Культура

Как псковские музеи пользуются благами соцсетей

08.07.2022 12:21|ПсковКомментариев: 0

Сегодня социальные сети - постоянный спутник большинства людей, а также один из самых полезных и эффективных каналов распространения любой информации. Первая волна активности музеев в соцсетях пришлась на пандемию. Когда все закрылось из-за карантина, самые прозорливые музейщики стали выкладывать видеоэкскурсии, публиковать красивые фотографии экспозиций, проводить конкурсы и викторины для подписчиков. А как дела обстоят сейчас, когда из каждого утюга мы только и слышим, что о развитии внутреннего туризма? Достойно ли музеи Псковской области представляют себя в соцсетях, достаточно ли актуальной информации публикуют, чтобы привлечь туриста и не заставить его звонить для уточнений? Мы рассмотрим аккаунты региональных музеев «ВКонтакте», как одной из самых популярных сетей разрешенных в России и охватывающей массовую и весьма разнообразную аудиторию.

 

Важно учитывать, что все музеи создавали свои сообщества в разное время. Кому-то, чтобы набрать 3 000 человек в группу понадобилось 5 лет, а кому-то хватило и года. Этих данных достаточно сложно отследить, поэтому мы будем судить об успешности тех или иных групп только по конкретным наглядным критериям. 

Чтобы составить достаточно полное представление о том, как музеи ведут свои социальные сети, я предлагаю оценить сообщества главных и самых крупных музеев по следующим критериям:

  • Количество подписчиков
  • Внешний вид и оформление сообщества
  • Частота постинга
  • Качество контента

Государственному мемориальному историко-литературному и природно-ландшафтному музею-заповеднику А. С. Пушкина «Михайловское» принадлежит самое большое сообщество «ВКонтакте» среди всех псковских музеев. Численность аудитории насчитывает почти 10 тысяч человек. Конечно, музей априори находится в более выгодном положении, ведь, как известно каждому россиянину, «Пушкин – наше все».

Хоть в группе и нельзя выделить какой-то единый стиль по оформлению публикаций, она выглядит весьма неплохо. Главное, что в разделе «информация» указаны все необходимые туристу данные: описание музея, точный адрес, телефоны и почты, по которым можно заказать экскурсии, также есть ссылки на другие соцсети.  

В среднем, ежедневно в сообществе выходит 3-4 поста, и этого вполне достаточно для сообщества подобного рода. Контент в группе также весьма разнообразный, носит, как справочный, так и познавательно-развлекательный характер. Здесь вы можете легко найти и время работы касс, и полюбоваться профессиональными фотографиями заповедника, и узнать много интересных деталей о жизни Александра Пушкина. Скорее всего, посты публикуют несколько человек, так как многие из сообщений сильно отличаются в оформлении – одни длинные, монотонные, без использования эмодзи и заигрывания с аудиторией, а другие легкие и красочно оформленные. Отклика аудитории и обратной связи явно было бы больше, если бы все публикации привели к единому виду и использовали разнообразные способы привлечения внимания – эмодзи, постоянные рубрики, опросы, разработали стиль оформления картинок.

С одной стороны, 9 779 тысяч подписчиков для такого большого музея-заповедника, известного во всей стране – цифра не очень большая, а, с другой, музеи в России начали осваивать соцсети не так давно, поэтому все впереди. Для сравнения, у всемирно известного петербургского Музея антропологии и этнографии «Кунсткамера» количество подписчиков «ВКонтакте» составляет 11 948 человек. Всего пара тысяч разницы. Уверена, что наш музей, поработав над форматами и оформлением контента, с легкостью наберет еще не одну тысячу подписчиков.


Псковский музей-заповедник в нашем рейтинге занимает второе место по сумме всех критериев. На сообщество «ВКонтакте» подписаны более 5,5 тысяч человек. В описании группы указаны все музейные площадки, которые можно посетить или заказать экскурсию. Это очень удобно, ведь музей включает в себя множество выставочных залов и экспозиций. Также в описании прикреплена ссылка на карту, которая поможет найти дорогу в любое помещение музея. То есть, по факту, все адреса и названия в группе имеются, телефоны для связи тоже. Еще одно важное преимущество, в шапке группы опубликована ссылка на аудиогид по Поганкиным палатам. Хотелось бы, конечно, чтобы аудиоэкскурсий было больше, но начинание отличное.

В сообществе в среднем публикуют 1-2 поста в день. Иногда контент весьма полезный и интересный, например, есть посты, где можно узнать про экскурсии, которые проводят на выходных, конкурсы, в которых можно поучаствовать, про недавно открывшиеся экскурсионные площадки. Однако вынуждена отметить, что в сообществе публикуют очень много официального контента, новости из СМИ. Например, недавно подписчикам рассказали о том, что в Петрозаводске проходит заседание из цикла мониторинговых мероприятий по внедрению модельного стандарта краеведческого музея. Что я сейчас прочитал, спрашиваете вы себя? Вот-вот. В этом все и дело. Я понимаю, что среди подписчиков есть представители экспертного сообщества, которым такая информация действительно интересна и полезна, но всегда нужно помнить, что абсолютное большинство аудитории – это обыватели и потенциальные посетители музея. Для экспертов явно существуют отдельные узкопрофильные сообщества. Сами посты  оформлены простенько - никаких эмодзи, тематически оформленных картинок нет. Хотелось бы увидеть в группе какой-то единый стиль и больше развлекательного контента для простых смертных.


Замыкает тройку лидеров сообщество Музея-заповедника «Изборск» с 3 675 подписчиками. Шапка профиля оформлена по образу и подобию предыдущих двух музеев: короткое описание, адрес, телефон, сайт.

Хочу отметить тематическое меню вверху группы, где можно узнать подробности об экскурсиях, работе музейного кафе, познакомиться с подробностями работы «Пушкинской карты». Дизайн – дело вкуса, но хочется похвалить такую инициативу – удобно, когда вся полезная информация располагается в одном месте. Один нюанс – вся информация, содержащаяся под баннерами, датируется февралем 2022 года. Надеюсь, что данные не устаревшие и не вводят в заблуждение посетителей.

В некоторые дни  в группе выходит по три поста, в другие - совсем ничего. Однако среди публикаций есть интересные тематические рубрики. Например, #ПрироднаяСреда. В ней сотрудники музея рассказывают про интересных животных и птиц, которые обитают на территории заповедника. Использование уникальных хештегов очень упрощает поиск контента в группе. За это отдельный «лайк» музею.

Вообще в этом сообществе по сравнению с другими наиболее прослеживается тенденция к созданию целых блоков интересного развлекательного контента для подписчиков. Когда я писала текст, минут на 30 залипла в группе музея, изучая рубрику #музейнаяазбука_изборск. Это посты, которые рассказывают о разных значимых для края людях, событиях или явлениях. Они, кстати, симпатично тематически оформлены в одном стиле, что тоже плюс.


Еще одна достаточно многочисленная по местным меркам группа «ВКонтакте» принадлежит «Краеведческому музею города Великие Луки». На сообщество подписаны 3 093 человека. В группе чаще всего публикуют по одному посту в день, зато в шапке есть удобная навигация по хештегам, которая поможет отыскать пользователям уникальный музейный контент.

Сотрудники музея разработали множество интересных рубрик, публикуют уникальные архивные фото. В сообществе достаточно хорошо развита активность читателей, под многими постами разгорается живая дискуссия. Осталось только внешний вид сообщества привести в порядок и можно будет смело обгонять главные областные музеи, описанные выше.


В Псковской области много интересных музеев, однако социальные сети многих из них оставляют желать лучшего. В большинстве групп, которые мне удалось обнаружить, не наберется и 1000 подписчиков. Это, конечно, никак не характеризует сами музеи, их экспозицию или историческую ценность, но прямо влияет на количество гостей и значимость. Музейщики должны понимать, что соцсети – универсальный способ привлечения внимания, а соответственно и новых гостей. А пока кто-то в своих сообществах не может ответить на вопросы подписчиков или создает контент за счет репостов из городских групп или сообществ других музеев, ситуация вряд ли изменится. Например, заходишь в группу интереснейшего Музея-усадьбы народа сето в деревне Сигово, а там 100% публикаций – это репосты из «Музея-заповедника "Изборск"». И чтобы посмотреть удивительные колоритные фото, понять, как именно проходят интерактивные экскурсии, еще нужно постараться.  


Я оставлю для вас список интересных музеев в соцсетях, которые нам удалось найти. Если они сами не понимают, как работают соцсети для привлечения гостей, давайте поможем им и подпишемся на те музеи, где бы вы потенциально хотели бы побывать:

Если мы что-то упустили, пишите ссылки на ваши любимые музеи в соцсетях в комментариях.

Пока говорить с аудиторией и показывать себя научились не все музеи. Глядя на странички «ВКонтакте», складывается впечатление, что многие заводят паблики, потому что без них нельзя, потому что надо, потому что директор сказал. Дальше они движутся по наитию, пишут посты, публикуют картинки, некоторые даже пытаются остроумно шутить. Но в какой-то момент сотрудники «храмов культуры» приходят к пониманию, что все это работает не так, как им хотелось бы. Глядя на многие сообщества, складывается впечатление, что их владельцы сами не знают, чего именно хотят от социальных сетей. Перед тем, как что-то делать, надо обязательно обрести понимание, зачем это нужно, кому это принесет пользу и какие методы работы лучше использовать.

Ксения Журавкова

опрос
Где будете отдыхать на майских праздниках?
В опросе приняло участие 244 человека
ПравилаКомментарии 0
Рейтинг@Mail.ru