Культура

Церковь не готова обеспечить все необходимые условия хранения икон - Владимир Сарабьянов

21.07.2010 16:00|ПсковКомментариев: 13

«Церковь на современном этапе не готова обеспечить все необходимые условия хранения икон», - считает искусствовед и реставратор, лауреат премии «Хранители наследия-2010» Владимир Сарабьянов. Об этом он сообщил в интервью газете «Московский Комсомолец».

«Икон в музеях много. Не думаю, что их нужно массово передавать церкви и использовать их как объекты чисто религиозные. Иконы, сосредоточенные в музеях, - это древние памятники. Это не комплексные ансамбли, а единичные памятники. Но, думаю, было бы разумнее организовать их экспонирование в музеях так, чтобы они были доступны для совершения богослужебных актов. То есть можно было молебны около них совершать прямо в музее», - сказал В. Сарабьянов.

«Наша отрасль, к сожалению, как и в очень многих странах, находится на задворках.  Древность и то, что называется истоками культуры, - предмет, который многих интересует, но от него нет никакой финансовой отдачи. Реставрация требует довольно много вложений, а средства на нее выделяются по остаточному принципу, - отметил реставратор.

«Дело в том, что сейчас масса памятников в заброшенном, законсервированном состояние. Например, в Великом Новгороде около десятка храмов, у которых не завершены реставрационные работы. А это значит, что храмы, в которых сохранились фрески XII-XIV веков, не доступны для людей. Таких памятников полторы сотни по всей России. Это очень мало для такой большой страны. И на самом деле государство богатое, позволяющее широкие жесты, должно обратиться к своим истокам и хранить редкие, немногие сохранившиеся памятники, как зеницу ока», - считает Владимир Сарабьянов.

Напомним, 18-19 августа ожидается визит патриарха Кирилла в Псковскую область. Об этом в четверг заявил губернатор Псковской области Андрей Турчак в ходе седьмой встречи «без галстуков». Патриарх Кирилл прибудет в Псков для участия в церемонии передачи на временное хранение в Спасо-Елеазаровский монастырь иконы «Спас Елеазаровский». 

Решение о передаче иконы было принято по инициативе губернатора Андрея Турчака во время визита в Псковскую область министра культуры РФ Александра Авдеева 25 июля 2009 года. Эта новость получила широкий резонанс. По одну сторону баррикад оказались культурные деятели и представители общественности, а по другую - представители власти  и церкви. Первые убеждены, что передача иконы может привести к ее физической утрате, вторые уверены, что место икон в церквях и монастырях. Ранее на пресс-конференции губернатор А. Турчак высказывал мнение, что дискуссия по поводу передачи иконы в монастырь не профессиональна.

опрос
Как оцениваете инфраструктуру для велосипедистов в Пскове?
В опросе приняло участие 62 человека
Сюжет: Спас Вседержитель: монастырь или музей? Псковичи смогут следить за судьбой иконы «Спас Елеазаровский» в режиме on-line Церковь не готова обеспечить все необходимые условия хранения икон - Владимир Сарабьянов Киот для иконы «Спас Вседержитель» обошелся областной казне почти в 1 млн. рублей Киот для иконы «Спас Вседержитель» презентован в Москве В Москве презентуют киот для передающейся в монастырь иконы «Спас Елеазаровский» Закон о передаче церкви имущества религиозного назначения доработан с учетом мнения музеев Одобрен законопроект о передаче религиозным организациям имущества, находящегося в госсобственности Музею и Церкви необходимо слышать друг друга - архиепископ Феогност Передача иконы «Спас Вседержитель» на временное хранение в Спасо-Елеазаровский монастырь планируется на середину августа Новодевичий монастырь передан в бессрочное пользование Церкви Церковные ценности надо музеефицировать - директор Центрального музея им. Андрея Рублева Восстановление роли Церкви должно быть во благо народа - патриарх Работники искусства и науки просят Патриарха Кирилла защитить памятники архитектуры и монументальной живописи Противостояния с нами были бессмысленны - митрополит Псковский и Великолукский Евсевий Спасители святынь или «хранители краденого»? Церковь против музеев: идет война за иконы Директор Эрмитажа Михаил Пиотровский против «церковной атаки на музеи» Дискуссия о передаче иконы «Спас Елеазаровский» в монастырь непрофессиональна - Андрей Турчак Валентин Курбатов: Церковь и музей должны делать единое дело - сохранять дух русского народа Министерство культуры намерено передать икону «Спас Елеазаровский» в храм Трех святителей Спасо-Елеазаровского монастыря Во Владимире из-за несоблюдения правил хранения сильно пострадала Боголюбская икона Про образ Ответственность за состояние иконы «Спас Вседержитель», в случае ее передачи в Елеазаровский монастырь, будет нести Псковский музей-заповедник - Юрий Киселев За два месяца полноценно исследовать икону невозможно - заведующая реставрационным отделом Псковского музея-заповедника В ожидании акта Собачье сердце. Неофициальный ответ МАЛЕНЬКОМУ чиновнику «Спас Вседержитель»: почти детективная история Областные власти уверены в целесообразности передачи иконы «Спас Вседержитель» в Спасо-Елеазаровский монастырь Неофициальный ответ чиновника Великая пустыня и игумения Елисавета Здесь раздают иконы Передача иконы «Спас Вседержитель» в Спасо-Елеазаровский монастырь может привести к утрате уникального памятника
ПравилаКомментарии 13
21.07.2010 19:24
ведьма, в Елизарово зарытая, не успокоится, пока икону не погубит
0
21.07.2010 21:59
да что же вы такие злые?!
вы приходите в музей и просто пялитесь на икону?!
молится надо!!!
пусть лучше в Елиазарово будет!!!!!
Правда жало что матушки больше нет, Царство ей Небесное...
0
21.07.2010 22:29
Церкви нет там, где надо работать. Ей подавай бабло, сразу и много...
0
22.07.2010 00:07
а что это за мужик с повязкой на руке "плн24"?
0
местный 22.07.2010 00:54
Передача древнейшей псковской иконы - дело решенное. Кто сомневается, пусть обратит внимание, что называть её стали не "Спас Вседержитель", а "Спас Елеазаровский", что значимо в сложившейся ситуации. Кто выступает против? Реставраторы из Псковского музея-заповедника? Ату! на них. Моментально приказали пожарникам проверить на условия пожарной безопасности и... закрыли музей в разгар туристического сезона. Если кто обратил внимание, то моментально сделает вывод, что все события, вроде бы разные по значимости и условиям происхождения, выстраиваются в одну шеренгу - беспрекословное подчинение слову губернатора, которому нашептывает Владыка Евсевий - первый хулитель всего святого, предлагающий убрать фрески XII века в Мирожском монастыре !?! и забелить места, где они располагались! Более мерзкого и циничного предположить невозможно. По вей стране идет передел собственности, в которую РПЦ вломилась и прёт, не взирая на федеральные законы, которые не ей писаны. Вот так-то. Бейте поклоны, люди добрые, кладите на восстановление храмов, того же будущего храма в Крестах. А нечистоплотные священники будут подсчитывать финансы в своих карманах.
0
ReligioPolis 22.07.2010 01:01
О ПИКАНТНОСТИ РЕЙДЕРСТВА БОККАЧО НЕ ПОДУМАЛ
19.07.2010 16:19

Судебная тяжба между журналистом Олегом Дементьевым и Псковской епархией РПЦ МП на первый взгляд может показаться лишь одним из локальных скандалов, имеющих место в России при участии Московской патриархии. В самом деле, разве мало случаев, где те или иные организации РПЦ МП конфликтуют с гражданами или организациями по тем или иным вопросам? Однако, история с преданным церковной анафеме журналистом органично входит в продолжающий расти клубок проблем Псковского региона, где официальные церковные структуры оказываются оппонентом и музейщиков, и Законодательного собрания, и сельских жителей, и даже православных священнослужителей, как произошло это в отношении известного историка церковного права протоиерея Павла Адельгейма.

Так что, очередной отказ в судебной защите светскому журналисту, возмутившемуся безнаказанностью тех, кто прикрывается именем религиозной организации - только малая часть серьезной проблемы с клерикалами всей Псковской земли. Ну, а она уже, в свою очередь, органично входят в венок прочих казусов с участием представителей и представительств Московской патриархии в разных регионах нашей родины – разной степени сложности и различной природы.

Не смотря на отсутствие в российском законодательстве узаконенной практики судебного прецедента, опыт показывает, что это цивилизованное достижение правоприменения вообще, все равно пробивает себе дорогу. Поэтому, дело журналиста Дементьева выглядит весьма значимым как для самой по себе судебной практики, так и для всех, имеющих отношение к делу сторон.

В первую очередь это абстрактный "журналист", которого суд позволяет религиозным организациям "законно проклинать", хотя за ним стоит светское общество и, конечно, руководство Псковской епархии РПЦ МП, за коим суд оставляет право использовать многовековой церковный авторитет в целях расправы со свидетелями собственных беззаконий. Догадаться о том, что политика Псковского регионального отделения централизованной религиозной организации естественным образом укладывается в программу общероссийского клерикально-идеологического эксперимента над светским обществом несложно. Вот и получается, что признание допустимости (или правомочия?) для религиозной организации использовать доступные ей культовые практики для воздействия на сознание светского общества, задействуя СМИ, может стать прецедентом, благодаря которому это явление следует считать наполовину узаконенным. Останется лишь провести через думу поправки на предмет того, что объявление кому-либо "анафемы" означает внесудебное частичное поражение "анафематствованного" в правах, а неодобряемые церковью деяния (например, вскрытие Дементьевым фактов епархиального рейдерства), административным или уголовным преступлением, и ...все. Трудно ли представить в действии такой, вот, "православный шариат"...


0
ReligioPolis 22.07.2010 01:03
Несовершенство практики российской судебной системы с ее громадным процентом "ошибочно" и необоснованно вынесенных решений и приговоров, благодаря ЕСПЧ давно уже стало притчей во языцех. Регулярные свидетельства тому появляются в отечественной и зарубежной прессе, в правовых бюллетенях и публикуемых документах едва ли не еженедельно. Однако СМИ далеко не всегда отвечают своему истинному предназначению достоверного освещения фактов и предложения аудитории различных аспектов их анализа. В частности, это хорошо заметно на примере информационной реакции на историю с "проклятым журналистом", где вызывающий массу вопросов отказ Псковского суда в рассмотрении его иска по существу преподносится в странном ключе "ненавязчивого назидания".

Мол, стоит ли расстраиваться тем, что столь показательный урок получил какой-то уездный журналист! Мол, "15 июля Псковский городской суд отказал в удовлетворении иска преданного анафеме журналиста Олега Дементьева", тогда как прокляли его за утверждение, что "настоятельница монастыря …принуждает монахинь к проституции", а "монашки употребляют алкоголь и курят". Надо заметить, что по тому давнему делу суд Пскова не признал свидетельские показания о том, "послушниц …предлагают бизнесменам за 1,5 тысячи долларов за ночь" соответствующей действительности. Да и, сомнительная практика руководства монастыря, погостить в который, укрывшись от мирских глаз прибывают высокие особы, упоминалась лишь, как малая толика недоуменных вопросов, заданных журналистом церкви и обществу.

0
ReligioPolis 22.07.2010 01:11
Но Дементьев давно не мальчик, и понимает, насколько нелепо пытаться удивлять кого-то подобным на фоне общего нравственного падения. Вопросы журналиста касались организованного "церковного рейдерства", один из видеосюжетов по которому отчего-то малоизвестен. Они касались понуждения к "дарению" домов и земельных участков, скупка за бесценок земли. Он сообщал о вытеснении монастырскими "предпринимателями" со своих участков местного населения и дачников – псковичей, петербуржцев, москвичей, о захвате муниципальных зданий и присоединении их к церковным угодьям, о широком строительстве в непонятно откуда взявшейся "охранной зоне" религиозной организации, на которой оказались целые деревни с жителями и их хозяйствами.
0
ReligioPolis 22.07.2010 01:19
Обнаружение журналистом и предание им гласности такого "бизнеса" - это вам не оскорбленность покойной игуменьи на свидетельства какой-то банальной фривольности в традиции перлов Боккачо.
0
ReligioPolis 22.07.2010 01:19
Именно поэтому настоятельница монастыря предъявляла журналисту свой первый иск с требованием взыскать с него 2 миллиона рублей, желая напугать рядового гражданина суммой, которой он, скорее всего, никогда и в глаза не увидит. Именно поэтому сорвалось с тормозов епархиальное начальство, пойдя на объявление журналисту анафемы с нарушением канонического права, морали и здравомыслия.
0
ReligioPolis 22.07.2010 01:20
Не станем утверждать, что масштабы "интересов" в разворошенном Дементьевым "осином гнезде" могли оказаться причиной странной лояльности суда к нарушению прав российского гражданина отделенной от государства религиозной организацией. Но слухи о том, что после кончины настоятельницы, начинавшей весьма прибыльный в наши дни земельный бизнес, где-то так и "зависли" 25 миллионов "американских рублей", которых недосчитались некие кредиторы, ходят уже не только по Пскову.
0
ReligioPolis 22.07.2010 01:21
Поэтому твердое намерение журналиста, не нашедшего судебных "пророков в своем отечестве" обращаться к арбитрам Европейского суда вполне оправданно и, вероятно, перспективно. Тем более, что как-то очень легко забывается то очевидное обстоятельство, что против отлаженной и по-своему совершенной системы тотальной коррумпированности в России традиционно выступали лишь единицы.


ReligioPolis

0
23.07.2010 11:47
Зачем скобарям нужен приезд 18 августа главного церковного менеджера и табачного короля всероссийского масштаба с многомиллиардным состоянием, нарушающего обет нестяжания. Веры такому праповеднику нет...
0
Рейтинг@Mail.ru