, потребителям услуги, которую обещали сделать лучше, не столь важно, кто прав, а кто виноват в бесконечных конфликтах, которые стали верными сателлитами ТКО-реформы. В конце концов, для этого есть судебные инстанции и контролирующие органы. Областные депутаты снова, уже в четвертый раз, могут рассмотреть вопрос на парламентском часе и перемыть всем кости. Пусть разбираются.
Но нам гораздо важнее не то, кого наказали, а кого по головке погладили, а чтобы мы понимали, за что платим - за прогресс или за регресс в сфере обращения с коммунальными отходами. Если верно последнее, то самое время пересматривать тарифы. Иначе создается ощущение, что нас всех обманули.
Алексей Овчинников