Уничтожение шатров Власьевской и Рыбницкой башен Псковского Кремля - большая утрата для имиджа Пскова, убежден руководитель Псковского отделения Ассоциации реставраторов России.
«Сегодня очень важно сделать выводы и избежать последующих проблем в использовании других памятников исторического наследия. Потому что Псковский Кремль был и остается нашим главным музейным туристским объектом и главным памятником - и с точки зрения представительности, и с точки зрения истории и патриотического чувства. Для имиджа Кремля и Пскова уничтожение шатров Власьевской и Рыбницкой башен - большая утрата», - сказал И. Лагунин в интервью Псковской Ленте Новостей.
Он полагает, что причиной пожара, произошедшего в ночь на 28 апреля, не обязательно мог быть поджог. «Возгорание могло возникнуть по вполне прозаическим причинам - неисправность электропроводки или просто ресторанные дела. Что там говорить, ресторан «Русь», располагавшийся во Власьевской башне, - пожароопасное заведение, и башня была приспособлена для музейных целей, а не для ресторана», - сказал Лагунин. При этом он напомнил, что Власьевская башня горела не впервые, но в прошлый раз действия пожарных оказались более эффективны, чем нынче, и пожар удалось загасить.
Руководитель Псковского отделения Ассоциации реставраторов России считает использование памятников сложной проблемой, хотя зачастую их использование под рестораны или магазины является спасением для памятников, если помещения хорошо для этих целей приспособлены. По мнению Игоря Лагунина, ресторан во Власьевской башне «в принципе нужен», но помещение было недостаточно приспособлено для этих целей. «Я не знаю, был ли в должной мере разработан проект приспособления Власьевской башни под ресторан, но если бы он прошел экспертизу, и ресторан был бы нормально приспособлен, пожара можно было бы избежать», - убежден Лагунин. На его взгляд, в недостаточной мере были использованы исторические данные башни, в частности ее имидж боевой башни, главных ворот Европы.
По мнению Лагунина, на восстановление шатров уйдет не меньше 22 млн. рублей. Восстановление шатра Рыбницкой башни - процесс менее трудоемкий, поскольку этот объект не связан с приспособлением. Что же касается Власьевской башни, если ее восстанавливать с прежним приспособлением под ресторан, то нужно более серьезно подходить к проекту, а это затратное дело. «Горючий шатер на такой башне-ресторане хорошо бы вообще исключить, то есть сделать его из огнестойких материалов. Тогда его можно было бы приспособить более полноценно», - добавил Игорь Лагунин.
Он также выразил надежду на то, что из-за пожаров Рыбницкой и Власьевской башен необходимость восстановления кровли Покровской башни, которая сгорела в 1995 году, не отойдет на второй план. «По Покровской башне уже состоялся тендер. Поэтому не выдерживать сроки работ было бы нарушением закона. Восстановление ее шатра - важный политический момент, и я бы не связывал два явления, иначе мы без конца будем латать дыры и не будем продвигаться вперед», - сказал Лагунин.
В заключение он высказал мнение, что случившийся пожар башен «надо использовать, чтобы лишний раз привлечь внимание к полноценной реставрации Кремля. Очень хотелось бы, чтобы Кремль, наконец, приобрел завершенный вид. Это связано не только с восстановлением шатров, но и с музеефикацией Довмонтова города», - заключил руководитель Псковского отделения Ассоциация реставраторов России.