Становиться настоящими собственниками, активно участвовать в жизни своего дома, не сторониться собраний и брать на себя ответственность за состояние общего имущества - то, к чему нас призывают и государство в лице чиновников, и общественники от ЖКХ. Надо признать, что ряд коммунальных потрясений последних лет в виде взносов на капремонт и скандала с ОДН (СОИ), несмотря на общий негативный фон, сдвинул сознание псковичей в сторону более ответственного собственничества. Главным образом это сказалось на том, что владельцы квадратных метров стали чаще задумываться – кому они платят и за что. И, когда качество предоставляемых услуг оказывается неподобающим, пользоваться правом смены поставщика.
Чиновники все чаще призывают жителей многоквартирных домов не жаловаться, а действовать, выбирая управляющие организации на свой вкус, цвет и кошелек. Переход из одной компании в другую сегодня становится делом рядовым, хоть и довольно трудоемким. Но случаются и неординарные ситуации, которые заставляют понервничать как собственников, так и поставщиков услуг.
Пять лет назад в дом 22 по ул. Труда в Пскове переехал Владислав Иванов. Уже за первые месяцы проживания глава семьи почувствовал резкие перемены по сравнению с предыдущим местом жительства. «Я родился и жил в доме на Новоселов, 48. Достаточно было сделать звонок в управляющую компанию, чтобы проблема была решена. Здесь же в течение нескольких месяцев не производилась уборка лестничных площадок, уборщиц никто из собственников в глаза не видел, текущего ремонта не было многие и многие годы. Обратившись в управляющую компанию "Микрорайон №11", я попросил у директора Владимира Николаевича Петрова договор на право обслуживания нашего дома. Однако мне было в грубой форме отказано. На повышенных тонах происходило и последующее общение, в частности, по обращению о прорыве трубы в подвале. Вода текла 1,5 месяца, хотя устранить аварию должны были в течение 3 часов», - рассказал он.
Будучи старшим по дому, год назад Владислав Иванов предложил соседям подумать над сменой управляющей организации. По советам знакомых еще в августе 2017-го он обратился в «ЖЭУ №16» и обговорил условия перехода. «Конечно, мы хотели, чтобы "Микрорайон №11" сначала выполнил текущие работы, за которые мы платим много лет. Но, так и не дождавшись, решили на общем собрании оформить протокол о переходе в другую "управляйку"», - пояснил собеседник ПЛН.
Протокол собрания собственников был оформлен весной, передан в «ЖЭУ-16», а затем, как и положено по регламенту, в жилищную инспекцию. Управляющая компания, будучи уверенной в том, что процедура успешно пройдена, тут же взялась за работу в новом доме. «За три недели нам заменили 6 метров прогнивших труб в подвале. Освещение во дворе, которого мы добивались много лет, они умудрились сделать за два дня. Была составлена заявка в УГХ на капитальный ремонт дворового проезда. Подготовлены информационные доски, покрашены входы в подъезд. Жители нашего дома были в шоке, они никогда такого не видели!» - отметил старший по дому.
Собственники дома были уверены, что в июне уже будут оплачивать квитанции от новой «управляйки», но счета выставил «Микрорайон №11». Как утверждает Владислав Иванов, даже раньше обычного. В связи с этим он развесил на подъездах объявления о том, что платить 11-й управляющей компании ничего не нужно, так как с 1 июня дом находится в ведомстве «ЖЭУ-16».
Основания для отмены собрания собственников Псковской Ленте Новостей подробно расписал государственный комитет Псковской области по жилищному и строительному надзору в ответе на письменный запрос. Если коротко – протокол был подан в жилинспекцию с нарушением срока, реестр собственников оформлен не в полном объеме, а на собрании не было кворума. Для убедительности приведена внушительная формула: 2120,31:4371,5 * 100% = 48,5%. С полным разъяснением можно ознакомиться ниже.
Формально указанные требования действительно не были соблюдены, и ведомство имело полное право аннулировать протокол. Но председателя совета дома и руководство управляющей компании №16 смущают несколько моментов:
От комментариев по сложившейся ситуации управляющая компания «Микрорайон №11» отказалась, посоветовав обратиться в жилинспекцию, По словам представителей других сторон конфликта, именно директор 11-й «управляйки» обратился в государственное ведомство с заявлением о «захвате» дома. «Петров сходил и пожаловался Полупанову (Валерий Полупанов, председатель государственного комитета по строительному и жилищному надзору - ред.). В результате тщательной проверки протокол собрания собственников был признан недействительным. Это первый случай в нашей практике, обычно все заканчивается направлением протокола в комитет», - представил свое видение ситуации директор «ЖЭУ-16» Александр Яновский.
По данным открытых источников, за 9 последних лет количество домов в управлении «Микрорайона №11» сократилось с 35 до 18, а у «ЖЭУ-16» увеличилось с 22 до 35. Значительная часть этих домов как раз поменяла 11-ю «управляйку» на 16-ю. «Я Петрову объясняю, что не хожу и не упрашиваю людей из его домов переходить ко мне. Это только результат его работы. Собственники видят, как он относится к работе, и как мы. Они просто устали от этого. Первые дома перешли к нам при поддержке депутата по округу Григория Стороненкова – это ул. Александра Невского, 1 и 3, Поземского, 61-а. Затем пошла волна, активные председатели домов инициировали такие процессы на ул. Школьной и Волкова», - рассказал руководитель «ЖЭУ-16». При этом Александр Яновский признал, что предлагаемые его организацией тарифы выше, чем в управляющей компании №11.
В комитете по строительному и жилищному надзору о проблемах с обслуживанием дома №22 по ул. Труда управляющей компанией №11 неизвестно. Именно так говорится в ответе на запрос ПЛН. В то же время, по словам старшего по дому, он лично общался с руководителем ведомства и высказывал свои претензии к организации. Кроме того, на вопросы о том, на каком счету в госкомитете находятся управляющие компании ООО «Микрорайон №11» и ООО «ЖЭУ-16», а также какова статистика по жалобам, был получен следующий ответ: «Комитетом не ведется статистика количества обращений на ту или иную управляющую организацию».
В настоящий момент часть жителей дома по ул. Труда приостановила платежи по квитанциям «Микрорайона №11». Владислав Иванов пояснил, что это связано с планируемым коллективным обращением в прокуратуру города. «Мы представим свои претензии к организации - начиная от отсутствия на руках собственников договора на обслуживания, заканчивая каждым пунктом в квитанции. Там есть что пересчитать - на каждую квартиру выписывается по 5-6 кубов воды общего пользования. Где же тот бассейн, который обновляется два раза в неделю?» - отметил старший по дому.
«ЖЭУ-16», нечаянно сделавшее подарок дому и «Микрорайону №11», ждет активных действий от собственников по организации нового собрания и в этот раз обещает тщательно проверить протокол перед направлением его в жилищную инспекцию. Летом получить нужное количество подписей, по словам старшего по дому, не представлялось возможным из-за отпусков и дач.
Илона Васильева